Апокриф (9).

 

Юст и Симон, старшие сыновья Иосифа, взяв жен, ушли в дома свои, и две дочери его вышли замуж и также удалились в дома свои. И оставались в доме Иосифа Иуда и Иаков, младший, и Дева, Мать Моя. И Я жил с ними, словно был одним из сыновей их.

Слова Иисуса

из Евангелия Псевдо-Матфея. Апокриф (11).

 

Иосиф рождает упомянутого Иакова будучи лет приблизительно около сорока, а может быть более или менее того. После него рождается сын, называемый Иосиею; затем после него Симеон; потом Иуда и две дочери: Мария и Саломия. И затем умерла жена его. И спустя много лет после этого он принимает Марию вдовый, будучи человеком в возрасте около восьмидесяти лет и даже более того. Вот когда принимает он Марию, как и в Евангелии сказано: «по обручении Матери Его Марии», но не сказано: по вступлении Ее в брак. И еще в другом месте: «и не знал Ее». Удивляться нужно всем тем, которые ловят всякий дурной предлог к исследованию причин того, в чем нет нужды, и к изысканию о том, чего нельзя изыскать, и от существенного обращаются к глупым вопросам, дабы отовсюду коснулась нас пагуба неверия и хулы вследствие бесчестия, наносимого святым.

Епифаний Кипрский.

Панарион, 78(8).

 

Та точка зрения, что Иосиф был только номинальным отцом Иисуса и что у Иисуса не было родных братьев и сестер, предполагает, что Мария так и осталась девственной.

Э. Дин. С. 156.

 

Ибо как мог такой старец иметь женой Деву, будучи столько лет вдов после первой жены?

Епифаний Кипрский.

Панарион, 78(7).

 

Но в любом случае Иосиф, смиренный и работящий труженик, играет в жизни Марии исключительно важную роль как ее защитник и официальный супруг и как кормилец маленького Иисуса.

Э. Дин. С. 156.

 

И Иосиф, праведник сей, отец Мой по плоти, обручник Марии, Матери Моей, трудился с сыновьями своими, занимаясь своим ремеслом плотника.