Э. Ренан. С. 273.

 

Не успев войти, ученики стали оспаривать друг у друга право возлежать рядом с Ним, не сознавая, что это за день, что это за час. Иоанн возлег справа. Человек из Кариота, по-видимому, оказался ближе всех к Иисусу слева, иначе Он не смог бы протянуть ему кусок хлеба, который перед тем обмакнул в блюдо...

Ф. Мориак. С. 192–193.

 

На Востоке, во всяком доме, серединная часть пола обыкновенно покрывается коврами или циновками, и при входе в комнату всякий снимает свои сандалии у порога, чтобы не загрязнить белых и чистых циновок пылью и грязью с дороги или с улицы. Все ученики так и сделали, и затем стали занимать местазастолом; но при этом опущен был другой приятный обычай, который не мало ценился Христом. Ноги их наверно были покрыты пылью от хождения по знойной и каменистой дороге из Вифании в Иерусалим, и в таком случае приятно было бы омыть их после снятия сандалий. Но омывать ноги было делом рабов, и так как никто не вызвался исполнить этого доброго дела, то Сам Господь Иисус, в Своем бесконечном смирении и самоотречении, встал из-за стола, чтобы исполнить рабскую службу, которой никто из Его учеников не предложил сделать для Него. Он снял с Себя верхнее одеяние, взял сосуд с водою и полотенце и молча начал омывать им ноги…

А. Лопухин. С. 470.

Первый (Иуда?), в смущении чувств, невольно повинуется; прочие безмолвно следуют его примеру; никто не смеет остановить Учителя, хотя все чувствуют, что были причиною такого чрезвычайного поступка, скорбят душою, что подали к нему повод неуместными препирательствами…

Архиеп. Иннокентий. С. 204–206.

 

Мне кажется, что Он прежде всего омыл ноги предателя, поскольку евангелист сказал: начал умывати ноги ученикам, и потом прибавил: подошел к Симону Петру..