рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ - раздел Право, 04 November 2005Автор Матусов Владимир ...

04 November 2005Автор Матусов Владимир

 

   
 

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ. I. РУКОВОДСТВО К СОВЕРШЕНИЮ ВСЕНОЩНОГО БДЕНИЯ. 1. ВЕЛИКАЯ ВЕЧЕРНЯ. 1.1 Вхождение в алтарь и облачение. 1.2 Начало вечери. …

Введение

В Святой Православной Церкви со времен апостольских право совершать богослужения и осуществлять духовное руководство принадлежит не всем без исключения верующим, а лишь особо избранным священнослужителям, получившим его в Таинстве Священства по действию Божественной Благодати. Наиболее же многочисленными из них, как в древности, так и теперь являются иереи (священники), которые в сослужении диаконов или без них совершают богослужения в приходских и соборных храмах и находятся в непосредственном подчинении у своего епархиального архиерея. При этом, свое служение в храме каждый священник обязан совершить не как придется, а в соответствии с конкретными указаниями богослужебного Устава, ибо все в Церкви, по словам святого апостола Павла, должно быть «благообразно и по чину» (1 Кор.14,40).

Однако, у недавно рукоположенных иереев, в силу отсутствия определенных практических навыков, а иногда и необходимых литургических познаний, при совершении богослужения нередко возникает чувство неуверенности в правильности своих действий, соединенное с очень сильным волнением. В результате теряются красота и целостность богослужения, что в свою очередь, вызывает недовольство молящихся и весьма огорчает самого священника. Не находя ответа на волнующие его вопросы в сжатых выражениях Типикона и Служебника, новопоставленный иерей обращается к различным практическим пособиям, составленными, в большинстве своем, в прошлом веке, указания которых довольно противоречивы и не всегда полностью приемлемы.

Данная работа представляет собой практическое руководство для лиц, готовящихся к принятию иерейского сана и содержит последовательное и вместе с тем подробное описание действий священника при совершении Всенощного бдения и Божественной Литургии, причем не только св. Василия Великого и св. Иоанна Златоуста, но и Преждеосвященных Даров. При рассмотрении различных моментов богослужения учитываются его уставные особенности в дни великих двунадесятых праздников, а также в период пения Постной и Цветной Триоди. Особое внимание уделено служению священника без диакона.

При написании работы были ипользованы труды таких известных исследователей в области Литургики, как прот. Сергий Булгаков, архим. Иоанн (Маслов), прот. Константин Никольский, А.И. Георгиевский, а также различные пастырские руководства, составленные как в дореволюционный период, так и в наше время.

I. Руководство к совершению Всенощного бдения.

Согласно указаниям Типикона (Типикон, гл. 6), Всенощное бдение должно совершаться вечером, накануне воскресных дней, а также великих и храмовых праздников. Кроме того, его предписывается совершать накануне дней памяти некоторых особо чтимых святых. В состав Всенощного бдения входят: великая вечеря, полиелейная утреня и первый час.

Великая вечерня.

По уставу, каждое всенощное бдение начинается с великой вечерни . Исключение составляют праздники Рождества Христова, Богоявления и Благовещенья Пресвятой Богородицы, когда всенощное бдение начинается с великого повечерия, через литию переходящего в утреню.

Вхождение в алтарь и облачение.

Начало вечери.

Затем священник, покадив правую и левую створки Царских врат в предшествии диакона со свечой выходит на амвон. При пении хором избранных стихов… Далее, при произнесении диаконом мирной ектении, священник, стоя перед…

Вечерний вход и прокимен.

При пении догматика или праздничной стихиры на «И ныне» диакон открывает Царские врата. Священник, совершив троекратное поклонение вместе с… Если же вечерний вход совершает священник, служащий без диакона, то, открыв…

Паремии.

Сугубая и просительная ектении.

Лития.

После этого, согласно указаниям Устава, обязательно должна совершаться Лития. Но поскольку «ныне сей чин в Церкви весьма упразднился» , то и совершается он только накануне великих и храмовых праздников, а также дней памяти святых «имуще бдение». В остальных же случаях после возгласа: «Буди держава…» сразу же поются стихиры на стиховне.

Если же положена лития, то при пении особых литийных стихир (храма или праздника) священник, облаченный в епитрахиль, поручи и фелонь, приложившись вместе с диаконом к Престолу и благословив кадило, находящееся в руках у последнего, выходит через северную дверь на солею. Остановившись перед Царскими вратами и осенив себя крестным знамением, он спускается с амвона и, предшествуемый свещеносцами направляется к центральным дверям храма, входящих в притвор. Здесь священник вновь останавливается и, повернувшись лицом к алтарю, ожидает окончания пения, в то время как диакон совершает каждение иконостаса, праздничной иконы, священника и всех молящихся (в алтаре каждение не совершается).

Если же священник служит без диакона, то, благословив в алтаре кадило, он сам принимает его от пономаря и, выйдя на солею, кадит Царские врата, правую и левую стороны иконостаса, а затем икону праздника или святого, лежащую на аналое посреди храма. После этого священник возвращается на солею, откуда кадит верхний хор (если есть), правый и левый клиросы, а также всех молящихся. Затем он вновь кадит Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, икону праздника и, отдав кадило пономарю, идет к дверям храма.

По окончании пения стихир и каждения диакон, а если его нет, то сам священник, произносит четыре молитвы литии, причем после первой молитвы хор поет «Господи помилуй» сорок раз, после второй — пятьдесят раз, а после третьей и четвертой — три раза. В это же время на середине храма перед праздничной иконой ставится особый литийный стол, на котором находятся пять хлебов, а также отдельно сосуды с пшеницей, вином и елеем. Четыре первых молитвы литии завершаются возгласом священника: «Услыши ны, Боже…», после которого он, повернувшись на запад, благословляет молящихся со словами: «Мир всем». Затем, после возгласа диакона: «Главы наша Господеви приклоним» и пения хором «Тебе, Господи», священник, обратившись лицом к алтарю, читает с непокрытой головой (без клобука, камилавки и т.д.) заключительную молитву литии: «Владыко Многомилостиве…», после чего вместе с диаконом при пении хором стихир на стиховне переходит на середину храма, к литийному столику и праздничной иконе.

Благословение хлебов и окончание вечери.

2. Утреня. 2.1 Шестопсалмие и мирная ектения. Любая утреня, полиелейная, славословная или вседневная, соединенная с … По окончании шестопсалмия, священник перемещается от Царских врат к иконе Спасителя, а затем, трижды осенив себя …

Полиелей.

Далее диакон, а если его нет, то священник, произносит на середине храма малую ектению, завершаемую возгласом: «Яко благословися Имя Твое…».

Евангелие.

При служении без диакона священник для прочтения Евангелия также во время чтения ипакои или седальна по полиелее входит в алтарь, но уже не… Хор в это время поет особые припевы и праздничную стихиру или «Воскрес Иисус…

Канон.

По окончании пения диакон возле иконы Спасителя на солее, а при его отсутствии священник на середине храма, произносит молитву: «Спаси, Боже, люди Твоя…», завершаемую возгласом: «Милостию и Щедротами…». Если же на вечерни была совершена лития, то, по установившейся традиции, молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» на утрени опускается и произносится только ее заключительный возглас.

После этого на клиросе начинается чтения канона, а священник, совершив троекратное поклонение и поцеловав лежащую на аналое праздничную икону или Евангелие, крестообразно помазывает свой лоб освященным на праздничной вечерне елеем. Затем он помазывает диакона и пономарей и после того, как последние уходят в алтарь, встав слева от аналоя (от алтаря справа), совершает помазание молящихся. После третьей и шестой песней канона диакон на солее, а если его нет, то священник на середине храма произносит малые ектении с возгласами: «Яко Ты еси Бог наш…» и «Ты бо еси Царь мира…».

Завершив помазание молящихся елеем, священник (на воскресной утрени) берет с аналоя Евангелие и, поднявшись на амвон, крестообразно осеняет им народ, а затем заносит через Царские врата в алтарь и кладет на Престол. После этого он, поцеловав Евангелие и передний край Престола, закрывает Царские врата.

Во время чтения восьмой песни канона священник, служащий без диакона, благословив и приняв от пономаря кадило, совершает каждение Престола и всего алтаря, абсолютно таким же образом, как и во всех предыдущих случаях. При пении хором катавасии восьмой песни, он, выйдя через северную дверь на солею, кадит Царские врата и правую сторону иконостаса, а затем, встав перед иконой Божией Матери, возглашает, изображая крест кадилом: «Богородицу и Матерь света в песнех возвеличим» . Покадив после этого левую сторону иконостаса, клиросы и молящихся, священник совершает каждение всего храма в той же последовательности, как и во время пения стихир на «Господи воззвах» (см.: стр. 8).

По окончании последней, девятой песни канона диаконом, а при его отсутствии священником в алтаре, произносится еще одна малая ектения с возгласом: «Яко Тя хвалят вся силы небесныя…». Если всенощное бдение, за исключением служб двунадесятых господских праздников, совершается накануне воскресного дня, то сразу же по возгласе малой ектении диакон или священник произносит «Свят Господь Бог наш» с особыми стихами.

Великое славословие и окончание утрени.

Первый час.

Встав возле правой стороны Престола, священник совершает три поясных поклона (причем в промежутке между вторым и третьим целует его край), после…

II. Божественная Литургия (дни и условия ее совершения).

Божественная Литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пятницу первых шести седмиц и в четверг пятой седмицы Великого Поста, в… Существует также дни, в которые Божественная Литургия вообще не совершается:… Местом совершения Божественной Литургии может быть как храм, имеющий освященный Престол, так и молитвенный дом с …

Входные молитвы.

После слов диакона: «Благослови, Владыко» священник произносит начальный возглас входных молитв: «Благословен Бог наш…». Далее диакон читает «Царю… После прочтения тропарей диакон читает молитву: «Пречистому Твоему образу…»,…

Облачение.

Проскомидия.

По окончании облачения и умовения рук, священник, встав вместе с диаконом перед Жертвенником, совершает троекратное поклонение со словами: «Боже,… После этого, в ответ на слова диакона: «Благослови, Владыко» священник… Затем, взяв в левую руку самую большую (агничную) просфору, а в правую — большое копие, он трижды крестообразно…

Малый вход.

Если же малый вход совершает священник, служащий без диакона, то, открыв Царские врата, он сразу же вычитывает молитву входа, а затем,…

Трисвятое.

Чтение Апостола и Евангелия.

Если же священник служит без диакона, то, благословив и приняв по окончании пения Трисвятого кадило, он во время пения прокимна кадит Престол с … В конце чтения Апостола священник, встав с седалища, тайно читает молитву:…

Сугубая и заупокойная ектении (раскрытие антиминса).

Затем диакон произносит заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», исключение которой допускается только в период Светлой седмицы и дни великих… 5. Литургия верных. 5.1 Великий вход. Далее диакон словами: «Да никто от оглашенных, елицы вернии…» начинает произнесение первой ектении верных, во время…

Символ веры.

Евхаристический канон.

Прочитав следующую евхаристическую молитву: «С сими и мы блаженными Силами…», он произносит, указывая обращенной вверх ладонью правой руки на… Прочитав тайно во время пения хором: «Тебе поем…» молитву: «Еще приносим Ти…»… Подойдя затем к Престолу, он в ответ на слова диакона: «Благослови, Влыдко, Святый хлеб» благословляет лежащий на…

Приготовление молящихся к Причащению.

Причащение священнослужителей.

Разделив частицу ХС в соответствии с количеством причащающихся священнослужителей, священник читает молитву: «Ослаби, остави…», после чего, …

Причащение мирян.

Окончание Литургии.

Если священник служит без диакона. То возглас: «Всегда, ныне. И присно…»он произносит, имея в левой руке Дискос, а в правой — Потир. После чего то… Вернувшись к Престолу, священник во время произнесения диаконом…

Потребление Святых Даров и разоблачние.

После этого священник переходит к совершению необходимых треб или же, сделав три поясных поклона и приложившись к Престолу, покидает алтарь, а… III. Практические особенности совершения Литургии Преждеосвященных Даров. … Согласно Уставу, днями совершения Божественной Литургии Преждеосвященных Даров являются: среда и пятница первых …

Приготовление Преждеосвященных Даров.

Совершая в этот день проскомидию, священник после приготовления первого Агнца заготовляет еще несколько Агнцев, в зависимости от количества… Таким же образом происходит в Великий Четверг приготовление запасных Даров…

Великопостные часы.

На каждом часе, кроме девятого в пятницу, а также за исключением первых трех дней Страстной седмицы, к трем имеющимся псалмам присоединяется… После богородична шестого часа: «Яко не имамы дерзновения…» священник с…

Входные молитвы и облачение.

Сняв епитрахиль и благословив диакона на облачение, священник начинает облачаться в те же священные одежды, что и для совершения полной литургии,… 4. Вечерня. 4.1 Начало вечерни. В конце «Изобразительных» священник вновь выходит через северную дверь к Царским вратам для чтения молитвы прп.…

Перенесение Св. Даров с Престола на Жертвенник.

При служении без диакона эту ектению, как и все остальные, священник произносит в алтаре перед Престолом, а тайные молитвы первого и двух… Далее читается последний третий антифон, во время которого священник,…

Вечерний вход и паремии.

Далее, при пении стихиры на «И ныне» открываются Царские врата и совершается вечерний вход с кадилом по чину великой вечерни (см.: С. 9). Если же… По окончании пения «Свете тихий…» диакон возглашает: «Вонмем», а священник…

Литургия Преждеосвященных Даров.

Ектения сугубая и об оглашенных.

Далее диакон произносит ектению об оглашенных, а священник, раскрыв во время прошения: «Открыет им Евангелие правды» последнюю, верхнюю часть… Затем, начиная со среды Крестопоклонной (четвертой) седмицы, произносится…

Молитвы о верных и великий вход.

Во время второй ектении верных: «Паки и паки…» священник тайно читает молитву: «Владыко Святый, Преблагий…» и завершает ее возгласом: «По дару… Далее священник благословляет кадило, находящееся в руках у диакона, а при… Затем священник, осенив себя крестным знамением, целует нижний край антиминса и, поклонившись через Царские врата …

Приготовление молящихся к Причащению.

Причащение священнослужителей и мирян.

Разделив частицу ХС на две половины, священник читает молитву: «Ослаби, остави…», после чего, поклонившись диакону и всем находящимся в алтаре,… Священник начинает большим копием раздроблять частицы НИ и КА по количеству …

Окончание литургии.

Если же священник служит без диакона, то возглас: «Всегда, ныне, и присно…» он произносит с Дискосом в левой руке и Потиром в правой, после чего… Вернувшись к Престолу, священник во время произнесения диаконом… Затем священник возглашает: «С миром изыдем» и, выйдя через Царские врата на солею, спускается на амвон, где после…

Заключение.

Деятельность священника, как совершителя различных богослужений общественного и частного порядка настолько широка и многообразна в своих аспектах, что максимально подробно рассмотреть ее во всей полноте на страницах данной работы не представляется возможным. Да и вряд ли это необходимо, поскольку основная цель написания работы заключается, как уже было указано во введении, в том, чтобы дать новопоставленному иерею или же лицу, готовящемуся к принятию священного сана, наиболее полное представление о практических особенностях совершения таких распространенных богослужений, как Всенощное бдение и Литургия

св. Иоанна Златоуста, а также редко совершаемая, но довольно необычная по чинопоследованию Литургия Преждеосвященных Даров.

Отсутствие же в тексте описания таких чинопоследований, как вынос и воздвижение Честнаго Креста (14/27 сентября, 3 неделя Великого поста, 1/14 августа), великое освящение воды в день Богоявления (6/19 января) и его сочельник (5/18 января), погребение Божией Матери (в день Ее Успения 15/28 августа вечером), а также богослужебных особенностей Страстной седмицы и праздника Св. Пасхи объясняется тем, что все они довольно доступно и подробно описаны в соответствующих богослужебных книгах и в особых, во множестве сейчас изданных сборниках. Ко всему вышесказанному следует добавить, что каждому священнику, в особенности же настоятелю храма, необходимо избегать чрезмерного и необоснованного сокращения церковных служб, а при строгом (конечно же в разумных пределах) следовании указаниям Устава нужно остерегаться суетливой поспешности и бездумного формализма, изгоняющих молитвенный дух, ибо, по слову пророческому: «Проклят всякий, творящий дело Господне (каким и является богослужение) с небрежением» (Иер.48,10). Что же касается так называемых «местных» богослужебных практик, существующих в различных епархиях, то все они, будучи внешне несколько отличны друг от друга, не являются, однако, плодами самочинного литургического творчества, а всецело основываются на тех же источниках, которые были использованы при написании данной работы.

Библиографический список использованной литературы.

1.Библия. Священное Писание Ветхого и Нового Завета. – М.: Изд. Московской Патриархии, 1994. – 950с.
2.Богослужебные указания на 1949 год для священно-, церковно-служителей. – М.: Издательство МП, 1948. – 163с.
3.Булгаков С.В. Настольная книга священно-церковнослужителя. Репринтное издание в 2-х томах. Т.1 – М., 1993. – 940с.
4.Всенощное бдение и литургия. – СПб., 1997. – 85с.
5. Гаслов И.В. Современное православное богослужение: Практическое руководство для клириков и мирян. – СПб.: Сатисъ, 1996. – 210с.
6.Георгиевский А.И. Чинопоследование Божественной Литургии. – Н.Новгород, 1995. – 215с.
7.Дебольский Г., протоиерей. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. Репринтное издание. – М., 1994. – 530с.
8.Иноземцев А.Г. Практическое руководство для диаконского служения. Дипломная работа – Тобольск, 1999. – 106с.
9.Иоанн (Маслов), архимандрит. Конспект по литургике. – Киев, 1999. – 212с.
10.Иона (Карпухин), архимандрит. Учебное пособие по литургике. – Загорск, 1981. – 113с.
11.Настольная книга священника: Разрешение недоуменных вопросов из пастырской практики: Репринтное издание. – М.: Лествица, 1999. – 320с.
12.Настольная книга священнослужителя. Т. 1 – М., 1977. – 776с.
13.Неаполитанский А., протоиерей. Церковный Устав в таблицах с приложением практического руководства к тому, как должны вести себя и что делать священник, диакон и псаломщик: Репринтное издание. – М., 1994. – 130с.
14.Никольский К., протоиерей. Пособие к изучению Устава богослужения Православной Церкви: Репринтное издание. – М., 1995. – 870с.
15.Служебник. – М., 1997. – 625с.
16.Типикон. – СПб, 1997. – 592с.
17.Шишков В., диакон. Особенности соборного иерейского служения Всенощного бдения и Божественной Литургии. Дипломная работа. – Тобольск, 2000. – 48с.

Последнее обновление ( 09 January 2006 )

[Закрыть окно]

 

 

– Конец работы –

Используемые теги: Практическое, руководство, иерейского, служения0.071

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ИЕРЕЙСКОГО СЛУЖЕНИЯ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Еще рефераты, курсовые, дипломные работы на эту тему:

Практическое руководство Г.Г. Гончаренко, А.А. Сурков, А.Н. лысенко
Учреждение образования... Гомельский государственный университет... имени Франциска Скорины Г Г Гончаренко А А Сурков А Н лысенко...

ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ
На сайте allrefs.net читайте: "ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ДЛЯ ПАСТЫРЕЙ"

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ по курсу Семейное право На семинарских и практических занятиях обсуждаются теоре­тические проблемы
по курсу Семейное право... для студентов дневного факультета... Участие студентов в семинарских и практических занятиях яв ляется обязательным Если студент посещает семинарские занятия и работает на них то он...

Пояснительная записка Перечень практических работ Практические работы Действия с рациональными числами
Практическая работа Действия с рациональными числами Место проведения учебная аудитория... Практическая работа Решение рациональных... Практическая работа Решение рациональных уравнений неравенств систем уравнений и...

Приобрести студентам основные навыки практической работы с клавиатурой ПК при выполнении практических работ в Microsoft Office
Современные сервисные пакеты прикладных программ ППП Microsoft Office... Такое положение привело к мысли разработать и составить практическое руководство в котором процесс освоения...

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ по дисциплине Финансы организаций... ВВЕДЕНИЕ Тема и варианты практического задания разработаны в соответствии с учебным материалом дисциплины Учебные цели и задачи...

Искусство словесной атаки: Практическое руководство
Искусство словесной атаки Практическое руководство... Содержание...

АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ НЕОТЛОЖНЫХ АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ, СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ
АЛГОРИТМЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ СОСТОЯНИЯХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ...

Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова Практическая деонтология Запада и православная этика
Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова... Билет... Введение в нравственное богословие Действия нравственные и безнравственные Нравственный закон Совесть...

Практическое применение статистических методов
На сайте allrefs.net читайте: Практическое применение статистических методов.

0.033
Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • По категориям
  • По работам