ПЕРЕПИСЬ В ВИФЛЕЕМЕ

 

Одно новое событие в истории Иудеи, около 747 — 749 гг. от основания Рима, привело в волнение все население небольшого царства Ирода, восточные провинции и различные государства, союзные или подчиненные империи. Август получил от сената на десять лет подтверждение своего императорского достоинства. Прошло пять лет. Он исчислил римских граждан, даже в городах, имевших только право римского гражданства, таких как Антиохия, Берит в Сирии и Тарс в Киликии. В третий раз были закрыты двери храма Януса. Никогда не было такого полного и всеобщего мира. Владыка вселенной пользуется им: как простой, богатый владелец, он составляет опись своего имущества и, как бережливый, предусмотрительный фермер, измеряет свои земли; он перечисляет своих подданных и союзников, исправляет календарь, приводит в порядок свои доходы в счетной книге, которая в отрывках дошла и до нас. Наконец, он издал указ об исчислении всех жителей провинций и союзных или вассальных государств. Иудея, управляемая Иродом, должна была подчиниться императорскому повелению.

А. Дидон. C. 104.

 

...Римом и миром правил тогда Октавиан Август, всего же царствования его было сорок два года, как о том пишет Лука в своем Евангелии. Тогда вышел от сего кесаря указ, чтобы сделать перепись по всей земле, и эта перепись была первой и случилась в правление Сирией Квириния. Всем нужно было идти по своим городам, откуда кто родом.

И. Хильдесхаймский. С. 37.

 

И правитель Сирии Квириний первый обнародовал этот указ*.

## * Здесь и далее курсивом выделяются цитаты из канонических и апокрифических писаний. — Ред.

 

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (13).

 

Золотые мечты иудеев о восстановлении теократии тем самым исчезли. Едва закончена была передача владений в пользу римской короны, как Квириний (палестинский наместник) объявил, что вслед за тем он должен будет произвести в народе перепись и сделать сводку их собственности и доходов в качестве основы для введения римской системы налогов, общей для всех подвластных империи провинций. Тут уже всем стало до очевидности ясно, что народ обманулся в своих ожиданиях. Богатые и бедные одинаково стали протестовать против этой меры, которая грозила им рабством вместо свободы и разорительным вымогательством вместо благосостояния.

А. Лопухин. С. 85.

 

Император Август, сделавшись единовластным государем, избрал двадцать человек, отличавшихся своей честностью и способностями, и посылал их по всей земле, подчиненной его власти, для произведения переписи лиц и имений, чтобы согласно со справедливостью установить налоги, долженствующие поступать в общественную казну. Это была первая перепись. Переписи, происходившие раньше, были своего рода ограблением богатых, как будто государство смотрело на богатство как на общественное преступление.

Свида (Византийский толковый словарь). Х в. С. 123.

 

Из уст в уста передавались древние пророчества, предсказывавшие, что исчисление народа будет знаком приближения его национальной погибели. Для фанатизма иудеев эта перепись была делом жизни и смерти, а для Квириния, который не мог понять такого состояния чувств и который уже раньше, в более спокойное время, производил подобную перепись, она была простым делом гражданской мудрости.

А. Лопухин. С. 85.

 

Каждый (при этом) должен был отправиться в свой город.

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 2б).

 

Из уважения к еврейским предрассудкам, нарушение которых было всегда сигналом к внутренним беспокойствам и возмущениям, перепись совершалась не как у римлян, по месту жительства каждого, но, согласно еврейского обычая, по поселению, к которому семейство первоначально принадлежало.

Ф. Фаррар2. С. 9.

 

...Именно таков был тогда в Римской империи порядок проведения переписи населения. Об этом говорит папирус тех лет (датируемый I в. по Р. X.), не так давно найденный в Египте: «В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живет вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьей зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им».

Свящ. В. Синельников1. С. 32.

 

Во времена, когда вышло кесарево повеление, Иудеей правил Ирод, поставленный на царство от кесаря и римлян; сам же он не был ни иудеем, ни рожденным царем Иудейским, но было так, что Август-кесарь и римляне силой покорили и подчинили себе Царство Иудейское, а вместе и другие земли и провинции вплоть до Индии, Персии и Халдеи. И все живущие в Леванте, Индии, Халдее и Персии знали, что Ирод был чужой и рожден не на этой земле, но кесарь и римляне посадили его на царство, хотя он и не был царского семени...

И. Хильдесхаймский. С. 44.

 

Собственно иудейским царем в это время был Ирод Великий, но как римский ставленник он всецело зависел от римлян; с раболепной готовностью исполняя все желания кесаря, он отдал по всей стране приказ немедленно всем подвергнуться требуемой переписи.

А. Лопухин. С. 21.

 

 

И вот тогда Иосиф, супруг Марии, поднялся и отправился записаться...

А. Манбиджский.

Всемирная история (л. 2б).

 

Пошел также Иосиф из Галилеи в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из рода Давидова, записаться с Марией, обрученной ему женой, которая была беременна.

И. Хильдесхаймский. С. 37.

 

Это было, по-видимому, зимой 750 года 4 год до Р. Х. от основания Рима.

А. Лопухин. С. 21.

 

 

Лука в своем описании рождения Иисуса использует выражение apographe prote «первая перепись». Она всегда включала в себя доклад властям, перепись и декларирование имущества. Только после этого появлялся apotimesis, в котором определились категория и уровень подати. И Мария, и Иосиф были из дома Давидова, и это означает, что собственность их семьи, которая по иудейским законам не могла быть передана другому колену, должна была находиться в окрестностях Вифлеема, и именно поэтому они отправились в Вифлеем.

Р. Сантала. С. 80.

 

…Так как зима в Палестине иногда бывает совсем мягкой и теплой, так что после ноябрьских дождей по временам показывается зелень на полях, на которые выгоняются стада на подножный корм, то, не смотря на дальность пути, Иосиф решил взять с собой и Марию, которая также происходила из рода Давидова и не могла не чувствовать желания побывать на родине своего царственного предка, особенно теперь, когда приближалось время родить ей сына Давидова.

А. Лопухин. С. 21.

 

 

И сказал Иосиф: сыновей своих запишу. Но что делать мне с этой девой? Кем записать ее? Женой? Мне стыдно. Дочерью? Но все сыны Израилевы знают, что она мне не дочь. Да покажет день Господень, что будет угодно Господу.

Первоевангелие Иакова (брата Господня).

Апокриф (17).

 

 

По пути в Вифлеем зеленели те сады, где, по апокрифам, деревья опускали цветы долу, воды цистерн выходили из краев и на всех ветвях пели птицы, приветствуя проходящую с Младенцем на руках Марию... Когда же поймет земля всю мудрость тех весенних легенд, в которых сочетала она столько красоты и радости с Его детством и юностью, сделав Его самого частью вселенской красоты? Вифлеем — это сама жизнь, воздух, солнце, плодородие; его тесно насыпанные по холмам палевые кубы смотрят на восток, на солнечно-мглистые дали Моавитских гор, от которых некогда пришла кроткая праматерь Давида, Руфь...

И. Бунин. С. 174.

 

…Недоумение некоторых ретивых критиков касательно важного события, совершавшегося при Ироде Великом во время рождества Христова, т. е. той переписи, которая, по свидетельству евангелиста Луки, была произведена в Иудее Квиринием, и которая именно и послужила поводом для праведного Иосифа вместе с обрученной ему Марией отправиться в Вифлеем, как в их родной (по их происхождению из рода Давидова) город, становится все более несостоятельным. Этот вопрос в последнее время подвергался столь многократным исследованиям, что нет надобности останавливаться на нем здесь. Достаточно сказать, что чем дальше и глубже идут исследования, чем более, благодаря новейшим открытиям, накапливается археологических и исторических данных в этом отношении, тем все более наука подтверждает точность и историческую достоверность евангельского повествования, которое вполне согласуется с данными светской истории, насколько она соприкасается с историей священной.

Ф. Фаррар3. С. 102.

 

В 1647 г. был найден камень с гробницы одного из офицеров армии Августа в Венеции; на этой каменной плите имелась надпись, повествующая о сборе податей, который проводился Квиринием в Апамее и по всей Сирии. Эта запись была скопирована и в 1719 г. опубликована, однако ее оригинал исчез, и поэтому этот текст считался подделкой долгое время, пока в 1880 г. не была вновь обнаружена нижняя часть того надгробного камня. С тех пор истинность той записи никем не оспаривается. Вот что было написано на той табличке: «По повелению Квириния я произвел перепись населения в Апамее, городе с населением в 117 000 человек. Также по повелению Квириния я выступил против итуреян и захватил их крепость в горах Ливана». Дату этой переписи определить трудно, однако, поскольку царю Ироду на протяжении всей его жизни было позволено выпускать только медные монеты, и, кроме того, так как он потерял доброе расположение к себе со стороны императора в 8 г. до Р. Х., то, очевидно, что должны были произойти какие-то изменения в порядке сбора податей с привилегированной Палестины. Что касается Квириния, то мы знаем, что император доверил ему дела на востоке и надзор за сбором податей в 12 г. до Р. Х. Так как смещение Ирода Великого произошло в 8 г. до Р. Х., то и первая перепись, apographe, центр которой располагался в Палестине, должна была начаться к 7 г. до Р. Х. Иосиф (Флавий) пишет: «На 37-й год после победы кесаря в Актиуме Квириний завершил (apotimesis)».

Завершение сбора податей (всего) за 14 лет было весьма существенным достижением и одним из деяний, за которое Квириний получил должное признание.

Р. Сантала. С. 80–81.

 

Император был до такой степени заинтересован этим важным государственным делом, что собственноручно сделал сводку статистических данных всей империи, с обозначением граждан и союзников, количества податей и налогов. Таких переписей при нем было произведено три, именно в начале его царствования — в 726 г. от основания Рима, в середине царствования — в 746 г., и в конце его царствования — около 760 г. от основания Рима. Теперь происходила вторая из этих переписей и, постепенно подвигаясь из провинции в провинцию, она, наконец, дошла и до Иудеи, которая также должна была исполнить указ верховного повелителя...

А. Лопухин. С. 20–21.

 

Из своего северного убежища в Назарете, в горной стране Завулоновой, в зимние холода, простой плотник совершал путь с обрученной ему женой, которая была уже на последних днях своей беременности… Они происходили из дома и племени Давидова, но были крайне бедны. Подобное положение потомков царского рода нисколько не удивительно. Галлел, великий раввин, будучи тоже потомком Давида, провел большую часть своей жизни в крайней нищете, занимаясь ремеслом. За несколько веков до пришествия Христа Спасителя мы видим внука знаменитого законодателя Моисея неизвестным бродячим левитом, который нанимается в услужение за две одежды и десять сиклей в год. Зеленая чалма в Египте и Аравии, отличающая потомков Магомета, видится нередко на бродягах и нищих.

Ф. Фаррар2. С. 8.

 

Для Марии 90-мильный путь из Назарета в Вифлеем, который она проделала верхом на осле, оказался долгим и изнурительным. Мы можем представить, как она печет хлеб в дорогу, сушит мясо, наполняет дорожную сумку чечевицей и мешок из козьей шкуры — колодезной водой; как она укладывает пеленки для будущего младенца, которые понадобятся ей в пути. Представим затем, как Иосиф седлает своего старого и терпеливого ослика и навьючивает на него одеяла из козьей шерсти, чтобы им было на чем спать, и чем укрываться, поскольку декабрьские ночи в холмах Иудеи обычно бывали холодными и дождливыми. Без сомнения, не одну ночь они провели под открытым небом, не найдя другого пристанища.

Э. Дин. С. 157.

 

И посадил ее на осла оседланного, и повел его один сын, а Иосиф с другим сыном пошел за ними. И прошли три мили. И посмотрел Иосиф и увидел, что она печальна, и подумал, что находящийся в ней плод печалит ее. Потом опять посмотрел Иосиф и увидел, что она радостна, и спросил ее: Мария, отчего я вижу твое лицо то грустным, то веселым? И Мария ответила Иосифу: оттого, что я вижу перед глазами два народа, один плачет и рыдает, другой радуется и веселится.

Первоевангелие Иакова (брата Господня).

Апокриф (17).

 

Назарет отстоит от Вифлеема на расстоянии 3-4 дней ходьбы по прямому пути через Изреельскую долину, Самарийские и Иудейские горы, через Гинею, Бетулию, Сихем, Летона, Вефиль, Тель-эдь-Фуль, Иерусалим и долину Рефаим. Беспрерывно, один за другим, тянутся караваны. Простой народ идет пешком, но почти всегда, как это обыкновенно бывает в Иудее, за каждым семейством следует осел; это неутомимое и неприхотливое относительно пищи животное несет провизию и одежду своего господина и для бедняка обыкновенно заменяет лошадь.

А. Дидон. С. 105.

 

Вифлеем иудейский был небольшим городком к югу около 10 верст от Иерусалима. Слово Вифлеем значит «дом хлеба», название данное этому месту по необыкновенному плодородию окружающей почвы. Он назывался в древности Вифлеемом Евфрафа, а в отличие от Вифлеема в Галилее, его называли Иудейским, по рождению же в нем царя-пророка Давида именовался и «градом Давидовым».

Д. Ростовский. С. 529.

 

А должно вам знать, что город Вифлеем не был отличен ни величием своим, ни заслугами. Почва там каменистая и множество подземных пещер. Размером он невелик и лежит в двух милях от Иерусалима. Зовут же его — город Давидов, ибо в нем Давид родился.

И. Хильдесхаймский. С. 37–38.

 

Вифлеем раположен был на возвышенной горе в виде амфитеатра и окружен плодородными полями и холмами, представляя очень живописную местность.

Д. Ростовский. С. 529.

 

…Иосиф и Мария шли в сопровождении тех, кого указ Августа заставлял идти в Вифлеем или какой-нибудь другой иудейский город.

А. Дидон. С. 105.

 

Путь их шел между освещенных луной садов вифлеемских, вверх по уступам холма, на зеленой вершине которого помещался небольшой городок Вифлеем, а в нем находилась гостиница или постоялый двор, который, конечно, ни наружностью, ни удобствами нисколько не был лучше обычных караван-сараев. Эти сирийские гостиницы ныне, точно так же, как, вероятно, и прежде, представляют и представляли небольшое одноэтажное здание, сложенное из нетесаного камня и состоящее из четырехугольного загона, где можно спокойно оставлять на ночь скотину, и из выложенной сводом ниши для приюта путешественников, ничем не отделенных от находящегося в загоне скота. Лееван, или мощеный пол ниши, приподнят на фут выше уровня пола загона. Огромный постоялый двор, развалины которого видны в Миниэне, на берегу Галилейского озера, мог иметь большое количество подобных ниш, представлявших собой ряд небольших, невысоких и несообщавшихся одна с другой комнат, без передней стены, так что все посетители могли беспрепятственно видеть друг друга. Мебели там нет. Путешественник, желающий спокойствия, обязан запастись своим ковром, на котором может располагаться по своему усмотрению, т. е. сидеть, поджавши ноги во время еды, или лечь, если хочет спать. Там принято за правило, что всякий заботится о себе сам: сам запасается пищей; сам хлопочет о своем скоте; сам приносит воду из соседнего источника. Никто не ожидай и не ищи никакого внимания или предупредительности; зато и оплачивается это убежище, безопасность и та часть пола, на которой кто лежал, самой ничтожной суммой. Но если кому доведется запоздать в пути и прийти в гостиницу, когда все лееваны уже заняты, то ему предстоит немалый труд устроить самому по возможности опрятное и приличное место для себя и семейства в одном из углов грязного пола, который не занят лошадьми, мулами и верблюдами. Помет, спертый воздух, тяжелый запах от множества животных, неприятное надоедание парий-собак, соседство с самыми низкими попрошайками увеличивают тягость положения странника, которое не замедлит сказаться при путешествии по Востоку.

Ф. Фаррар2. С. 7–8.

 

...А надо вам знать, что земли кругом Вифлеема, а равно и обетованная земля, и весь Восток лежат большей своей частью в горах и сотворены столь чудесно, что в иных местах зима почти неотличима от лета; в других же бывает весьма холодной, еще в других лето и зима сменяют друг друга своим обычным порядком — смотря по тому, лежит ли то место в низине, на равнине или в горах. Так, в некоторых горных местностях часто увидишь снег в августе; крестьяне сберегают его в пещерах и свозят в чанах на рынок, там дворяне покупают его, чтобы, наполнив им кувшины, охлаждать за столом свое питье, — но стоит им только открыть крышку кувшина, снег сразу тает и разжижается, как то свойственно его природе.

И. Хильдесхаймский. С. 42.

 

Есть древние пергаменты, называемые палимпсестами, — хартии, письмена которых полустерты или покрыты чем-либо, чтобы, на месте их, можно было начертать новые. В Вифлееме чувствуешь, прозреваешь то драгоценное, первое, что сохранилось на его священном палимпсесте. В царские одеяния облекли Рожденного здесь, царям, путеводимым Звездою, повелели принести Ему, лежащемувяслях, венцы свои, злато, ливан, смирну, и легендами, прекраснее которых нет на земле, расцветили сладчайшую из земных поэм — поэму Его рождения. На торжественных церковных языках рассказана она.Но, когда благоговейно склоняешься над нею в Вифлееме, проступает живая, трепетная красота подлинного, красота простых, первых письмен.

И. Бунин. С. 216.

 

И прошли половину пути, и сказала ему Мария: сними меня с седла, ибо то, что во мне, заставляет меня идти…

Первоевангелие Иакова (брата Господня).

Апокриф (17).

 

Перепись собрала в небольшой городок такое количество странников, что в гостинице не оставалось никакого помещения.

Ф. Фаррар2. С. 10.

 

Иосиф же с Марией, истомленные, прибыли в город на закате дня, когда все гостиницы были заняты проезжающими и постояльцами. А поскольку были они бедны, то и пришлось им скитаться в поисках приюта, ибо, взглянув на Деву, сидящую на осле, стенящую и вздыхающую и готовящуюся вскоре родить, никто не хотел их впускать.

И. Хильдесхаймский. С.40–41.

 

Шагах в двухстах от города на одном из холмов указывают, по преданию, пещеру, в которой родился Христос Спаситель.

Д. Ростовский. С. 529.

 

Это место находилось в самом конце улицы, называемой «крытая», ибо для защиты от несносного солнечного зноя была она покрыта черными платками и ветошью, и такой обычай существует у них доселе. На ней торговали кто чем мог — старыми платьями и всякими женскими уборами; и каждую неделю открывали там ярмарку разных товаров, из них же самый ходкий был лес. В конце той улицы, на месте, где прежде стоял дом Иессея, отца Давидова, сохранилась от прежних времен ветхая хижина у самого входа в пещеру, вырубленную в скале наподобие маленького погреба; в этой пещере Давид и другие домочадцы Иессеевы прятали свое имущество от солнца, да и сами порой отдыхали там, скрываясь от зноя.

И. Хильдесхаймский. С. 37–38.

 

Внутри пещеры в скалистой стене иссеченное углубление служило вместо яслей для животных.

Земная жизнь Богородицы. С. 30.

 

Еще скажу, что во всех селениях, городах и деревнях по ту сторону моря, если только они не слишком малы, издревле и по сию пору существует обычай строить особые дома, называемые у них алхан. В оных домах держат верблюдов, лошадей, ослов и мулов. И если какой паломник или купец пожелает отправиться из одного места в другое, не важно сколь далеко, и ему надобна будет лошадь или другая скотина, чтобы самому на ней ехать или везти поклажу, этот человек идет в алхан и нанимает скотину, какая придется ему по вкусу. И когда он прибывает в другой город, куда он ехал, то снимает поклажу и отводит взятую скотину в такой же дом, называемый также и там алхан, в котором всякий может нанять для себя скотину; и хозяин того алхана берет приведенную скотину, задает ей корму, и если может, то отправляет ее с выручкой к владельцу; если же он не может перегнать ее сразу, то выводит за городскую черту и уж она сама находит обратную дорогу к своему господину. И так все владельцы подобных домов договорились и условились между собой. Ибо каждый из них знает всех лошадей по именам, как бы далеко они ни стояли. Да и скотина хорошо помнит дорогу и часто уходит в далекий путь одна, без всякой опасности от воров и разбойников. Дома же те принадлежат царям и правителям той страны, и те взимают за них большую дань, однако и хозяева тех домов остаются в большом прибытке. И вот точно такой дом стоял в месте, где нужно было произойти Рождеству Христову: Богу сделаться человеком. Но в то время он был уже пуст и разрушен и превратился в маленькую и жалкую лачугу. Каменные стены его рассыпались, остались только слабые глинобитные; подле, под навесом, продавался хлеб в знак того, что место сие по-прежнему принадлежит царю. Ибо за морем во всех городах и селеньях по обычаю свозят хлеб для продажи в одно какое-нибудь место, и с каждой хлебной продажи цари и правители Запада получают часть. Когда Давид сделался царем, дом Иессея, отца его, был еще цел и, вместе с лошадьми и мулами, употреблялся для царской торговли — способом, о коем рассказано выше. Так продолжалось до разрушения Иерусалима и всей округи его, тогда дом оставлен был всякой заботой и разрушился. Но в пещере и в самой хижине по-прежнему держали лес и другие товары, припасенные для продажи на ярмарке. Бывали там и ослы и другие сельские животные, которых хозяева, пришедшие на ярмарку, оставляли на привязи внутри и снаружи.

И. Хильдесхаймский. С. 38–40.

 

И вот, когда подошел он к пещере, оказавшейся там, сказала Мария Иосифу, что настало ей время разрешиться от бремени и что не может она дойти до города.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф (2).

 

Тогда Иосиф повел Марию к той хижине у пещеры, ибо там они никого не могли потеснить.

И. Хильдесхаймский. С. 40–41.

 

И сказала Мария: войдем в эту пещеру. И было в то время солнце на закате.

Арабское Евангелие детства.

Апокриф (2).

 

При появлении Марии вся пещера озарилась таким ярким сиянием, как если бы взошло солнце в пещере той, а это был шестой час дня, и пока Мария пребывала в пещере той, она озарялась непрерывно, днем и ночью, этим небесным сиянием.

Евангелие Псевдо-Матфея.

Апокриф (13).

 

И в ту же ночь в пещере родился на свет Господь, не причинив родившей Его ни мук, ни страданий, — в таковой-то бедности, как и подобало Ему, и для бедной жизни.

И. Хильдесхаймский. С. 40–41.

 

И так исполнилось пророчество Исайи: Сей вселится в высоце пещере камене крепкого; убежище его неприступный скалы.

Земная жизнь Богородицы. С. 30.

 

И вот там, где прежде стоял дом Иессея, отца Давидова, где был рожден Давид и помазан на царство пророком Самуилом, на том самом месте родился Христос.

И. Хильдесхаймский. С. 37–38.

И родила Сына Своего первенца и спеленала Его, и положила в ясли, потому что не было им места…

Лука. 2:7.

 

И вот я, Иосиф шел и не двигался. И посмотрел на воздух и увидел, что воздух неподвижен, посмотрел на небесный свод и увидел, что он остановился и птицы небесные в полете остановились, посмотрел на землю и увидел поставленный сосуд и работников, возлежавших подле, и руки их были около сосуда, и вкушающие не вкушали, и берущие не брали, и подносящие ко рту не подносили, и лица всех были обращены к небу. И увидел овец, которых гнали, но которые стояли. И пастух поднял руку, чтобы гнать их, но рука оставалась поднятой. И посмотрел на течение реки и увидел, что козлы прикасались к воде, но не пили, и все в этот миг остановилось.

Первоевангелие Иакова (брата Господня).

Апокриф (18).

 

В стене той хижины, у самого входа в пещеру, с незапамятных времен сделаны были небольшие каменные ясли, примерно в локоть длиной, в них лежало повитое дитя какого-то бедняка, также нигде не нашедшего себе приюта. Рядом же привязал Иосиф и своего осла. И вот подле того дитяти и осла положила Мария свое возлюбленное Чадо, спеленатое ветхим платком, на клок сена. А должно вам знать, что в странах Востока есть обычай делать в конюшнях по несколько яслей, из глины или камня, в три стопы длиной, чтобы каждая лошадь, осел и всякая другая скотина имела бы свои ясли. В такие-то ясли положила Мария, Пресвятая Дева, своего Сына...

И. Хильдесхаймский. С. 40–41.

 

Ясли становятся колыбелью младенца.

Э. Бок. С. 166.

 

В IV-м веке императрица греческая, Елена, над пещерой Рождества Христова воздвигла храм, средний алтарь которого находится над этой пещерой Рождества. Из него, по 15 мраморным ступеням, вход в подземную церковь, которая и есть самая Пещера-Вертеп Рождества Христова... Во все времена христианские Вифлеем посещался и доныне посещается множеством богомольцев.

Д. Ростовский. С. 529.

 

Марии, матери Его, было тринадцать лет, а всего она прожила пятьдесят лет, и жила после вознесения Господа нашего Мессии шесть лет. Это происходило в сорок четвертом году Августа Кесаря.

А. Манбиджский.

Всемирная история, II (л. 4а).

 

Когда Дева Мария родила Его, ей было тринадцать или четырнадцать лет, а умерла она в пятьдесят один или шестьдесят три года.

Абу-ль-Фарадж (Бар-Эбрей).

Хронология (46).

 

Записал свое имя Иосиф в списке, ибо Иосиф, сын Давидов, которому Мария была обручена, был из колена Иудина.

Книга Иосифа Плотника.

Апокриф (7).

 

...Когда император Август хотел узнать, как велико было число жителей в Римской империи, он приказал произвести личную перепись. Число всех подчиненных Римской империи доходило до 4 101 017 лиц.

Свида (византийский толковый словарь). X в.

Цит. по: Иисус Христос в документах истории.

 

И вот стало в империи на одного человека больше, но никто не знал этого. И в список Его не внесли…

И. Хильдесхаймский. С. 41.

 

...С пещерой связывают ученые жизнь первобытного человека, и в пещере нашли древнейшие изображения животных. Вторая половина человеческой истории, подобная новому сотворению мира, тоже начиналась в пещере. И животные были тут, потому что пещера эта служила стойлом у горных жителей Вифлеема; там и сейчас загоняют скот на ночь в такие ущельица и гроты. Именно здесь, под землей, приютились двое бездомных, когда хозяева переполненных гостиниц захлопнули перед ними двери. Здесь, под самыми ногами прохожих, в погребе мира, родился Иисус Христос. Господь наш тоже был пещерным человеком. Он тоже рисовал странных, пестрых существ на стене мироздания, но Его рисунки обрели жизнь.

Г. Честертон. С. 197.