I.3.3. Источники познания римского права

 

В п.3.1 было отмечено, что выражение «источники римского права» употребляется также в смысле источников познания римского права. В этом смысле, римское право имеет не только формационный характер, воплощенный в рабовладельческом строе, но и приобретает вполне отчетливое цивилизованное значение. С этой точки зрения, оправдано рассмотрение институтов римского права в качестве феномена всей человеческой культуры. 1. Поэтому, наряду с римскими юридическими памятниками, произведениями римских юристов, необходимо владеть и другими источниками познания римского права.

Эти источники, бесспорно, многочисленны, но некоторые из них настолько информированы в сфере римского права, что давно вошли в сокровищницу памятников, способствующих познанию особенностей римского права. Именно по этой причине в научный корпус источников римского права непременно включаются труды: во-первых, историков Тита Ливия (конец I в. до н.э. - начало I в. н.э.) 2, Тацита (I - II в. н.э.) 3, Авла Гелия (вторая половина II в. н.э.), Аммиана Марцеллина (IV в. н.э.); во-вторых, римских ораторов, прежде всего Цицерона (I в. до н.э.) 4; в-третьих, писателей - Плавта и Теренция, в комедиях которых немало указаний на состояние права, 5 лириков и сатириков - Катулла, Горация, Ювенала и др., философа Сенеки. 6

 


II
Традиции изучения источников римского права