А. Лопухин. С. 891–893.

 

Неизвестно, какой именно терновник был взят для венца. Возможно, это был так называемый «сирийский Христовый терновник» — кустарник высотой 25-30 см. с двумя большими острыми кривыми шипами у основания листьев. Этот вид распространен в Палестине, в особенности в районе Голгофы, где был распят Христос. Другой вид терновника — «Христов терновник» — карликовое растение высотой 10-15 см. Его легче собирать, его ветви легче согнуть, чтобы сплести венок, а парные шипы разной длины — прямые и жесткие, как гвозди.

Д. Мак-Дауэлл2.

С. 55.

 

Отцы Церкви, начиная с Климента Александрийского разумеют терн в собственном смысле сего слова...

Архиеп. Иннокентий. С. 333.

 

Требовалось, чтобы венец был больше объема головы, так чтобы он мог входит на нее, несмотря на препятствие, оказываемое шипами, и действительно оказывается, что венец, сохраняющийся в соборе Парижской Богоматери, положенный на голову, упал бы на плечи. Не было никакой надобности в особых связках для того, чтобы укрепить венец, так как ветви, попеременно проходящие сверху и снизу, были совершенно достаточны для этого. Эту именно операцию евангелисты и могли разуметь, говоря, что «воины сплетали венец». Воины, конечно, всячески избегали соприкосновения и укола этих ужасных шипов, из которых каждый, будучи острее когтей льва, причинял обильное кровоизлияние.