И. Златоуст. С. 123

 

«Он дал им [братьям] уйти, сделав вид, что остается?» Но затем Иисус отправился в путь. Это не было сиюминутным решением, Его последнее путешествие было предрешено от века: «Когда же приближались дни взятия Его,Он восхотел идти в Иерусалим»…

Ф. Мориак. С. 136.

 

Это было осенью, приближался один из самых замечательных иудейских годовых праздников, именно, праздник Кущей, стягивавший в Иерусалим огромное множество народа со всех областей Палестины, равно как и из стран иудейского рассеяния. Многие стали готовиться и из Галилеи. Спаситель отправился несколько раньше обыкновенных караванов паломников, но это не помешало тому, что около Него собралось множество народа, который восторженно двигался за Ним, видя в Нем великого пророка, честь и славу своей области…

А. Лопухин. С. 384–385.

 

На этот раз дело происходит за полгода до последней Пасхи иудейской, в которую Христос пострадал.

А. Лебедев. С. 9.

 

Праздник Кущей приходился на осеннее равноденствие. До роковой развязки (в земной жизни Христа) оставалось немного — шесть месяцев…

Э. Ренан. С. 245.

 

Он [праздник этот] совершался в течение семи дней подряд, с 15 по 21 день месяца тисри, и восьмой день проводился в священном собрании. В течение семи дней иудеи, в воспоминание своего странствования по пустыне, жили в небольших шалашах, сделанных из густолиственных ветвей масличных, пальмовых и миртовых дерев, и каждый носил в руках пучок зелени (лулаб), состоявший из пальмовых и ивовых ветвей, из плодов персика и лимона.

А. Лопухин. С. 393–394.

 

Люляб — так назывался этот пучок, значит собственно пальмовая ветвь — состоял из пальмовой ветви, обложенной миртовыми ветвями и ивовыми. Он связывался ивовыми или пальмовыми нитями, богатые употребляли для этого и золотые шнурки. Каждый израильтянин обязан был носить в правой руке этот люляб, а в левой — большой лимон. В храме он должен появляться с этим в течение всего праздника, в городе же и вне его он носил эти праздничные знаки только один день.

Воскресное чтение. С. 402.

 

Сам праздник продолжался восемь дней; седьмой, особый, день праздника, обычно называли «последним великим днем», «Великой осанной». Молитвенный сборник содержит специальную литургию для этого дня, при проведении которой почти 100 раз восклицается: «Осанна!», что означает «О, спаси!»

Р. Сантала. С. 120.

Возлияние вина, совершавшееся каждое утро в храме, должно было напоминать о живительной влаге, ключом брызнувшей из скалы от удара жезла Моисеева. Два возжженных вечером на паперти светильника служили образом огненного столпа, указывавшего ночью путь евреям. Кровь волов, овнов и агнцев лилась беспрерывно. Приношения и возлияния прибывали.

А. Дидон. С. 444.

 

Праздник Кущей был одним из самых торжественных иудейских праздников и для совершения его в Иерусалим стекалось огромное множество народа, который спешил возблагодарить Бога за все благодеяния истекающего года, а также и принять участие во всех увеселениях. Народ в это время, покончив все свои полевые работы и собрав виноград, чувствовал себя особенно свободным и предавался как религиозным, так и мирским удовольствиям…

А. Лопухин. С. 393.

Это был самый радостный праздник у евреев. Так как он совпадал с окончанием уборки хлеба, то люди предавались веселью… напоминавшему языческие торжества. Посреди толкотни и праздничных излишеств уже не оставалось места для милосердия, душеспасительных мыслей и поклонения в духе и истине.

А. Дидон. С. 444.

 

В первый и седьмой дни праздника обычно проводилась грандиозная процессия. После утреннего жертвоприношения первосвященник в сопровождении музыкантов и молодых священников отправлялся к купальне Силоам с серебряным кувшином, где он набирал воду для «водного церемониала».

Р. Сантала. С. 120.

 

Торжество это, или место, на котором оно происходило, называлось: «домом черпальщика» и отличалось необычайною веселостью, так что сложилась такая поговорка: «кто не видал веселья в доме черпальщика, тот вообще не видал никакого веселья».

Воскресное чтение. С. 402.

 

В Израиле осень — самое жаркое время года, поэтому во время «водного церемониала» у купальни произносились молитвы об обильном дожде. Люди пели мессианский «псалом Осанна» 117-й, который, по утверждениям мудрецов, связан с приходом Мессии. Слова из 12-й главы Книги Исаии: «И в радости будете почерпать воду из источников спасения» — также декламировались во время этой церемонии. Талмуд говорит, что вода символизирует излияние Святого Духа. Эти мелкие детали очевидны в повествовании Иоанна. Приняв участие в процессии, изнуренные дневной жарой люди собирались в Храме, где несколько священников трубили три раза в трубы… Первосвященник высоко поднимал кувшин с водой для того, чтобы вылить его содержимое в узкое отверстие, ведущее под алтарь. Люди кричали: «Поднимите свои руки!» Они хотели видеть, что все в этой церемонии идет по правилам, а не так, как было в 95 г. до Р. Х., когда хасмонейский царь Александр Яннай, который также исполнял функции первосвященника, презрительно вылил воду на землю. Люди в гневе стали забрасывать его плодами лимона, которые вместе с пальмовыми ветвями они принесли на праздник для молитвы, и в результате начавшегося таким образом мятежа царские наемники вырезали почти 6000 мужчин. Когда вода и чаша вина выливались, начиналась храмовая музыка, которую пели священники.

Р. Сантала. С. 121.

 

Этот обряд имел в виду Спаситель, когда в последний великий день праздникавозгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне, и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Если Спаситель произнес эти слова именно во время или в день совершения этого обряда, то днем этим надо считать последний великий день праздника — седьмой по счету (который был последним днем самого праздника Кущей), потому что в восьмой день возлияния воды не происходило…

Воскресное чтение. С. 402.

 

Пословица говорит об этом празднике: «кто этой радости не зрел, тот не зрел величия Израиля»…

Ю. Виппер. С. 43.

 

Ликование, несомненно, усиливалось еще тем, что праздник этот наступал спустя только четыре дня после страшных обрядов великого дня покаяния, в который совершалось торжественное очищение грехов всего народа. Такая торжественность праздника могла бы неблагоприятно повлиять на настроение народа. Если бы Спаситель открыто явился в Иерусалим среди восторженных поклонников, то восторженность их легко могла бы перейти в политическое смятение, как это и бывало не раз, особенно с галилеянами, отличавшимися наибольшею пылкостью патриотического духа. Поэтому, как мы помним, Он всячески избегал поводов к этому и именно потому на вопрос своих «братьев» о том, пойдет ли Он вообще на этот праздник, отвечал уклончиво, что еще не пойдет. И теперь, будучи неподалеку от Иерусалима, Он не сразу пошел на праздник, а лишь несколько дней погодя, так что многие думали, что Он совсем не будет на празднике.

А. Лопухин. С. 393.

 

…Иисус (прежде, чем принять участие в празднике) удалился на гору Елеонскую. Пошел ли Он в сад Гефсиманский и в дом неизвестного, но дружески расположенного к Нему владельца этого сада, или же, не имея где главы преклонить, просто спал, по-восточному обычаю, на зеленом мхе под вековыми масличными деревьями — мы не знаем; но интересно еще раз отметить в Нем то отвращение к людным городам, ту любовь к чистому, приятному, свежему воздуху и к тишине уединенной горы, которые замечаются в Нем в течение всей Его жизни на земле. Это не значило, что в Нем была надменная сентиментальность и брезгливое себялюбие, которые заставляют людей уклоняться от всякого общения со своими собратьями; и Его истинные последователи не могут принадлежать к фальшивым человеколюбцам, которые, по выражению поэта, «вздыхая о бедности, избегают бедных и свою призрачную любовь к ним лелеют в сладостном уединеньи». Напротив, день за днем во все время Своего дневного труда, Он жертвовал всем, что было наиболее дорого и приятно Его душе, и, несмотря на жар, тесноту, вражду и усталость, Он спокойно совершал Свой труд любви среди «низких распрей безумствующей толпы». Но в ночное время, когда люди предаются покою, ничто уже не требовало Его присутствия в стенах Иерусалима; и кто знаком с удушливой нечистотой восточных городов, легко может представить себе, какое облегчение должен был Он чувствовать в душе, когда, удалившись с тесных улиц и людных базаров, Он переходил за лощину и взбирался на высящийся за нею зеленый склон горы, чтобы там, под покровом звездной ночи, быть наедине со Своим Отцом небесным.

Ф. Фаррар1. Т. 2. С. 48.

 

(Между прочим, в этот раз на горе Елеонской. — Е. Г.) Иисус сказал еще Своим ученикам: <…> «Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы? Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона? Итак, если вы будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святого просящим у Него». Иисус любил такую образную народную речь, для чего пользовался самыми обыденными примерами из жизни. Запасы пищи на дорогу, хлеб, рыба, неожиданный приход друга, запертые уже двери — все подобные мелочи служат для Него поводом к наставлениям и поучениям. Преходящим Он напоминает вечные истины и маловажными предметами, которые нас увлекают, пользуется, чтобы обратить нас к предметам величественным, о которых мы забываем…

А. Дидон. С. 443.

 

Об этом повествует один только св. евангелист Иоанн. Проведя ночь в молитве на горе Елеонской, находившейся к востоку от Иерусалима, за потоком Кедронским, куда Господь часто удалялся на ночь во время Своих посещений Иерусалима, утром Он опять спускался в храм и учил народ…

Архиеп. Аверкий. С. 187.

 

Когда Иисус после молитвы и вышеизложенной беседы с учениками спустился с горы и направился к Иерусалиму, то город представился Ему во всем шумном торжестве праздника Кущей.

А. Дидон. С. 444.

 

…Христос опять явился в храм и продолжал Свою проповедь.

А. Лопухин. С. 397.

 

На этом празднике, однако, произошло одно недоразумение, описание которого вы можете найти в 8-й главе Евангелия от Иоанна.

Р. Сантала. С. 122.

 

На заре Иисус снова возвратился в храм. Хотя все торжества праздника Кущей были уже окончены, но народ толпами сбегался к Нему в притвор. Иисус сел, чтоб учить их…

А. Дидон. С. 456.

 

И тут, думая поставить Его в затруднительное положение, к Нему привели женщину, уличенную в прелюбодеянии, и спрашивали, как с ней поступить. Мы знаем прекрасный ответ Иисуса.

Э. Ренан. С. 250.

 

Мягкое отношение Иисуса к грешникам нигде не отражено так хорошо, как в эпизоде, когда Он встречает женщину, уличенную в прелюбодеянии.

Р. Сантала. С. 115.

Он был в галерее казнохранилища, окружавшей двор женщин, когда книжники и фарисеи привели к Нему эту женщину…

А. Дидон. С. 456.

 

Среди веселья и разгула праздника Кущей бывали и дела безнравственности и распущенности, тем более, что вследствие нарушения обычного порядка жизни и пребывания населения города вместе с огромными массами пришлого люда в загородных шалашах представлялось и больше соблазнов к тому…

А. Лопухин. С. 397.

…Праздник Хосанна Рабба, или «Великая осанна» проходил до поздней ночи в том месте Храма, которое называлось женским двором. Там молодые священники устанавливали четыре больших светильника с золотыми подсвечниками, которые они зажигали, становясь на лестницы. Фитили этих ламп изготавливались из поношенной одежды священников. Музыка и танцы продолжались до раннего утра. Молодежь плясала с факелами в руках и время от времени радостно выбегала на людные места города. В конце концов эти факелы устанавливали в проемы окон и дверей, и Иерусалим становился в буквальном смысле «городом, светящимся на холме». В Талмуде написано, что «не оставалось ни одного дома, который не был бы освещен таким образом».

Р. Сантала. С. 122.

 

Живые такты музыки и пения увлекали за собою присутствующих, и вся масса мужчин с горящими факелами в руках, без различия возраста и состояния, пускалась в танцы, выбивая ногами и выделывая руками такты, подсказываемые звуками. Веселое настроение танцующих достигало высшей степени и, быть может, иногда доходило даже до исступления. Рассказывается о Давиде, что он однажды изо всей силы скакал пред ковчегом завета, так что при этом обнажился, по мнению некоторых, до неприличия. Что делал тогда Давид, то выделывала теперь вся масса присутствующих мужчин…

Воскресное чтение. С. 402.

 

Ночное празднество, сменилось серым утром... и одна еврейская женщина случайно перепутала шатры и вошла к мужчине, который склонил ее к блудодеянию. Это заметили книжники и фарисеи. Они сочли это событие подходящим для своих махинаций и поволокли бедную женщину в Храм, где в тот ранний час сидел и учил Иисус. Теперь у них появилась возможность испытать Его в том вопросе, по которому не могло быть неоднозначного толкования в законе Моисея. Иоанн говорит, что своими вопросами они пытались поймать Его в ловушку с тем, чтобы выдвинуть против Него обвинение. Второго участника этого события, мужчину, отпустили абсолютно безнаказанным. Они сказали Иисусу: «Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь?»…

Р. Сантала. С. 122.

 

В этом событии… они видели единственно только случай досадить, изловить, а может, и поставить в опасное положение галилейского пророка, на которого смотрели,как на смертельного врага… Какой счастливый случай представилаим эта слабая грешница…

Ф. Фаррар1. С. 251.

 

Обвинять ее, в сущности, не их было дело, а ее мужа, и она притом не могла быть подвергнута иному законному наказанию, кроме развода, если сам он не был человеком чистой жизни.

А. Лопухин. С. 397.

 

Между евреями существовал обычай, в случае сомнений и затруднений, советоваться с известными раввинами; но в этом случае, конечно, не было ни сомнения, ни затруднения. Существование закона Моисеева о смертной казни прелюбодеям было неоспоримо; применение его к данному событию было бы, по всей вероятности, остановлено римлянами, которые, по своим законам, не могли допустить, чтобы подобное решение было приведено в исполнение. Даже еврейские гражданские и религиозные законы о разводе предоставляли полное удовлетворение оскорбленному супругу. Следовательно, случай с этой женщиной не отличался от всякого другого, который они сами оставляли без последствий.

Ф. Фаррар1. С. 249–250.

 

…Вопрос был ловко поставлен: если Иисус ответит «Побейте ее камнями», то Его можно обвинить перед Пилатом в том, что Он присвоил Себе власть, принадлежащую Риму, который в покоренных провинциях оставил за собою вопросы жизни и смерти над жителями, и в то же время возмутить народ против Его беспощадного учения. Если же Он ответит: «Не побивайте камнями», — то Ему указали бы на Закон Моисея и постарались бы уронить Его в общественном мнении и обвинить пред синедрионом, как ложного Мессию. То обстоятельство, что Закон вышел из употребления, не спасло бы Иисуса, так как Мессия должен был поддержать и восстановить царство Закона.

А. Дидон. С. 456.

 

…Они рассчитывали, что Он возьмет на себя ответственность и вынесет жестокий приговор по Моисееву Закону (в то время такие приговоры не были обязательными) или, напротив, откажется это сделать, и можно будет обвинить Его в попущении греху.

Ч. Додд. С. 43.

 

Наконец, если бы они честно и добросовестно желали слышать мнение Иисусово относительно этого предмета, то неужели не нашлось у них другого способа, при котором не надо было бы унижать женщину в Его присутствии, подвергать ее нравственным мучениям, которые еще невыносимее для женщины восточной, обреченной постоянно жить при запертых дверях…

Ф. Фаррар1. С. 250.

 

Но Иисус не смотрел на нее.

Ф. Мориак. С. 136.

 

Иисус проявляет поразительное чувство такта. Он отнюдь не начинает расспрашивать женщину, которая уже давно раскаялась в том, что произошло. Нет, Он просто склонил голову и начал что-то писать на пыльном полу Храма.

Р. Сантала. С. 122.

 

Иисус казался равнодушным; наклонившись, Он стал писать пальцем на земле.

А. Дидон. С. 456.

 

Он, похоже, действительно «писал», как об этом и говорит греческий оригинал. Самое страшное для набожного иудея в такой ситуации — это услышать арамейскую фразу, в которой звучит обращение к справедливости Самого Бога. Эта фраза звучит так: it dinna ve — it dayanna?, «Существует суд, но существует также и Судья». Я знаю по собственному опыту, что ортодоксальный иудей немедленно остепенится при этих словах, если он действительно сказал неправду. Фактически достаточно произнести даже несколько первых букв: «it dinna»!

Р. Сантала. С. 123.

 

…Не поднявшись с места, Он наклонил лицо внизи, будто бы не слыша или не желая слушать обличителей, молчал и писал пальцем по полу. Для других довольно было бы и этого. Увидав в подобном действии символ прощения, ясно намекающий, что память о записанных таким образом на пыли делах, — подобно тому как сказано у пророка Иеремии: все отступающие от Тебя на земле да напишутся, может быть затерта и забыта.

Ф. Фаррар1. С. 251.

 

Тогда спрашивавшие повторили свой вопрос…

А. Дидон. С. 456.

 

…Успокоившись духом, Спаситель поднял Свой задумчивый взор и кротко заметил наглым вопрошателям: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Сказав это, Он потупился опять и продолжал писать на полу. Но этого было довольно.

А. Лопухин. С. 398.

 

Тонкая ирония светского человека в соединении с божественной добротой не могли бы выразиться лучше. Но ум, соединенный с высокой моралью, менее всего прощается глупцами. Произнося эти, дышащие добротой и справедливостью, слова: «кто из вас без греха, пусть первый бросит в нее камень», Иисус поразил лицемерие в самое сердце, но этими же словами он произнес свой смертный приговор.

Э. Ренан. С. 250.

 

После этого, задумавшись о чем-то, Он вновь склонился, чтобы еще что-то написать и дать им время осмыслить Его ответ.

Р. Сантала. С. 123.

 

Блаженный Иероним уверяет, что то были грехи обвинителей, которые Он таким образом подсчитывал.

Ф. Мориак. С. 136.

 

…Высказывалось предположение, что на каменистом полу Храма, который был покрыт песком, принесенным недавней бурей, Он написал слова: «Hayav o zkkai?»«Виновен или невиновен?» Этот вопрос рассматривался на всех судебных процессах… Конечно же мы никогда не сможем узнать, какие именно слова написал Иисус на песке. Очень скоро ноги посетителей Храма затопчут написанное Им, и ветер сирокко окончательно развеет все следы. Последствия Его слов, однако, описаны в Евангелии: «Они же, услышав то, и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди».

Р. Сантала. С. 123.

 

Толпа тихо разошлась. Какое дивное, мгновенное и массовое совестное преображение! И это были те самые «книжники и фарисеи», которых мы привыкли осуждать за их гордыню и беспокаянность... Да ведь если сегодня, через двадцать веков после тех событий, митинговщикам у Красной площади предложить: «Пусть первым камень в Ельцина кинет тот, кто сам без греха!» — то брусчатка будет разобрана в одно мгновение...

Диакон А. Кураев. С. 45.

 

«Там оставалось двое, — говорит блаженный Августин, — Горе и Милосердие».

Женщина, — спросил Он, — где твои обвинители? Никто не осудил тебя?

Никто, Господи! — был ответ, который едва-едва могла она выговорить.

И Я и осуждаю тебя. Иди и впредь не греши…

 

Ф. Фаррар1. С. 253.

 

Сочувствия к женщине в этой беседе не меньше, чем презрения к ее обвинителям, но строгость последних слов исключает и мысль о попустительстве

Ч. Додд. С. 43.

 

Правда, Блаженный Августин говорит, что многие ради слабоверующих исключали этот рассказ из своих манускриптов, на том основании, что слова «впредь не греши» давали как будто бы дозволение грешить; св. Амвросий толкует, что это место Евангелия может возбудить немалый соблазн в неопытных; патриарх Никон (в Х столетии) указывает, что рассказ об этом событии исключен из армянского перевода, потому что считается опасным для большинства.

Ф. Фаррар1. С. 254.

 

…Коварство разлетелось в прах. Христос, избегая прений на темы пунктов закона, касающихся преступной женщины, привлек самих обвинителей на суд их собственной совести. И они не выдержали этого суда… «Иди и впредь не греши» — так обозначил Он свое милосердное решение, доказывая тем Свое божественное право ставить милосердие выше обычного закона.

А. Лопухин. С. 398.