Архиеп. Филарет Черниговский (Гумилевский). С. 386.

 

Ответил ему Дижман (другой разбойник) и, возражая, сказал: не боишься ты Бога? И ты приговорен этим же судом! Ведь знаешь поистине: что заслужили, то и приемлем, а Он не сделал ничего дурного. Потом, воздыхая, сказал Иисусу: помяни меня, Господи, во Царствии Твоем!

Евангелие от Никодима.

Апокриф (10).

 

По преданию, этот «добрый разбойник» некогда спас жизнь св. Младенцу и Приснодеве во время Их бегства в Египет, и он наверное немало слышал о Галилейском Пророке, который призывал к себе всех грешников и мытарей.

А. Лопухин. С. 522.

 

Отвечал ему Иисус: Аминь, говорю тебе: сегодня будешь со Мною в раю.

Евангелие от Никодима.

Апокриф (10).

 

И, сказав это, он вознесся.

Евангелие от Петра.

Апокриф. (15:20).

 

(Преданием определена и посмертная история этого «доброго разбойника», распятого вместе с Христом). Однажды, войдя в рай, (речь идет о пророках, допущенных Христом в рай, — Е. Г.) встретили там (этого) разбойника и с ужасом его спросили: «Кто впустил тебя, кто открыл тебе ворота? Что ты совершил, если прежде нас прошел сюда? Уж не явился ли ты убить или украсть?» Он же ответил: «Не за дела мои допущен я сюда, по делам я даже близко встать не достоин! Но Владыка, милостивый человеколюбец, ввел меня в рай, хотя не делал я добра, а только злодейства многие. Осудили меня иудеи на распятие вместе с бессмертным царем и убить хотели, но Иисус даровал мне жизнь вечную. Когда распяли меня с Господом, увидел я знамение на кресте и понял, что это — Сын Божий. И возопил я, возвысив голос: "Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!" И тотчас внял Господь мольбе моей и сказал: "Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю". И дал мне вот это знамение крестное, говоря: "Возьми и иди в рай; если же тебе преградит путь огненное оружие, покажи это знамение — и открыты будут ворота". Когда же хотел я войти, рай при виде моем преградил мне путь и закрыл предо мною ворота. Однако стоило мне показать знамение, как ворота отворились, и я вошел...»

Евсевий (Александрийский). С. 213–214.

 

Эффективность казни на кресте была широко известна во времена Христа. Историк античности Пол Л. Майер пишет: «В истории отмечен лишь один случай, когда распятый был снят с креста и выжил. Еврейский историк Иосиф Флавий, перешедший на сторону римлян во время восстания 66 года до н. э., узнал, что римляне распинают троих его друзей. Он попросил римского командующего Тита отсрочить казнь, и их немедленно сняли с крестов. Тем не менее, двое из них вскоре умерли, хотя, судя по всему, пробыли на крестах совсем недолго. Однако в случае Иисуса надо учитывать дополнительные осложнения, вызванные бичеванием и истощением организма, не говоря уже об ударе копьем, которое сломало Ему грудную клетку и, вероятно, пробило околосердечную сумку. Римская казнь через распятие отличалась особой эффективностью: живым с креста не ушел никто».

Д. Мак-Дауэлл2. С. 61.

 

Голова Иисуса поникла на грудь, и он скончался…

Э. Ренан. С. 297.

 

Ни один смертный в истории не обладал властью испустить свой дух по собственной воле, как наш Господь Иисус Христос... И Лука, и Иоанн используют глаголы, которые можно истолковать в единственном смысле: что Иисус чудесным образом... вручил Свой дух Богу, когда полной ценой искупил грехи мира. На Голгофе в пятницу случилось чудо, точно так же, как в саду утром Пасхи...

У. С. Робинсон.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 126–127.

 

...В особенности, это зрелище подействовало сильно на их сотника. Стоя перед крестом и видя умирающего Спасителя, он прославил Бога и воскликнул: истинно человек сей был Сын Божий!

Ф. Фаррар2. С. 441.

 

Сотником (центурионом) назывался командовавший манипулой — сотней легионеров. Это были люди, выслужившиеся из нижних чинов и лишь во второй половине своей 20-летней службы добившиеся повышения, большей частью, закаленные воины, профессионалы, очень заботившиеся о своей карьере. Сотник, о котором говорится в Евангелии, был родом из Каппадокии, звали его Лонгин…

Свящ. В. Синельников1. С. 104.

 

Когда власти хотели ускорить смерть казнимого или прекратить эту пытку, ему дубинкой переламывали ноги ниже колен. После этого он не мог подтянуться вверх, чтобы частично снять нагрузку с грудных мышц. В этом случае вскоре наступала смерть либо от удушья, либо от сердечной недостаточности. Солдаты перебили ноги двум ворам, которых распяли вместе с Иисусом, но Его ноги не тронули, увидев, что Он уже мертв.

Д. Мак-Дауэлл2. С. 59.

 

Двум разбойникам поэтому были раздроблены ноги, а Спаситель, который вследствие всех вынесенных Им страданий, лишившись всяких сил, уже издал Свой последний вздох, то, как и у пасхального агнца, бывшего для Него прообразом, ни одна из костей Его не была сокрушена.

А. Лопухин. С. 898.

 

И в тот же самый час разорвалась завеса в храме Иерусалима надвое.

Евангелие от Петра.

Апокриф (5:20).

 

В Евангелии, написанном еврейскими письменами, сказано, что не завеса храма разорвалась, но архитрав огромного размера обрушился...

Иероним.

Комментарии на Матфея (27:51).

 

Что касается до способа, коим разодралась завеса, то нет нужды допускать здесь особого чуда. Когда, действием всемогущества Божия, тряслась вся земля и расторгались каменные скалы; то вместе с сим тем удобнее могла разодраться завеса, которая, вследствие строгого закона о недоступности Святая-Святых, со всех сторон была плотно прикреплена ко входу, ею закрываемому. По свидетельству Иеронима, в Евангелии к евреям, до нас не дошедшем, было написано, что самый свод Святая-святых, к коему привешивалась завеса, расселся на две части. Сказание сие, весьма сообразное с обстоятельствами, землетрясения, еще более объясняет, как разорвалась завеса.

Архиеп. Иннокентий. С. 423.

 

…Так как были случаи, в которых люди, по виду, умершие, будучи сняты с креста, оживали, а воины отвечали жизнью за всякое неправильное действие, то один из них, чтобы быть уверенным в Его смерти, концом копья пронзил Иисусу грудь между ребрами. Удар попал, вероятно, в сердце и «тотчас», говорит св. Иоанн, утверждая, что свидетельство его истинно, как свидетельство очевидца и таким образом не допуская некоторых из современных заучившихся критиков до толкования, что весь этот рассказ выдумка, — тотчас истекла кровь и вода. Вследствие ли некоторых ненормальных, патологических условий, зависевших от множества страшных страданий, стекла эта вода, или это означало, что разорвана была сердечная оболочка и те, которые смотрели на тело, заметили, как капли водянистых частей соединились с кровью, во всяком случае, этого удара копьем вполне достаточно, чтобы опровергнуть еретические рассуждения, что Иисус только казался умершим, и как удостоверились воины, так должен удостовериться всякий сомневающийся, что Тот, который в третий день воскрес, был в действительности распят, умер, погребен и что дух Его переселился в невидимый мир.

Ф. Фаррар2. С. 444.

 

И взял сотник Лонгин копье и пронзил ребра Его и истекли из ребер Его кровь и вода.

Евангелие от Никодима.

Апокриф (10).

 

Когда воин, чтобы убедиться в действительности смерти распятого Христа, вонзил Ему копье в ребра, то из образовавшейся раны потекла кровь и вода, и это решительно указывает на то, что непосредственной причиной смерти был разрыв сердца, происшедший вследствие безмерного душевного потрясения.

А. Лопухин. С. 527.

 

...Современная медицина доказала, что, судя по описаниям евангелистов, Иисус умер от разрыва сердца. Примерно в середине прошлого (XIX. — Е. Г.) века знаменитый английский хирург д-р Страуд написал трактат «Причина смерти Христа», где доказал, что непосредственной причиной смерти Иисуса на кресте был разрыв сердца. Он привел множество доказательств в подтверждение своей гипотезы, в частности, то, что страдания Иисуса на кресте были недолгими, и то, что Он громко вскричал перед тем, как «испустил дух». Но самым важным доказательством, по мнению д-ра Страуда, является то, что когда один из воинов пронзил ребра умершего Иисуса, из Него вытекли кровь и вода. Страуд утверждал, что такое часто случается, если сердце человека, умершего от разрыва сердца, проколоть резким и внезапным ударом. В течение нескольких часов после такой смерти кровь часто расслаивается на составляющие элементы, это так называемый «крассаментум», или сгустки крови темно-красного цвета, и сыворотка — бледная водянистая жидкость; неспециалисты вполне могут назвать ее «кровью и водой», которые вытекают по очереди, если резко проколоть или разрезать околосердечную сумку и сердце. В трактате д-ра Страуда цитируются суждения многочисленных врачей, и книга в целом получила высокую оценку и безоговорочное одобрение нескольких знаменитых английских терапевтов и хирургов.

Д. Мак-Дауэлл2. С. 194.

 

Когда воин пронзил копьем ребра Христу, Он был уже мертв, и последовавшее истечение крови и воды было либо естественным явлением, вызванным природными причинами, либо чудом. Св. Иоанн счел это если не за чудо, то за нечто необычное, как явствует из его комментария, а также из той торжественности, с которой он пишет о своей точности в изложении этих событий. Неоднократные наблюдения и эксперименты на людях и животных заставили меня прийти к следующему выводу: Посмертное прокалывание левого бока большим ножом, сравнимым по размерам с римским копьем, может привести к следующим последствиям:

Из раны нет никакого истечения, за исключением нескольких капель крови.

Обильный поток крови из раны.

Обильный поток «воды», за которым следует несколько капель крови.

Наиболее распространен первый из этих трех случаев; второй наблюдается у утопленников и при отравлении стрихнином; его можно смоделировать на животных, а также предположить, что он наблюдался бы и при распятии. Третий случай наблюдается при смерти от плеврита, перикардита и разрыва сердца. С этими тремя случаями знакомо большинство анатомов, которые когда-либо интересовались подобными проблемами. Однако два нижеследующих случая, будучи легко объяснимыми с точки зрения физиолога, в литературе не описаны (за исключением Евангелия от Иоанна), мне также не удалось их наблюдать: обильный поток крови, за которым следует обильный поток воды, обильный поток воды, за которым следует обильный поток крови.

Смерть через распятие вызывает состояние легочной крови, подобное тому, что наблюдается при утоплении и отравлении стрихнином; четвертый случай может наблюдаться, если распятый перед казнью страдал от кровоизлияния плевры; пятый случай соответствовал бы смерти распятого на кресте от разрыва сердца. История дней, предшествовавших распятию нашего Господа, заставляет отбросить предположение о плеврите, которое исключается также и в том случае, если из раны вначале истекла кровь, а затем вода. Остается, следовательно, единственно возможное объяснение записанного явления: сочетание распятия и разрыва сердца. Мнения о разрыве сердца как причине смерти Христа с полным основанием придерживается д-р Уильям Страуд; я совершенно уверен в том, что разрыв сердца действительно имел место...

С. Хафтон.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 183–184.

 

Избыток радости или горя, как известно, часто причиняет разрыв некоторых тканей сердца, следствием чего бывает проникновение крови в так называемое околосердие или мешочек, наполненный бесцветной водянистой жидкостью, в котором именно подвешено сердце. При обыкновенных обстоятельствах только исследование, произведенное после смерти, дает возможность открыть этот факт; но в отношении Христа в этом вполне удостоверяет нас удар копья, сделанный воином. Затем при смерти от разрыва сердца наблюдается постоянное явление, что умирающий вдруг судорожно поднимает руку к груди и издает резкий пронзительный крик. Спаситель не мог сделать такого движения рукой, так как руки Его были пригвождены; но евангелисты ясно свидетельствуют о последнем громком вскрике, за которым последовала мгновенная смерть. Таким образом, Спаситель мира в буквальном смысле умер от разрыва сердца.

А. Лопухин. С. 527.

 

Впечатление от евангельского рассказа лишь усиливается, если вспомнить, что Иоанн не мог понимать патологического значения картины. «Кровь и вода», истекающие из пронзенного копьем тела, полностью доказывают, что Христос был уже мертв.

М. Грин.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 184.

 

Апостол Иоанн дает нам подробнейшее описание своих наблюдений близ Голгофы. Важность этого очевидна. Это показывает, что описание в девятнадцатой главе Евангелия от Иоанна не может быть вымышленным, что записанные факты наблюдались очевидцем, и что этот очевидец был настолько поражен, что принял случившееся за чудо.

С. Хафтон.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 184.

 

Пилат искренне удивился, узнав, что Иисус уже умер, но уверения сотника достаточно убедили его, чтобы дать Иосифу позволение снять тело с креста.

Д. Скотт.

Цит. по: Д. Мак-Дауэлл1. С. 182.

 

Тогда иудеи, и старейшины, и жрецы, поняв, какое зло они сами себе причинили, начали бить себя в грудь и говорить: увы, грехи наши! грядет суд и конец Иерусалима.

Евангелие от Петра.