А. Лопухин. С. 176–177.

 

Каков был Его настоящий вид? Он был среднего роста; тридцати с чем-нибудь лет; на лице Его читалась непорочность с глубокомыслием и достоинством возмужалости. Светло-русые волосы ниспадали с головы вниз по шее. Цвет лица Его был нежнее, и подходил к типу греческому гораздо более, чем загорелые на солнце оливковые лица смелых рыбаков, Его апостолов; но сквозь эти черты просвечивалась какая-то печаль.

Ф. Фаррар1. С. 135–136.

 

Бл. Иероним очерчивает славный идеал, который впоследствии развивало христианское искусство, основывая свое представление о Нем уже не на описаниях страждущего «раба Божия» у пророка Исайи, а на словах псалмопевца, гласящего: «Ты прекраснее всех сынов человеческих». «Несомненно, — говорит он, — что блеск и величие сокровенного Божества, сиявшее даже в Его человеческом лице, могло с первого взгляда привлекать к себе всех, кто видели Его. Если бы он не имел чего-либо Божественного в Своей внешности, то апостолы не последовали бы немедленно за Ним». Более обстоятельные изображения Христа в Его человеческом виде являются на Востоке в пятом столетии, когда появляется подробное сказание, воспроизводящее древнее предание о том, как Авгарь, царь эдесский, еще во времена земной жизни посылал к Иисусу своего живописца снять с Него портрет, но так как живописец не в состоянии был этого сделать вследствие ослепляющего блеска от лица Спасителя, то Христос, как говорит предание, с целью удовлетворить благочестивое желание царя, взял плат, которым Он обыкновенно утирал свое лицо, утерся им и отправил его к Авгарю, и на этом плате оказалось дивное изображение Его лица.