Архиеп. Иннокентий. С. 18.

 

Понятие «грешник» было весьма растяжимым. В то время оно обозначало людей, виновных в каких-либо проступках. Однако «грешнниками» в отдельных группах иудейства считали также всех тех, кто придерживался закона не так, как это было принято у фарисеев, проклинавших народ, который не знает закона… К кругу «грешников» принадлежали также больные. Болезнь, согласно основанному на законе учению о воззмездии, считалась Божьим наказанием. Книжники увязывали отдельные грехи с определенными болезнями…

В. Грундман. С. 84.

 

Глубокая ненависть, сопровождавшаяслово «мытарь» («сборщик податей»), объясняется особым положением этих людей. При римлянах сбор косвенного налога (обычный налог и акцизный сбор) сам по себе располагал к злоупотреблению. Право собирать налоги продавалось и покупалось, это был выгодный товар (греческое слово, которое переводится как «сборщик податей», буквально означает «скупщик», точнее – «тот, кто купил право собирать подати»). Кто-то должен был собирать их, и, вероятно, можно было делать это честно; но такое занятие привлекало не особенно честных людей и стяжало дурную славу. В греческом обществе «мытарь» — ругательство.

Ч. Додд. С. 41.

 

О них упоминали рядом с убийцами, грабителями с больших дорог и людьми позорной жизни. Евреи, принимавшие такую должность, были отлучаемы от храма и не имели права завещать;их кружка считалась проклятой, и законники запрещали менять у них деньги. Эти несчастные люди, изгнанные из общества, виделись только между собою.

Э. Ренан. С. 149.

 

…Хуже того: в иудейской Палестине налоги обогащали ненавистных чужеземных правителей илиихставленников, местных царьков. Поэтому в сборщиках податей видели прислужников врага. С точки зрения сверхблагочестивого еврея даже сама их тесная связь с «нечестивыми» путями язычников была преступной. Сборщиков податей не допускали в «порядочное общество». Вот почему всех так поражало и злило, что Иисус знается с ними.

Ч. Додд. С. 41.

 

Изгнанные из общества, местные мытари более и более становились париями иудейского мира. Фарисей с благочестивым ужасом отступал в сторону, чтобы не вдыхать даже воздуха, зараженного дыханием погибшего сына дома Израилева, который продал себя на столь постыдное занятие. Свидетельство мытаря не принималосьвиудейских судах. Было запрещено сидеть с ним за столом или вкушать у него хлеб. Доходы этого класса людей выставлялись в пример всякой нечистоты, и все тщательно избегали их, видя в каждой монете их прибылей источник религиозного соблазна и оскорблений. Разменять монету для них или принять милостыню от них значило оскорбить весь дом, так что после этого требовались особые очищения…