С. Сальникова. С. 38.

 

Так почему древние мудрецы отправились в Палестину, если с таким же успехом они могли наблюдать этот астрономический феномен в Вавилоне?

Б. Пилат. С. 168.

 

Кеплер… присовокупляет, что вблизи Юпитера и Сатурна в то время находился еще и Марс и что действительно неопытным или, вернее, не учено-астрономическим глазом все эти три планеты могли быть приняты за одну необычайную звезду. Различные комбинации этих планет, имевшие место в течение некоторого времени... могли казаться движением одной необычайной звезды, и именно с востока на юг, то есть по тому направлению, по которому и пришли в Иерусалим восточные мудрецы.

Свящ. Г. Дьяченко. С. 38.

 

Сатурн в вавилонской астрологии ассоциировался с Палестиной, в то время как Юпитер был планетой царской, предсказывавшей золотой век политики. Таким образом, когда Сатурн встречался с Юпитером в созвездии Рыб, то было ясно, что Правитель последних времен рожден в Палестине. Глиняные таблички, найденные в башне Зиппар, вероятно, использовались в качестве переносных астрологических календарей, и волхвы, должно быть, взяли их с собой в свое путешествие в Палестину.

Р. Сантала. С. 68.

 

Мало того, астрономически удостоверено, что это звездное явление оказывалось перед глазами тех, кто выходил из Иерусалима, и что оно, можно сказать, даже предшествовало им, или вело их по направлению к Вифлеему. Все это поистине чудесно, даже если бы мы ограничились предположением здесь одних только чисто астрономических явлений.

А. Лопухин. С. 35.

 

Из Иерусалима эту звезду можно было видеть на южной части небосклона, со стороны Вифлеема. И вновь воображение набожного человека рисует ему, как волхвы идут по равнине и смотрят на звезду, которая указывает им стоящий на холме конкретный дом в Вифлееме. 7 г. до Р. Х. удивителен с точки зрения астрологии еще и тем, что весной этого года Юпитер соединился с Венерой, считавшейся звездой удачи для великой династии Юлия. По этой причине некто Филаен установил на храме Исиды табличку с прославлением цезаря Августа как человека, который принес удачу греческого мира александрийцам.

 

Нетрудно понять, каким образом, этот феномен подтолкнул волхвов к путешествию в Святую Землю.

Р. Сантала. С. 68.

 

 

Св. евангелист Матфей рассказывает, что поводом ожидания, возбужденного в волхвах, было видение звезды Мессии на востоке, а причиной путешествия — желание отыскать Его.

Ф. Фаррар2. С. 19.

 

О самой стране, откуда вышли волхвы, числе их и именах ничего не говорится ни в Евангелиях, ни в апокрифах; но само по себе это событие настолько знаменательно и интересно, что не могло остаться без того, чтобы не пополниться позднейшими преданиями. По одному из этих преданий, это были цари савские, приходившие к свету Мессии и к восходящему над Ним сиянию. Впрочем, мнения касающиеся их страны крайне разнообразились, и родиной их считали разные страны: Персию, Халдею, Эфиопию и Индию… В евангельском повествовании не обозначено числа волхвов, прибывавших в Иерусалим.

А. Лопухин. С. 856.

 

Относительно числа их существует двойственное предание. Св. Иоанн Златоуст и блаженный Августин насчитывают их двенадцать человек, а другие отцы церкви утверждают, что их было только трое, по числу принесенных даров. Некоторые называют их даже по именам, указывая родину и описывая наружность каждого: Мельхиор-старец, убеленный сединой; Каспар — розовый, безбородый юноша; Вальтазар — смуглый молодой человек, в первой поре возмужалости. Из того же предания известно, что Мельхиор был потомок Сима, Каспар — Хама, а Вальтазар — Иафета.

Ф. Фаррар2. С. 18.

 

 

Мельхиор, царь Нубии и Аравии, принесший Господу в дар золото, был ростом из трех самый малый; Бальтазар, царь Годолии и Савы, — средний. Каспар же, царь Фарсиса и острова Эгрискуллы, — высший, сам же — эфиоплянин, черный лицом, и в том никто да не усомнится...

И. Хильдесхаймский. С. 76.

 

На изображениях в катакомбах волхвы представляются также различно — в числе двух, трех и четырех. На знаменитой древней медали в память волхвов их значится трое. Имена их — Мельхиор, Каспар и Валтасар. Память их в западной церкви чтится 6 января под именем трех царей. В Кельнском соборе показываются их мощи.

А. Лопухин. С. 35.

 

И во всем мире вошло в обычай называть трех славных царей волхвами, и так ведется даже и по сей день. А почему назвали сих досточтимых царей волхвами, о том в разных книгах изъяснено по-разному. Истина же в том, что волхвом принято называть всякого мудреца, который разумеет ход небесных светил. И никто да не усомнится в том, что сии великие, богатые и могущественные цари были таковы, и о том свидетельствует вся земля их и все христиане, что родились и живут на ней.

И. Хильдесхаймский. С. 81.

 

Предание о волхвах особенно распространилось на западе, и популяризатором его явился так называемый Беда Достопочтенный, который передает уже самые точные сведения о них. По его свидетельству, волхвов было трое. Из них Мельхиор был старец с длинными белыми волосами и большой бородой, и он принес новорожденному Христу золото; другой волхв был Каспар, безбородый юноша с румяным лицом, и он принес в дар Христу ладан; третий волхв был Валтасар, смуглый, весь волосатый мудрец, и он принес Христу смирну на Его погребение. В восточных христианских сказаниях волхвы получают еще более внешнего величия и блеска. Они прибыли в Иерусалим со свитой в тысячу человек, оставив позади себя на левом берегу Евфрата отряд войска в 7000 человек. По возвращении в свою страну (на отдаленном востоке, у берегов океана) они предались созерцательной жизни и молитве, и когда впоследствии апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то ап. Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда прибавляет, что их мощи, найденные царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан, а потом в Кельн. В Кельнском соборе посетителям еще и теперь показывают черепа этих трех мудрецов, хранящиеся в драгоценных украшениях и выставленные в большой золоченой раке. Эти черепа, будто бы, открыты кельнским епископом Рейнальдом в двенадцатом столетии. В честь волхвов на западе установлен был особый праздник, так называемый «праздник трех царей», вытеснивший собой праздник Богоявления 6 января. Эти волхвы сделались вообще настолько популярны в западной Европе, что среди простого народа они считались покровителями путешественников, и их именами часто назывались гостиницы и постоялые дворы.

А. Лопухин. С. 856–857.

 

И вот, трое святых царей, правящих в землях Индии, Персии и Халдеи, были извещены о восхождении той звезды и уведомлены о дозорных, поставленных для нее, и о пророках, весьма обрадовались, что при жизни сподоблены видеть ту звезду, которая издревле была возглашена и с упованием ожидаема всеми народами. Посему, когда сии честные и достославные цари, коих державы столь далеко удалены одна от другой, узнали о той звезде, то каждый, ничего не ведая об остальных, пустился в путь с превеликой пышностью, с жертвами и дарами, в богатых и дивных царских уборах, на лошадях, мулах и верблюдах, имея за собой великую и славную свиту; и столь дивно и благородно все это было устроено, дабы им разыскать новорожденного...

И. Хильдесхаймский. С. 48–49.

 

Трое оставили свою страну и отправились в путь к Иерусалиму.

А. Дидон. С. 112.

 

И когда маги пошли, звезда явилась им и шла перед ними, пока они пришли к месту, где был Младенец. Маги, увидев звезду, возрадовались великой радостью.

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (16).

 

...И все живущие там и населяющие города и веси, по которым они проезжали ночью, весьма дивились и пугались, ибо видели они царей с воинством и свитой и длинным караваном, для коих на всем пути ночь превращалась в день, и не знали, откуда они пришли и куда идут, утром же находили они землю в своих околотках истоптанной лошадьми и мулами. И оттого в местах, где те проезжали, все люди пребывали в безмерном изумлении, и было о том в народе великое недоумение.

И. Хильдесхаймский. С. 56–57.

 

Я не перестану удивляться старой повести о том, как, увенчанные величием царей, облаченные тайной магов, они пришли сюда из восточных стран. Истина, называемая преданием, мудро подарила им безвестность, и они остались для нас таинственными, как их прекрасные имена Мельхиор, Каспар, Бальтазар. С ними пришел весь мир учености, считавшей звезды в Халдее, созерцавшей солнце в Персии; и мы не ошибемся, приписав им любопытство — перводвигатель ученых. Они могли бы воплощать тот же идеал, если бы звались Конфуцием, Пифагором, Платоном; они были из тех, кто ищет не сказки, но истины. Их жажда истины была жаждой Бога, и они тоже получили свое. Для философов, как и для мифотворцев, Вифлеем восполнил неполное.

Г. Честертон. С. 202.

 

И время, протекшее в пути, показалось им за один день. Всего же были они ведомы Богом и той звездой тринадцать дней с того дня… и, наконец, пришли в Иерусалим из своих царств и владений. И в том никто да не усомнится.

И. Хильдесхаймский. С. 57.

 

Их богатый и блестящий караван произвел волнение в городе.

А. Дидон. С. 112.

 

Сколь удивительна краткость и быстрота того путешествия, о том пишут во многих книгах. Некоторые говорят, что они скакали на верблюдах, ибо эти животные весьма быстры в беге, и лишь потому успели они за столь короткое время добраться до Иерусалима и Вифлеема.

И. Хильдесхаймский. С. 57–58.

 

Они всюду наводили справки и, не сомневаясь нисколько относительно события, которое, по их представлению, непременно исполнилось, везде по дороге говорили: «Где родившийся Царь Иудейский? Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему».

А. Дидон. С. 112.

 

Когда же они внезапно и неожиданно вошли в город с великой силой, какая была при них, то Ирод омрачился и все бывшие с ним, и началась в Иерусалиме сильная смута. Ибо караваны их и свита были столь велики, что город не мог их вместить, и потому большая часть прибывших расположилась за городской стеной, словно бы они осадили сей город и обложили его со всех сторон.

И. Хильдесхаймский. С. 63.

 

И вот они, прибыв в Иерусалим, стали спрашивать у всех, где родившийся Царь Иудейский. В этом вопросе волхвов звучит полная уверенность в том, что этот Царь уже родился, и им неизвестно было только, где Он находился в данный момент. По их предположению, в иудейской столице всякий уже должен был знать об этом; каково же было их удивление, когда оказалось, что там еще почти никто не знал о совершившемся великом событии, и иудеи изумленно спрашивали волхвов, как они узнали о рождении Царя Иудейского.

А. Лопухин. С. 854–855.

 

Когда трое царей со своими воинствами вошли в Иерусалим, правил в нем, как о том было сказано, Ирод, поставленный на царство от кесаря и римлян, и был он уже в преклонных летах.

И. Хильдесхаймский. С. 65.

 

Когда мы прибыли в Иерусалим, то знамение звезды, сопровождавшей нас, всех встревожило. «Что означает, — говорят, — приход персидских мудрецов и появление звезды?» (По преданию автор этого сказания был в свите восточных царей и ведет повествование как бы от их имени. — Е.Г.)

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 103–104.

 

Ввиду всего этого, как появление странных путешественников, так и особенно их заявление возбудили в Иерусалиме всеобщее внимание, и о цели их прибытия немедленно доложено было Ироду.

А. Лопухин. С. 36.

 

И спрашивали нас старейшины иудейские: «Что будет и ради чего вы пришли?» И мы сказали им: «Родился тот, кого вы называете Мессией». Они смутились и не смели нам воспротивиться. «Скажите нам, что вы узнали?» — спросили старейшины. И мы сказали им: «Неверием больны вы и не верите ни с клятвою, ни без клятвы, и следуете своему неразумному желанию. Ведь родился Христос, Сын Вышнего, который разрушит закон ваш и собрания. Поэтому, став мишенью своего прежнего безумия, вы без удовольствия слушаете об этом имени, которое внезапно явилось перед вами». Они же, посовещавшись между собой, предложили нам принять дары и молчать об этом деле в этой стране, чтобы не случилось восстания против них. А мы сказали: «Мы принесли Ему дары для того, чтобы возвестить о тех великих событиях, которые происходят в вашей стране при Его рождении, и вы говорите, чтобы мы, взяв дары, скрыли объявленное нам небесным Богом и преступили повеление нашего царя. Разве вы забыли, какие пытки приняли от ассирийцев?» Они же, испугавшись и много извинявшись, отпустили нас.

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 103–104.

 

…Тогда Ирод призвал к себе магов и (также) сказал им: «Какое дело привело вас сюда?» Маги отвечали: «Великан (Нимрод), оставивший нам свои книги, пророчествовал в них: “Младенец родится в Палестине в некотором столетии; Он будет велик и все покорятся Ему, и в качестве знака того вы увидите новую звезду, и вы отправитесь вслед за ее сиянием, взяв с собой мирру, золото и ладан, и когда найдете Младенца, поднесите Ему все это, поклонитесь Ему и возвратитесь. Если вы не сделаете этого, вас постигнут великие беды”. И это пророчество сохранялось в памяти поколений, пока, наконец, не явилась эта звезда. И вот мы, исследовав знамение Всевышнего Бога, данное нам, повиновались, принесли дары для Новорожденного и пришли поклониться Ему».

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 3б).

 

... И так говорил [Ирод]: «Впущу я в страну пришельцев, но приставлю сторожей следить (за ними), и иных сторожей приставлю, которые знают персидский язык, чтобы слышали, что говорят». И заточены были персы, и начали тужить, говоря: «отцы и деды наши были искусные звездочеты, и на звезды смотря, никогда не лгали. И мы, наученные ими, никогда не искривляли звездное повеление. А здесь что может быть? Лесть ли, соблазн ли?»

Из славянской версии «Иудейской войны». С. 139–140.

 

Слова этих чужеземцев дошли до слуха Ирода. Царь пришел в смущение, и в Иерусалиме, где надежда на Избавителя всегда находила в душах живой отклик, началась тревога…

А. Дидон. С. 112–113.

 

Это известие (с которым прибыли в Иерусалим волхвы — Е. Г. ) устрашило весь народ, и Ирод царь послал за писцами (scribes), фарисеями и книжниками народными и спросил их: как возвестили пророки, где должно родиться Христу? Они же сказали ему в ответ: в Вифлееме, ибо написано: «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который будет править народом Моим, израильским».

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (16).

 

Царь же иудейский (после того) прислал за нами и говорил с нами и расспросил нас. Мы отвечали ему то же, и он весь смутился.

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А. Г. С. 103–104.

 

И сказал он им тайно ото всех: «Зачем смущаете сердце мое и душу мою сокрушаете, не говоря истины. Зачем пришли»? Они же говорят ему: «У нас, царь, сынов персидских, двоесловия нет. Учение наше и ремесло — астрономию же — переняли деды наши от халдеев. И на звезды смотря, никогда не согрешали. Явилась нам звезда неизреченная, отличная от всех звезд. Не была она из семи планет, ни от Копьеносца, ни от Меченосца, ни от Стрельца, ни от Волосатых, но светящаяся как солнце. И радуясь, глядя на нее, дошли мы даже и до тебя. И тут скрылась звезда доселе. Ныне же, нам, идущим к тебе, снова явилась. И сказал Ирод: «Можете ли мне показать ее?» И говорят: «Мы видели, как и весь мир видит ее». И вышли в непокрытую горницу, и показали ему звезду. И увидев, Ирод весьма удивился и поклонился Богу, так как был благоверен.

Славянская версия «Иудейской войны». С. 139–140.

 

Ирод сказал им: «Я нахожу ваш поступок прекрасным. Пойдите, разыщите Младенца, и когда найдете Его, то известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему».

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 3б).

 

И приставил к ним брата своего и бояр, чтобы пошли и увидели Родившегося. Но когда шли они, опять скрылась звезда. И опять возвратились. И взмолились к нему персы отпустить их, чтобы, найдя (звезду) на обратном пути, известить его. И говорили ему, думая, что звезда покажет им, каким путем возвратится. И шли по звезде.

Славянская версия «Иудейской войны». С. 139–140.

 

Не видно, чтобы волхвы поняли хитрость, скрытую под льстивыми словами Ирода. Они, без сомнения, не знали гнусной истории этого честолюбивого интригана, который и сам был не без претензии на роль Мессии и не останавливался перед преступлением, чтобы уничтожить тех, которые могли набросить тень на его шаткое господство.

А. Дидон. С. 113.

 

И они, выслушав царя, отошли. И вот, звезда, которую видели они на востоке, двигалась перед ними, как, наконец, остановилась над местом, где был Младенец.

И. Хильдесхаймский. С. 66.

 

Третье соединение (звезд, о котором мы говорили выше) должно было произойти в знаке Рыб 4 декабря т. е. в южной части неба. Вифлеем находится к югу, и если мудрецы ушли от Ирода где-то к вечеру, то в течение их двухчасового пути они видели перед собой ослепительную звезду, ту, которая ранее была на востоке. Они прибывают в Вифлеем в промежуток между 3 и 5 декабря…

Б. Пилат. С. 170.

 

Маги пошли, идя за звездой, которая, придя в одно место, остановилась и не двигалась.

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 3б).

 

Увидев же это, они возрадовались радостью весьма великой и, войдя в дом, нашли там Младенца с Марией, Матерью Его, и, пав на колени, поклонились Ему.

И. Хильдесхаймский. С. 66.

 

Сколько времени Мать с Младенцем пробыла в пещере, мы сказать не можем, потому что в Евангелии описания нет, но достоверно то, что и в настоящее время народ не остается подолгу в палестинских гостиницах, весьма не приспособленных для продолжительного житья, и из Евангелия св. Матфея известно, что волхвы посетили Марию уже в доме, а не в гостинице.

Ф. Фаррар2. С. 12.

 

И войдя в дом, увидели Младенца Иисуса, лежащего на руках у Марии.

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (16).

 

Отрок же сидел на земле, по второму без малого году, по ее словам, с лицом, отчасти похожим на лицо матери. Сама же она была такова ростом, что должна была смотреть сверху вниз: тело имела нежное, лицо круглое, а волосы на голове цвета пшеницы.

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 135.

 

В то время, как трое царей разыскивали в Вифлееме Христа, чтобы поклониться Ему и поднести дары… и лежал Он в яслях на сене, спеленатый ветхим платком, цветущее дитя видом. Подобно же и Мария, Его мать, как о том написано во многих книгах, была в полном цвете, лицом чуть смугла и, когда вошли цари, имела на себе простой голубой плащ, придерживая его левой рукой. Голова ее была покрыта льняным платком, сама же она сидела на краю яслей и правой рукою держала голову Младенца. И лишь только увидели цари младенца Иисуса, лежащего в яслях на жалком клочке сена, как о том еще прежде поведали им пастухи, и звезда осветила своим светом глинобитные стены и пещеру, где родился Христос, так что стояли они осиянные тем светом, словно в огненной печи, — тотчас сошли они со своих богато украшенных верблюдов и лошадей, отвязали привезенные дары и со смирением поцеловали землю перед яслями и руки Младенца. И отсюда пошел обычай в тех землях и держится по сей день, чтобы никому не являться перед султана или других царей восточных с пустыми руками и — не поцеловав прежде земли у их ног...

И. Хильдесхаймский. С. 72–73.

 

Пришли мы туда, куда были посланы, и увидели родившую и Рожденного, а звезда указывала на Господнего Младенца. Сказали мы матери: «Как зовешься, преславная матерь?» Она говорит: «Мария мне имя». И спросили мы ее: «Откуда ты?» Она отвечала: «Из Вифлеемской земли». И мы ей: «Не имела ли мужа?» Она говорит: «Я только была помолвлена, но когда были совершены предбрачные обряды и когда меня стало мучить раздумье, в субботу на рассвете при первом блеске солнца явился ангел, благовествовавший мне некое внезапное рождение. Смущенная, я вскричала: “Никоим образом не будет этого, ибо мужа не знаю”. И он уверил меня, что по воле Божией будет это рождение».

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 103–104.

 

Тогда они и открыли сокровища свои и предложили богатые дары Марии и Иосифу. И каждый из них принес Младенцу особые дары. Один предложил золото, другой — ладан, третий — мирру.

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (16).

 

И, открыв сокровища свои, поднесли Ему дары: золото, ладан и смирну (мирру. — Е. Г.).

И. Хильдесхаймский. С. 66.

 

И, взяв Отрока, и подержав его на своих руках, мы дали ему золото, ладан и смирну, сказав: «Тебе — твое воздаем, небесный Иисус!»

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 134.

 

... Нет ни одного слова, которое могло бы свидетельствовать об их вере, но их подарки имеют глубокий смысл: они предлагают золото Царю будущего, ладан — Первосвященнику, смирну — Бессмертному, Который, после Своего отшествия, создаст между людьми вечное царство и священство.

А. Дидон. С. 113.

 

Древние христиане видели в этих дарах символическое значение: смирна, или мирра, приподнесена была Ему как человеку, золото — как царю, а ладан — как Богу, — невинные фантазии, достойные памяти по их историческому интересу и по тому влиянию, какое они имели на христианскую поэзию и живопись.

Ф. Фаррар2. С. 20.

 

Но и о золоте, ладане и смирне, принесенных в дар Господу, во многих книгах содержатся разноречивые мнения. Так, в иных говорится, что золото подано было Матери и Младенцу ради их бедности, ладан — против зловония, бывшего в хлеву, а смирна — дабы охранить Младенца от червей. Святой Фульгенций, однако, пишет, что сими дарами трех царей указаны во едином Христе божественное величие, царская власть и человеческая смертность. Ладан означает здесь приношение жертвы, золото — подать кесареву, смирна — гроб мертвецов.

И. Хильдесхаймский. С. 75.

 

Тогда госпожа Мария взяла одну из пелен, в которые был завернут Младенец, и дала ее магам, которые приняли ее как дар неоценимого свойства.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф (7).

 

Мы сказали ей: «О матерь матерям! Все боги персидские ублажили тебя, велико твое прославление, ибо ты стала выше всех славных (женщин) и царственнее всех цариц!»

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 134.

 

...И так как они справляли праздник, то зажгли огонь по обычаю своему и поклонились ему. И бросили они эту пелену в пламя, и пламя охватило ее. Когда огонь угас, они вынули оттуда пелену, и не оставило пламя никакого следа на ней. Тогда они стали лобзать ее и возлагать на главы и очи свои, говоря: вот точно истина! Какая же цена этой вещи, которую огонь не мог ни истребить, ни испортить? И, взяв ее, пошли с великим почтением с сокровищами своими.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф (8).

 

Отрок же смеялся и прыгал, радуясь нашей ласке и нашим речам. Мы поклонились матери его, и она почтила нас, и мы, славя ее, пришли в то место, где остановились.

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 136.

 

И вот в тот же час им явился ангел в виде звезды, уже служивший им путеводителем, и они пошли за ее сиянием, пока не возвратились в страну свою.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф (7).

 

Когда они хотели возвратиться к царю Ироду, они были предупреждены во сне не возвращаться к нему. И они поклонились Младенцу с великой радостью и отошли в страну свою иным путем.

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (16).

 

…Они отправились в обратный путь и не вернулись к Ироду.

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 3б).

 

И мы пошли, не послушавшись его [Ирода].

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А.Г. С. 103.

 

И ждал их год, но они не пришли к нему.

Славянская версия «Иудейской войны». С. 139.

 

Удивляясь невозвращению волхвов и чувствуя, что его планы расстроились, Ирод пришел в сильное негодование.

А. Дидон. С. 114.

 

...И так стали они [эти цари] первыми среди язычников, прославившими и принявшими веру во Святую Троицу.

И. Хильдесхаймский. С. 23.

 

И мы, имея с собой юношу-живописца, их изображения [Иисуса и Марии] отнесли в свою страну, и они были положены в том храме, в котором было пророчество. Надпись же следующая: «В храме всевышнему Богу Солнцу великому царю Иисусу посвятила персидская держава».

Сказание Афродитиана.

Цит. по: Бобров А. Г. С. 134.

 

А надлежит вам знать, и о том уже было сказано, что сии три царя по обычаю тех мест привели с собой много всякого скота. И с той поры в Святой земле развелось множество овец и баранов, называемых Неваиофскими. Животные эти весьма рослые и жирные, но жир их находится не внутри тела, как у других овец, а снаружи, в хвосте, в самом же теле жира у них почти не бывает. Хвост у них своей толщиной достигает иногда ширины бедер и свисает до самой земли. И часто бывает, что, когда заколют овна, то хвост его весит равно с тушей или вполовину ее. И от сих животных пошел род диких баранов, также весьма жирных и рослых, с длинными рогами и шерстью как у козлов; и они ходят по пустыне, сбившись в большие стада. И люди охотятся на них с собаками и леопардами, как и на прочих диких зверей. Но когда собаки их настигают, то те никогда не бьются и не защищают себя, хотя по природе весьма сильны. Но вернемся к прерванному рассказу…

И. Хильдесхаймский. С. 53–64.

 

Посещение этих благочестивых шейхов, их щедрость, подарки и вера должны были бросить некоторый блеск на бедное жилище Иосифа. Почему окруженные такой пышностью чужеземцы прибыли из столь далекой страны, чтобы увидеть дитя простолюдина? На Востоке все совершается открыто, и молва, переходя из дома в дом, конечно, распространилась по всему небольшому городку Вифлеему; понятно, все произносили имя Мессии и Освободителя. Это не могло не причинить Иосифу некоторой боязни: жестокость Ирода и его коварство были известны всем иудеям. Действительно, гроза надвигалась.

А. Дидон. С. 114.

 

Ирод, видя, что маги не возвращаются к нему, собрал священников и книжников и сказал им: поведайте мне, где должен родиться Христос? И когда они ответили ему, что в Вифлееме Иудейском, он стал обдумывать в уме своем убийство Иисуса Христа.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф (9).

 

И разгневался, и, призвав думных священников, спросил, кто из них разумеет о той звезде. И отвечали ему: написано «воссияет звезда от Иакова, и восстанет муж от Иуды». И Даниил пишет, что придет Святый, но не ведают, кто это. Мы думаем, что без отца родится Он. Ирод же спросил: как можно найти Его? И говорит Луи (?): пошли во все земли Иудейские, где только отроки родились. Поскольку персы видели звезду и до сего дня, то перебей всех, так будет и Тот убиен. И будет твое царство крепко, и при твоих сыновьях, и при правнуках твоих. И тогда послал глашатаев во все земли, да принесут всяк мужеский пол, который родился отселе и до третьего года, чтобы чествовать и одарить золотом. И старался выведать, кто из них родился без отца, говоря, что примет того вместо сына и оставит царем. Но не узнал ни одного такого. И повелел, чтобы перебили всех 3000 младенцев. Тогда восплакали и возопили все от такого кровопролития, и приступили священники, умоляя его, да отпустит неповинных. Но он пригрозил им, чтобы умолкли. А они упали ниц и лежали до шестого часа перед ногами его. И одолевала ярость царя. И потом, встав, сказали ему: послушай рабов своих, да ущедрит тебя Всевышний! Написано, что в Вифлееме родится Помазанник. Если ты имеешь милосердие к рабам своим, то вифлеемских отроков перебей, а прочих отпусти. И повелел, и перебили всех отроков вифлеемских…

Славянская версия «Иудейской войны». С. 139–140.

 

…Вероятно, в октябре 5 г. до н. э. Ирод, обращаясь к Вару, произносит свою обвинительную речь против Антипатра, которую заканчивает словами: «Но пусть никто из жаждущих своей крови не избегнет кары и если бы даже обвинение охватило всех моих детей кругом!» Он находится в состоянии аффекта и отдает свой чудовищный приказ. Со дня рождения Иисуса прошло чуть менее двух лет.

Б. Пилат. С. 170.

 

…Послал перебить всех младенцев в округе Вифлеема от двух лет и выше, потому что Мессии исполнилось в то время два года.

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 4а).

 

 

…14 000 невинных детей — мальчиков — пали жертвой за Христа по воле царя Ирода. Какой же страх испытывала Богоматерь за жизнь Сына?!

В. Голубев. С. 15.

 

Представители новейшей критической школы неоднократно высказывали сомнение в исторической достоверности сообщаемого евангелистом Лукой факта избиения младенцев в Вифлееме по одному подозрению, что среди них мог оказаться и новорожденный Спаситель. Но сомневаться в этом, значит не знать характера Ирода. Царь, который в течение своего царствования избивал и казнил даже своих жен и сыновей, проливал целые потоки крови там, где только видел хотя бы малейшую опасность для своего самовластья, который, наконец, из одного безумного желания заставить весь народ оплакивать себя по смерти, не постеснялся издать приказ об избиении всех старейшин и начальников иудейских, — такой царь, конечно, не поколебался бы издать и кровожадный указ об избиении младенцев в Вифлееме. Отсюда становится понятным и то отмечаемое критикой обстоятельство, что историк того времени Иосиф Флавий ничего не говорит об этом ужасном событии. Всё это царствование было переполнено такими ужасами и кровопролитиями, что избиение младенцев в Вифлееме могло уже казаться слишком ничтожным событием, чтобы особо заносить его на страницы кровавой истории этого царствования…