Иоанн. 2:5

Обыкновенно, в каждой еврейской избушке у дверей стояли каменные водоносы, служившие для омовений.

Путь Христов. С. 109.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли…

Иоанн. 2:8–11.

 

В брачной горнице для «очищения иудейского», омовения рук и ног перед трапезой, шесть водоносок — огромных каменных чанов, по три меры воды в каждом (Иоанн. 1:6). Греческая мера жидкости — метрет, иудейская — бат (bath), — около 40 литров: в каждом чану-водоносе три-четыре меры — от 80 до 120 литров; в шести — от 500 до 700. Слуги наполняют их водою «доверху», «до края» (Иоанн. 2:7): помнит рассказчик и эту подробность, видимо радуясь всему, что усиливает и впечатление полноты и щедрости дара.

Д. Мережковский. С. 236.

Архитриклин. Название это носил тот, кто на пиршествах наблюдал за порядком и отдавал приказания служителям; это был один из гостей, друг жениха. На свадебных пиршествах он принимал гостей, читал молитвы пред ужином и после ужина и благословлял кушания: вот почему Иисус велел отнести воду, претворенную в вино, именно к нему; отсюда также становится понятным и его (архитриклина) дружественный, откровенный тон в обращении к жениху…

А. Дидон. С. 212.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал откуда это вино, знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Иоанн. 2:9–11.

 

Распорядитель празднества не знал происшедшего, но знали это слуги, почерпнувшие воды. Как только он попробовал, то тотчас же призвал жениха и сказал ему слова, прекрасно рисующие восточные нравы: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда уже довольно пили, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег доселе».

А. Дидон. С. 212.

 

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

Иоанн. 2:11.

 

Первое чудо Иисус совершает на брачном пире, во время такой веселой свадьбы, что не хватило вина и Ему пришлось превратить в вино предназначенную для омовения воду из шести каменных водоносов!

Ф. Мориак. С. 62.

 

Первым чудом Моисея было обращение реки в кровь для сурового наказания преступного народа; первым чудом Иисуса было обращение воды в вино, чтобы не испортить праздника в безвестном семействе…

Ф. Фаррар2. С. 74.

 

Словом, даже в чисто человеческом смысле Христос Нового Завета — больше чем просто человек; Он — и человек, и нечто большее. Однако еще одну черту нелегко уместить в чисто человеческие рамки. Сквозь все поучения Христа проходит нить, почти незаметная для тех, кто говорит теперь, что это именно поучение. Когда читаешь Евангелие, так и кажется, что на самом деле Он пришел не для того, чтобы учить. Ничто на свете не трогает меня больше, чем претворение воды в вино на свадебном пиру. Рассказ о Кане Галилейской демократичен, как книги Диккенса. Он человечен в том смысле, в каком не применишь это слово к целой толпе человекообразных умников. Он выше высокомерия избранных. Но даже в нем есть что-то еще, есть отзвук тайны. Я говорю сейчас о первом колебании. Христос усомнился не в чудесах, Он усомнился в том, нужно ли творить их сейчас. «Еще не пришел час Мой». Что это значит? Мы не знаем; но что бы это ни значило, эти слова говорят нам, что у Него был план, была цель и все возможные действия или служили ей, или не служили. Если мы не заметим этого плана, мы упустим самую суть истории Христа, нет, мы просто ничего не поймем в Евангелии…

Г. Честертон. С. 220–221.

 

Да, надо самому опьянеть, чтобы понять это пьяное чудо…

Д. Мережковский. С. 237.

 

«Он явил славу Свою, — пишет Иоанн, — и уверовали в Него ученики Его». Ради них совершил Он это чудо, готовя их с полной самоотдачей откликнуться на второй зов. К тому же Мария просила Его: «Вина нет у них». И Он, несмотря на Свой довольно суровый ответ, обнаружил удивительную уступчивость перед просьбой Матери.

Решение уже принято: Он будет переступать через любой порог и садиться за любой стол, потому что пришел Он для заблудших, для грешников.

Соблазн начинается с Каны и будет продолжаться до Вифании, до последнего миропомазания. Этот Человек, называющий Себя Сыном Человеческим, будет что ни день компрометировать Себя общением с мытарями, блудницами, распутниками и отверженными. В Кане это были развеселившиеся гости, не упускавшие случая пошутить и посмеяться. Распорядитель пира кричит жениху: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее, а ты хорошее вино сберег напоследок!» Можно не сомневаться — шесть каменных водоносов подбавили веселья на уже разгулявшейся свадьбе. Наверно какие-нибудь трезвенники задавали Христу ханжеский вопрос, который часто будут повторять фарисеи: «Почему ученики Иоанна постятся, а Твои нет?» Но Он улыбается и молчит, ибо не пришел час Его...

Ф. Мориак. С. 46–47.

 

Принимая участие в невинном брачном пиршестве, Спаситель освящал установленное Богом таинство брака, подвергшееся у язычников различным искажениям и извращениям, и наглядно показывал, что зло, удручавшее древнее человечество, отнюдь не заключается в самой плоти и ее естественных отправлениях, а в злой греховной воле, которая и этим естественным отправлениям придает греховный и преступный характер. В Царстве Божием можно пить и есть, только бы все это не выходило за пределы законности, служило для целей жизни духа…

А. Лопухин. С. 198.

 

Вот почему и Христос Спаситель не отклонил приглашения на брак. Он не нашел в нем чего-либо несовместимого со Своим служением. Он идет в маленький Галилейский городок Кану и своим присутствием делает веселую свадьбу святым, радостным праздником жизни. «Своим появлением на браке, замечает один благочестивый писатель, Христос Спаситель показал, что брак учреждение божественное, и что всем женящимся и выходящим замуж, которые зовут Его как Гостя в свой дом и дают Ему место в своем сердце, Он оказывает помощь во всяком затруднении, и во всякой нужде. Первое чудо Его освятило невинные радости и дало нам пример христианского отношения к ближним. Не хотевший для себя обратить камней пустыни в хлеб, несмотря на страшное томление голодом, теперь Он превращает воду в вино, дабы устранить замешательство смущенных устроителей брачного пира... Это первое чудо было только еще началом открывающейся славы Сына Божия. В нем, как во всех последующих чудесах, ясно сказалась цель всего служения Христова, это — облагораживать пошлое, преобразовывать низкое, обращать земную воду в небесное вино»…

Путь Христов. С. 110.

 

И в тот день, когда Он скажет, что вино есть кровь Его, а хлеб — тело Его, тем, кто был тогда в Кане, не трудно будет поверить. Они сами еще не знают, что это первое чудо, казалось бы, наименее «духовное» из всех, готовит их к непостижимому таинству.

Ф. Мориак. С. 47.

Как мы ни «сухи», трезвы, но если бы сам Господь сел за нашу трапезу, то, может быть, и наша вода превратилась бы в вино, и мы уже не спросили бы, где совершилось это «чудо-знамение», в мертвых ли сосудах или в живых сердцах…

Д. Мережковский. С. 245.