А. Лопухин. С. 58–59.

 

 

Евангелие от Иоанна говорит нам, что «многие из всей страны пришли в Иерусалим пред Пасхою, чтобы очиститься» (11:55). Если они не опаздывали на праздник, то возвращались домой с жертвенным агнцем, который был одобрен священником для ужина с опресноками. Если быть точным, то сам песах (Пасха. — Е. Г.) и пасхальный ужин проводился вечером 14 числа месяца нисана, а ужин с опресноками начинался 15 числа того же месяца и продолжался 7 дней, т.е. до 21 числа. Эти два праздника были настолько тесно связаны друг с другом, что Ветхий и Новый Заветы рассматриваютих как единое целое. Иосиф вполне логично называет Пасхой «восьмой день праздника».

Р. Сантала. С. 174.

 

Пасха была для иудеев по преимуществу священным и великим праздником. Самое название ее (пасех — переход) напоминает о таинственном прохождении Иеговы в ту страшную ночь, когда Ангел-истребитель предал смерти всех новорожденных младенцев Египта, но пощадил евреев. В то же время слово Пасха напоминает Израилю переход от рабства к свободе. Поэтому-то ни один праздник не был так любезен иудейскому народу, как Пасха.

А. Дидон. С. 620.

 

Начиная с 13 числа, каждый глава семейства имел обязанность со светильником в руках обходить все свое жилище и убирал всякое квашеное кушанье и квашеный хлеб. Все это сжигалось на открытом воздухе, в особом сосуде.

Р. Сантала. С. 174.

 

По домам, как требовал закон, к этому времени не должно было оставаться ни малейшего куска квасного хлеба. Глава каждого семейства с наступлением вечера начинал очищение своего дома с молитвой: «Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, освятивший нас Твоими заповедями и повелевший нам удалить квасное», после чего он безмолвно осматривал все помещения, собирая все попадавшиеся крохи, которые и сжигались. Весь дом также подвергался тщательному очищению, и теперь никто не мог войти в неочищенный дом язычника, не подвергаясь осквернению. В течение следующих семи дней не полагалось ничего иметь или есть кваснаго, во избежание осквернения, которое лишало бы возможности вкушать пасху.