II.3. Исследование источников римского права в российском правоведении


II.1. Древнеримские юристы как исследователи
источников римского права

 

II.1.1. Доктрина справедливого права (aequitas) как основного
древнеримского правового источниковедения

 

Древнеримские юристы всегда предпочитали рассматривать себя в качестве авторов правовой догмы, комментария, системы права в целом или ее фрагментов. Поэтому длительное время римские юристы - сначала преимущественно понтифики, затем знатоки права (juris prudentes) - относились к источникам права как форме реализации волевых общественных отношений на основании формального равенства. Таким образом? правообразующая деятельность римских юристов переходила в новую стадию формирования позитивных источников права - правопреобразующую, в новую трактовку правовой нормы. Именно поэтому “ни одно из самых блестящих положений римского права, - писал известный романист Т. Кипп, - не обеспечивало за ним в такой мере право на бессмертие, как и отношение к aequitas. Aequitas (aequus bonum et aequum) есть, прежде всего, нравственное понятие, означающее справедливость, правильность. Представляя с субъективной стороны лишь известную добродетель, aequitas в то же время определяло содержание нормы. Право признавалось естественным, когда в нем видели нечто всеобщее, неизменно правильное и справедливое...»

Римские юристы отдавали себе отчет в том, что понятие aequitas носит в себе философско-правовой смысл и с этой точки его применения должно использоваться в качестве масштаба, определяющего общественную ценность вновь образуемой правовой формулы. Реализуя этот постулат, римские юристы в противоположность aeguum jus вводили понятие «несправедливое право» (jus iniguum) либо промежуточное определение - «не вполне справедливое право» (jus strictum).

Таким образом, отмечает В.С. Нерсесян, принцип правовой справедливости, особенно в правоприменительной и судейской деятельности, дополнили нормы действующего римского права. Иными словами, «правопреобразующая деятельность юристов обеспечивала взаимосвязь различных источников римского права и содействовала сочетанию стабильности и гибкости в дальнейшем его развитии и обновлении».