Сугубая и заупокойная ектении (раскрытие антиминса).

После прочтения Евангелия диакон на амвоне произносит сугубую ектению: «Рцем вси…», в которую могут быть добавлены особые дополнительные прошения, а священник тайно прочитав молитву «прилежного моления»: «Господи, Боже наш…», открывает во время прошения о Святейшем Патриархе илитон и находящийся в нем антиминс, причем в последнем оставляет неоткрытой верхнюю сторону. Далее он, стоя перед Престолом, читает поминальные записки о живых и завершает ектению возгласом: «Яко Милостив и Человеколюбец…».

Затем диакон произносит заупокойную ектению: «Помилуй нас, Боже…», исключение которой допускается только в период Светлой седмицы и дни великих праздников, а в храмах с ежедневным богослужением — еще в воскресные дни. Тайно прочитав молитву: «Боже духов и всякия плоти…» и помянув усопших согласно поданным запискам, священник произносит возглас: «Яко Ты еси воскресение…» и закрывает Царские врата. После этого диакон произносит ектению об оглашенных, а священник, раскрыв во время прошения: «Открыет им Евангелие правды» последнюю, верхнюю часть антиминса и, прочитав во время протяжного пения хором: «Тебе, Господи» молитву об оглашенных: «Господи Боже наш…», заключает ее возгласом: «Да и тии с нами славят…». При этом он, взяв антиминсную губку, изображает ею знамение креста на раскрытом антиминсе и, поцеловав, кладет в правый верхний угол его, после чего крестится и целует антиминс. Следующий за этим возглас диакона, а если его нет, то священника: «Елице оглашении, изыдите; оглашении изыдите; елицы оглашении, изыдите» завершает литургию оглашенных.

5. Литургия верных.
5.1 Великий вход.

Далее диакон словами: «Да никто от оглашенных, елицы вернии…» начинает произнесение первой ектении верных, во время которой священник тайно молится: «Благодарим Тя, Господи Боже Сил…» (на Литургии св. Василия Великого: «Ты, Господи, показал еси нам…»), а затем возглашает: «Яко подобает Тебе…».

Во время второй ектении верных: «Паки и паки…» священник тайно читает молитву: «Паки и многажды Тебе припадаем…» (на Литургии св. Василия Великого «Боже, посетивый в милости и щедротах смирение наше…») и завершает ее возгласом: «Яко да под державою Твоею всегда храними…», после которого вернувшийся в алтарь диакон или он сам открывает Царские врата.

В то время, как хор начинает пение Херувимской песни, священник благословляет находящееся в руках у диакона кадило и, стоя перед Престолом с непокрытой головой, тайно читает молитву: «Никтоже достоин…», а по окончании каждения, совершив вместе с диаконом троекратное поклонение со словами: «Боже, очисти мя, грешнаго», трижды произносит, воздев руки: «Иже Херувимы тайно образующе и животворящей Троице Трисвятую песнь припевающе, всякое ныне житейское отложим попечение» , после чего диакон каждый раз продолжает: «Яко да Царя всех подымем…». Завершив троекратное чтение Херувимской песни священник, осенив себя крестным знамением, целует нижний край антиминса и, поклонившись через Царские врата молящимся, переходит к Жертвеннику. Благословив и приняв от диакона кадило, он кадит стоящие на Жертвеннике Святые Дары, а затем, вернув кадило, снимает после слов диакона «Возми, Владыко» покрывающий Дискос и Потир воздух и, произнеся «Возмите руки ваша во святая и благословите Господа» кладет его, дав предварительно поцеловать изображенный на нем, а также на своем правом поруче крест, на левое плечо последнего. После этого диакон опускается возле Жертвенника на правое колено, а священник, взяв Дискос и поцеловав через покровец звездицу со словами: «Священнодиаконство твое да помянет Господь Бог во Царствии Своем», передает его диакону, который также целует его край и поднимается с колен. Следует помнить, что изъятие частиц из подаваемых просфор может совершаться только до этого момента и по перенесении Святых Даров с Жертвенника на Престол допускаться уже не должно.

Передав Дискос диакону, священник крестится со словами: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем», берет с Жертвенника правой рукой Св. Потир и, поцеловав его через покровец, выходит вслед за диаконом через северную дверь на солею, где становится перед Царскими вратами лицом к молящимся. После возгласа диакона: «Великого Господина и Отца нашего…» он произносит: «Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы, весь священнический и монашеский чин… вас и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков» и, крестообразно осенив молящихся Св. Чашей, заходит через Царские врата в алтарь, где со словами: «Да помянет Господь Бог священнодиаконство твое во Царствии Своем, всегда, ныне и присно, и во веки веков» ставит ее в правой части развернутого на Престоле антиминса. Затем священник, приняв от диакона Дискос, со словами: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое…» ставит его на антиминс слева от Св. Чаши и сразу же снимает с него покровец, который кладет на левый передний угол Престола, произнеся при этом: «Во гробе плотски…», после чего, таким же образом снимает и кладет на правый передний угол Престола покровец с Потира, произнося: «Яко живоносец, яко рая краснейший…». Сняв после этого с плеча диакона воздух и облагоухав его кадильным дымом, он со словами: «Благообразный Иосиф…» покрывает им Дискос и Потир и, приняв кадило, трижды кадит Святые Дары, произнося при этом: «Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона…». Покадив затем диакона и отдав кадило, священник испрашивает у него молитв о себе: «Помяни мя, брате и сослужителю», на что последний отвечает: «Да помянет Господь Бог священство твое во Царствии Своем» и добавляет: «Помолися о мне, Владыко Святый». «Дух Святый найдет на тя, и сила Вышняго осенит тя», — произносит священник и в ответ на слова диакона: «Тойже Дух содействует нам вся дни живота нашего. Помяни мя, Владыко святый» благословляет его со словами: «Да помянет Тя Господь Бог во Царствии Своем, всегда, ныне и присно. И во веки веков».

Если же великий вход совершает священник, служащий без диакона, то по открытии Царских врат он, благословив и приняв от пономаря кадило, кадит Престол с четырех сторон, Жертвенник, горнее место, алтарные иконы, икону над Царскими вратами и всех, находящихся в алтаре, после чего, покадив правую и левую стороны иконостаса, верхний хор (если есть), правый и левый клиросы и молящихся, а затем, вновь покадив Царские врата, иконы Спасителя и Божией Матери, возвращается в алтарь, где кадит Престол спереди и отдает кадило пономарю. Прочитав тайно молитву: «Никтоже достоин…», священник трижды, воздев руки, полностью произносит Херувимскую песнь и также, как в первом случае, отходит к Жертвеннику. Покадив Св. Дары, он берет воздух и, поцеловав изображенный на нем крест, кладет его на свое левое плечо, заложив для удобства один угол за верхний край фелони. После этого он, взяв в левую руку Дискос, а в правую — Потир, выходит через северную дверь на солею, где, встав перед Царскими вратами, произносит сначала диаконский возглас: «Великого Господина…», а затем — «Преосвященныя митрополиты…» и, осенив молящихся крестообразно Св. Чашей, заходит в алтарь. Поставив Потир и Дискос на Престол, священник, повернувшись на запад, благословляет свещеносцев, после чего закрывает Царские врата и задергивает завесу. Далее он, как и при служении с диаконом, снимает покровцы со священных сосудов, покрывает их воздухом и совершает установленное каждение.