Слова Иисуса

из Книги Иосифа Плотника. Апокриф (2).

 

Мы можем представить себе, как Иосиф, этот добрый и благонравный человек, работает в своей мастерской в Назарете, полируя древесину ливанских кедров, распиливая бревна и мастеря кадки и упряжь для волов. И мастерство свое Иосиф передал своему сыну.

Э. Дин. С. 156.

 

По Своей человеческой природе подверженный всем ее потребностям и немощам, Он должен был трудиться и помогать Своему престарелому отцу в его плотническом ремесле, преподавая нам этим спасительный урок, что никакая высота предназначения человека не освобождает его от обязанности трудолюбия.

А. Лопухин. С. 64.

 

...Иосиф был плотником, и обычное для того времени наследование рода занятий отца наводит на мысль о том, что и Иисус некоторое время занимался этим ремеслом. Он знал ремесленников своей деревни, а также помещиков, управляющих, арендаторов и рабов, живших в ее окрестностях; его речи усыпаны упоминаниями о них.

В. Дюрант. С. 607.

 

 

Он занимался ремеслом своего отца, т. е. был плотником. Это занятие нисколько не считалось унизительным. По еврейскому обычаю требовалось, чтобы человек, занимающийся умственным трудом, изучил какое-нибудь ремесло. Самые знаменитые ученые занимались разными ремеслами; таким же образом святой Павел, получивший прекрасное образование, был фабрикантом палаток или обойщиком.

Э. Ренан. С 98–99.

 

Еврей в деле воспитания не пренебрегает земной и практической его стороной; всякий израильтянин, к какому бы сословию он ни принадлежал, должен был изучать ремесло. «На отце лежит задача, — говорит Талмуд, — обрезать своего сына, наставить его в Законе и научить какому-нибудь ремеслу». Таково предание еврейских нравов. Те, которые не учили ремеслу своих детей, изменяли великой обязанности; это, говорит халдейское толкование Библии (Таргум), все равно что обучать их разбою. Положительный и трудолюбивый характер племени выражается целиком в этом требовании. Еврей никогда не знал беспечности, праздности и той безжизненной вялости с отпечатком фатализма, которые так поражают европейца в палестинском феллахе. Труд для еврея был священен, и ремесло почиталось даже между самыми знаменитыми раввинами: Гиллел и Акиба, двое из наиболее знаменитых раввинов, были дровосеками; Равви Иоанан — сапожником; Равви Исаак Нанаша — кузнецом.

А. Дидон. С. 128–129.

 

Иисус не только видел повседневный труд. Он и сам работал. Долгое время Он был ремесленником и зарабатывал себе на жизнь.

Ч. Додд. С. 100.

 

…Это была жизнь трудовая: с малых лет и далее, в мастерской плотника, чтобы помочь в содержании Себя и семейства честным и независимым трудом; с тридцати лет — чтобы спасти мир.

Ф. Фаррар2. С. 137.

 

Марк повествует, что Иисус был плотником, Матфей — что плотником был Его отец. Такие ремесла обычно передавались по наследству. У Иисуса есть притча о сыне, который обучается ремеслу, наблюдая за тем, как работает отец: «Сын ничего от Себя не может делать, пока не увидит, как делает Его Отец. И что делает Тот, то же делает Сын. Ибо Отец любит Сына и показывает Ему все, что делает Сам» (т. е. секреты мастерства). Пожалуй, не будет натяжкой усмотреть здесь воспоминание о семейной мастерской в Назарете. там Иисус и стал «плотником»; впрочем, понятие это и в греческом, и в арамейском (т. е. в языке, на котором говорили в Галилее) имеет более широкое значение — плотники, скажем, могли строить дома.

Ч. Додд. С. 99–100.

 

…Греческое слово tekton одновременно означает «плотник» и «строитель».