Проскомидия.

Во время облачения священника, а еще лучше перед началом входных молитв диакон приготовляет все необходимое для совершения проскомидии. Если же его нет, то сам священник, сняв пелену с Жертвенника, зажигает на нем лампаду, слева от себя ставит Дискос, а справа Св. Чашу (Потир), перед ними на особой дощечке кладет копие и лжицу, а также приготовляет звездицу, два малых покровца, большой покровец, называемый воздухом, и пять больших просфор.

По окончании облачения и умовения рук, священник, встав вместе с диаконом перед Жертвенником, совершает троекратное поклонение со словами: «Боже, очисти мя грешнаго, и помилуй мя», после чего читает тропарь Великого Пятка: «Искупи ны еси…», сопровождая его целованием Евхаристических сосудов. Так, при произнесении слов: «Искупил ны еси от клятвы законныя» он целует Дискос, «честною Твоею Кровию» — Св. Чашу, «на кресте пригвоздився» — звездицу, «и копием прободя» — копие, и, наконец, при словах: «бессмертие источил еси человеком. Спасе наш, слава Тебе» — лжицу.

После этого, в ответ на слова диакона: «Благослови, Владыко» священник возглашает: «Благословен Бог наш…», полагая одновременно начало проскомидии и чтению на клиросе 3 и 6 часов. Однако, во избежание спешки, особенно при большом количестве подаваемых просфор, более удобным считается совершение проскомидии до начала чтения часов. В таком случае священник произносит начальный возглас не во весь голос, а так же тихо, как и на входных молитвах.

Затем, взяв в левую руку самую большую (агничную) просфору, а в правую — большое копие, он трижды крестообразно знаменует им сверху просфорную печать, произнося каждый раз: «В воспоминание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа». После этого диакон произносит: «Господу помолимся. Господи, помилуй», а священник со словами: «Яко овча на заклание ведеся» отрезает копием правую (от себя — левую) сторону просфоры , причем для удобства может перед этим повернуть просфору правой стороной к своей правой руке. Вслед за этим он возвращает просфору в первоначальное положение и, произнося: «И яко агнец непорочен, прямострегущаго Его безгласен,тако не отверзает уст своих», отрезает ее левую (от себя — правую) сторону. Далее, со словами: «Во смирение Его суд Его взятся» отделяется верхняя стороны и «Род же Его кто исповесть» — нижняя. Следует помнить, что каждое из этих действий, как и в первом случае, предваряется словами диакона: «Господу помолимся. Господи, помилуй».

После отделения четырех сторон просфоры диакон произносит: «Господу помолимся. Возми, Владыко», а священник со словами: «Яко вземлется от земли живот Его» отрезает последнюю, нижнюю часть и, взяв получившийся Агнец (трапецивидной формы), кладет его на Дискос печатью вниз.

Далее, он вслед за словами диакона: «Господу помолимся. Пожри, Владыко» делает на нижней стороне Агнца глубокий (до печати) крестообразный надрез, произнося при этом: «Жрется агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот и спасение». Затем священник переворачивает Агнец печатью вверх и после слов диакона: «Господу помолимся. Прободи, Владыко» прободает копием правую (от себя — левую) сторону Агнца со словами: «Един от воин копием ребра Его прободе…». После этого он благословляет приготовленное в особом ковшике (корце) соединение вина с небольшим количеством воды, которое затем диаконом, а если его нет, то самим священником, вливает в необходимом количестве в Св. Чашу.

Закончив приготовление Агнца, священник берет просфору с изображением Богородицы и, произнеся: «В честь и память Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы…», изымает из основания ее печати одну большую частицу, которую после этого со словами: «Предста Царица одесную Тебе…» кладет на Дискос справа от Агнца (слева от себя), вблизи от его середины.

Взяв затем третью просфору, он последовательно, в виде трех вертикальных рядов изымает из нее девять частиц, которые потом по мере изъятия, в таком же порядке кладет на Дискос слева от Агнца (справа от себя). Первую частицу священник изымает в честь и память: «Честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна», вторую — «Святых славных пророков Моисея и Аарона… и всех святых пророков», третью — «Святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла и прочих всех святых апостолов», четвертую — «Иже во святых отец наших, святителей Василия Великого, Григория Богослова… и всех святых святителей», пятую — «Святаго апостола первомученника и архидиакона Стефана… и всех святых мученик и мучениц», шестую — «Преподобных и богоносных отец наших… и всех преподобных отец и святых преподобных матерей», седьмую — «Святых и чудотворцев бессребреник Космы и Дамиана… и всех святых бессербренников», восьмую — «Святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны (святых храма и дня) и всех святых, ихже молитвами посети ны, Боже», девятую — «Иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго» или «Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския (если совершается его литургия). После этого священник берет четвертую просфору, из верхней части которой по нижним углам печати изымает две больших частицы и кладет их в нижней части Дискоса под Агнцем. При этом, изымая первую частицу, он произносит: «Помяни, Владыко Человеколюбче, всякое епископство православных, Святейшего Патриарха (имя)… Господина нашего (Высоко)Преосвященнейшего (имя епархиального архиерея), братию и сослужебники наша священники, диаконы и всю братию нашу, яже призвал еси во Твое общение Твоим благоутробием, Всеблагий Владыко», а при изъятии второй: «Помяни, Господи, Богохранимую страну нашу и православных людей ея». После этого священник из верхней части той же просфоры изымает со словами: «Помяни, Господи» более мелкие частицы за живых (сродников и т.п.), которые затем также кладет на Дискос, но несколько ниже первых двух частиц.

Наконец, взяв пятую просфору, он вынимает посередине нижней части печати одну большую частицу, произнося при этом: «О памяти и оставлении грехов святейших патриархов, блаженных создателей святаго храма сего» (здесь же поминается рукоположивший священника архиерей, если он уже умер). Завершив изъятие малых частиц о упокоении усопших, священник произносит: «Помяни, Господи, и всех в надежде воскресения, жизни вечныя и Твоего общения усопших православных отец и братий наших, Человеколюбче Господи», после чего помещает их на Дискос рядом с большой заупокойной частицей, то есть, под вынутыми за живых. Затем он вновь берет четвертую просфору, из которой со словами: «Помяни, Господи, и мое недостоинство и прости ми всякое согрешение, вольное же и не вольное» изымает небольшую частицу за себя. После этого священник произносит начальный возглас часов: «Благословен Бог наш…» и благословляет (с особой молитвой: «Кадило Тебе приносим…») поднесенной диаконом, а если его нет, то пономарем, кадило с ладаном, которое последний держит с поднятой верхней частью на уровне Жертвенника. При словах диакона «Господу помолимся, Господи, помилуй» он берет раскрытую звездицу и, произнося: «И пришедши, звезда ста верху, идеже бе Отроча» держит ее над дымящимся кадилом, а затем ставит на Дискос. Диакон произносит: «Господу помолимся. Покрый, Владыко», а священник, облагоухав при чтении псалма «Господь воцарися, в лепоту облечеся…» кадильным дымом первый покровец, покрывает им Дискос. Таким же образом он поступает и со вторым покровцом, которым покрывает Св. Чашу, произнося при этом: «Покры небеса добродетель Твоя, Христе, и хвалы Твоея исполнь земля». «Опоясов» затем кадило воздухом, священник со словами: «Покрый нас кровом крилу Твоею, отжени от нас всякого врага и супостата…» покрывает им Дискос и Потир (Св. Чашу) поверх покровцов. Приняв от диакона кадило, он трижды кадит спереди Жертвенник, произнося каждый раз: «Благословен Бог наш, сице благоволивый, слава Тебе», а при отсутствии диакона постоянно добавляя: «Всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь». После возгласа диакона: «О предложенных честных Дарех, Господу помолимся» священник вслух читает молитву Предложения: «Боже, Боже наш…», а затем возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе» и произносит отпуст: «(Воскресый из мертвых) Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподакийской), и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец». Покадив после этого еще раз Жертвенник и стоящего рядом диакон, он отдает кадило последнему.

Далее, во время чтения часов священник совершает поминовение живых и усопших, вынимая малым копием из просфор, согласно подаваемым запискам, частицы и помещая их затем на Дискос.

Если священник служит без диакона, то в начале чтения шестого часа он, благословив поданное пономарем кадило, отверзает алтарную завесу (катапетасму), кадит Престол с четырех сторон, причем при каждении передней стороны произносит: «Во гробе плотски…», южной — «Во аде же с душею, яко Бог», задней — «В раи же с разбойником», северной – «И на Престол был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй, неописанный». После этого он, читая про себя 50 псалом, кадит Жертвенник, горнее место и совершает каждение всего алтаря и в нем находящихся, а затем, выйдя через северную дверь на солею, кадит Царские врата, правую и левую сторону иконостаса, клиросы, молящихся и далее совершает каждение всего храма, таким же образом, как и во время пения стихир на «Господи воззвах» на вечери (см.: с. 8).

4. Литургия оглашенных.
4.1 Начало Литургии.

Во время чтения на клиросе молитвы шестого часа священник, встав вместе с диаконом перед Престолом и совершив предварительно троекратное поклонение, читает вслух, воздев руки, молитву: «Царю Небесный…» , малое славословие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение (дважды) и «Господи устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою» (один раз). После этого он целует напрестольное Евангелие и край Престола.

Вслед за тем, в ответ на слова диакона: «Время сотворити Господеви, Владыко, благослови» священник благословляет его, произнося: «Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков». Получив благословение, диакон говорит: «Помолися о мне, Владыко святый», а священник отвечает: «Да исправит Господь стопы Твоя», а затем, после слов диакона: «Помяни мя, Владыко святый» произносит: «Да помянет тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков». После этого диакон, выйдя на солею и встав перед Царскими вратами, возглашает: «Благослови, Владыко», а священник, изображая вертикально поднятым Евангелием знак Креста над свернутым антиминсом, произносит начальный возглас Литургии: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков». В период от недели о Фоме до отдания Пасхи сразу же после этого возгласа отверзаются Царские врата и священнослужители поют три раза «Христос воскресе…», причем третий раз начинают петь священнослужители, а заканчивает хор, после чего Царские врата закрываются. Далее, во время произнесения диаконом мирной ектении священник, стоя в алтаре перед Престолом, тайно вычитывает молитву первого антифона: «Господи Боже наш…», а затем произносит возглас: «Яко подобает Тебе…». При служении без диакона мирную ектению, как и все остальные ектении первого и двух последующих антифонов вычитывает во время протяжного пения хором: «Тебе Господи», а не после возгласа.

Во время пения хором вслед за мирной ектенией первого антифона: «Благослови, душе моя, Господа…» (а в период господских двунадесятых праздников — особо праздничного антифона) священник обычно переходит к Жертвеннику и занимается изъятием частиц из подаваемых молящимися просфор.

По окончании пения антифона диакон произносит малую ектению, а священник, тайно прочитав молитву второго антифона: «Господи Боже наш, Спаси люди Твоя…», завершает ее возгласом: «Яко Твоя держава…», после чего вновь идет к Жертвеннику и продолжает совершать поминовение живых и усопших.