Окончание Литургии.

Во время пения хором: «Аллилуйа» (три и более раз) священник при помощи антиминсной губки опускает в Потир частицы из просфор, лежащие на Дискосе, произнося при этом: «Отмый, Господи, грехи поминовавшихся зде Кровию Твоею честною, молитвами Святых Твоих», а затем покрывает покровцами Потир и Дискос, на который предварительно кладет плат, копие, лжицу и сложенную звездицу. Далее священник, стоя в Царских вратах, благословляет молящихся со словами: «Спаси, Боже, люди Твоя и благослови достояние Твое», после чего вновь возвращается к Престолу, где, благословив и приняв от диакона или пономаря кадило, трижды кадит Св. Дары, тихо произнося: «Вознесися на небеса, Боже, и по всей земли славы Твоея». Отдав кадило и Дискос диакону, он берет Св. Чашу и, изобразив ею Крест над Престолом со словами: «Благословен Бог наш», целует ее через покровец и, встав в Царских вратах, крестообразно осеняет ей молящихся, произнося при этом: «Всегда, ныне, и присно, и во веки веков». После этого он со словами: «Вознесися на небеси, Боже, и по всей земле слава Твоя» направляется к Жертвеннику, на который ставит Потир и, приняв кадило, вновь кадит Св. Дары и диакона, а затем отдает кадило.

Если священник служит без диакона. То возглас: «Всегда, ныне. И присно…»он произносит, имея в левой руке Дискос, а в правой — Потир. После чего то и другое переносится на Жертвенник.

Вернувшись к Престолу, священник во время произнесения диаконом благодарственной ектении берет антимисную губку и, изобразив ей на развернутом антиминсе Крест, целует ее и кладет в середину антиминса, после чего закрывает его верхнюю, нижнюю, левую и правую части, а затем таким же образом сворачивает илитон. Далее он берет напрестольное Евангелие и, держа его в вертикальном положении, при произнесении завершающего ектению возгласа: «Яко Ты еси освящение наше…» крестообразно осеняет им свернутый антиминс и кладет поверх него. Затем священник возглашает: «С миром изыдем» и выйдя через Царские врата за амвон, читает после слов диакона: «Господу помолимся» заамвонную молитву: «Благословляяй благословящия Тя, Господи…». Вернувшись во время троекратного пения хором: «Буди имя Господне…», а в период Светлой Седмицы: «Христос воскресе…», в алтарь, он вычитывает перед престолом молитву на потребление Св. Даров: «Исполнение закона и пророков…» (на литургии св. Василия Великого: «Исполнися и совершися…») и благословляет диакона, после чего, подойдя к Царским вратам, благословляет молящихся со словами: «Благословение Господне на вас, Того благодатию и человеколюбием, всегда, ныне и присно, и во веки веков» . В великие праздники и дни памяти особо чтимых святых этому благословению предшествует обычно так называемое «славление», состоящее в том, что священнослужители после исполнения хором тропаря и кондака поют на середине храма величание праздника или святого и прикладываются к праздничной иконе. Преподав благословение молящимся, священник из алтаря возглашает: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше. Слава Тебе» , а затем, поцеловав напрестольное Евангелие и край Престола, берет напрестольный Крест и выходит на амвон, где произносит отпуст литургии: «(Воскресый из мертвых), Христос истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных Апостол, Предстательством честных Небесных Сил безплотных (и т.п., в зависимости от дня седмицы), иже во святых Отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоустаго (или св. Василия Великаго, архиепископа Кесарии Капподокийския), святых храма и дня, святых и праведных Богоотец Иоакима и Анны и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и человеколюбец». В дни двунадесятых господских праздников, а также в период их попразднества не совпадающего с воскресеньем произносится особый праздничный отпуст без указания святых храма и дня в сам день праздника, но с обязательным упоминанием святителя, Литургия которого совершается. В заключении отпуста священник осеняет молящихся Крестом и после пения хором уставного многолетия обращается к ним с пастырским поучнием (проповедью). Затем, поцеловав Св. Крест, он дает его для целования молящимся, после чего, еще раз всех им осенив, возвращается в алтарь, закрывает Царские врата и задергивает катапетасму (алтарную завесу).