Причащение священнослужителей и мирян.

Сняв покрывающий священные сосуды воздух и переложив его в свернутом виде в левый верхний угол Престола, священник также складывает и убирает звездицу, а после слов диакона: «Раздроби, Владыко, Святый Хлеб» разделяет Агнец по надрезу на четыре части, произнося при этом: «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и нерзделяемый, всегда ядомый и никогда же иждиваемый, но причащающиеся освящаяй», а затем крестообразно располагает частицы на Дискосе (см.: С. 38). Далее, взяв большим и указательным пальцами правой руки частицу IС и предварительно изобразив ей знамение Креста над Потиром, священник опускает ее в Святую Чашу, ничего при этом не произнося. Затем он молча благословляет поднесенную диаконом в ковшике теплоту, а если диакон отсутствует, то сам крестообразно вливает ее в Потир.

Разделив частицу ХС на две половины, священник читает молитву: «Ослаби, остави…», после чего, поклонившись диакону и всем находящимся в алтаре, поворачивается к закрытым Царским вратам и кланяется молящимся, тихо произнося: «Простите мя, отцы, братие и сестры». Далее он вместе с диаконом совершает со словами: «Се прихожду к безсмертному Царю и Богу моему» поясной поклон перед стоящими на Престоле Преждеосвященным Дарам и произносит: «Диаконе, приступи». Взяв половину частицы ХС, священник кладет ее в крестообразно сложенные ладони диакона со словами: «Священнодиакону (имя) преподается Честное и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во оставление грехов его и в жизнь вечную» и приветствует его целованием в плечи, произнося: «Христос посреди нас». Диакон отходит к северной стороне Престола, а священник, поцеловав нижний край антиминса, берет левой рукой другую половину этой частицы и кладет ее на правую ладонь со словами: «Честное и Пречистое Тело и Кровь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа преподается мне (имя), иерею, во оставление грехов моих и в жизнь вечную; после чего, приклонив голову, молится: «Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея тайныя… Да не в суд или во осуждение…» и по окончании молитвы, крестообразно осенив себя частицей Св. Тела, причащается. После этого он, трижды произнося: «Слава Тебе, Боже» отирает антиминсной губкой над Дискосом правую ладонь, целует губку и кладет ее на прежнее место. Затем, взяв плат и вложив его одним концом за верхний край фелони священник через второй конец берет обеими руками Св. Чашу и трижды испивает из нее в полном молчании, после чего вытирает платом уста и край Св. Чаши, ставит ее на Престол и сразу же читает молитву благодарения: «Благодарим Тя, Спаса всех Бога…». Диакон же в этот момент к Св. Чаше не приступает, а пьет из нее во время потребления Святых Даров по окончании Литургии.

Священник начинает большим копием раздроблять частицы НИ и КА по количеству причащающихся мирян и затем опускает их в Потир, который закрывает покровцом или свернутым платом. Положив на Дискос сложенную звездицу и копие, он также кладет на него покровец и, умыв руки, отходит к Жертвеннику, где, если служит с диаконом, вкушает антидор, запивая его теплотой. Вернувшись к Престолу, священник берет Св. Чашу и, поцеловав, подает ее диакону, который перед этим отдергивает завесу и открывает Царские врата. Вслед за диаконом он выходит на амвон и по возгласе последнего: «Со страхом Божиим и верою приступите» читает молитвы: «Верую, Господи, и исповедую… Вечери Твоея Тайная… Да не в суд или во осуждение…», а затем, приняв от диакона в левую руку Св. Чашу, а в правую — лжицу, приступает к причащению мирян. Делается это таким же образом, как и на полной Литургии (см.: С. 40), но с той особенностью, что младенцы (дети до 7 лет), как не могущие принять частицу Св. Тела, к причащению не допускаются.