I.2.4. Право народов

 

Но все-таки необходимо было решать и другую проблему, связанную с национальной ограниченностью права. Рим, став мировым центром, расширил тогдашнее экономическое пространство. В торговый оборот были втянуты многие народы, на которые не распространялось цивильное право. Результатом явилось учреждение в 242 г. до н.э. новой магистратуры: претора перегринов, получившего такие же полномочия, какие имел городской претор. Однако юрисдикция претора перегринов (иностранцев) распространялась на отношения между перегринами, а также между перегринами и
римлянами.

Значение деятельности преторов перегринов заключалось в создании ими новой правовой системы - jus gentum (право народов). К понятию «право народов» относилось древнее право, регулировавшее договоры римлян с иностранными общинами по установлению взаимного права вступления в брак (conubium) и права торговли (commercium). К нему также относилось обычное торговое право, обусловленное племенным родством и тесными экономическими связями членов латинского союза. 1

Мощным толчком в развитии права народов стало признание воли необходимым элементом юридических сделок, установившееся в 50 г. до н.э. Не менее важным оказалось введение с I в. н.э. так называемой экстрадионарной когниции (cognitio еxtradionaria) - права решать дела без передачи их в суд магистратами, не обладавшими юрисдикцией, как более свободной формы разбирательства споров.

Фактически, ius gentium заняло место универсального права, противопоставляемого, с одной стороны, jus civile, а с другой - национальному праву народов, участвующих в римской экономике. Поскольку нормы ius gentum применялись римским претором в Риме, оно оставалось римским правом. В итоге преторское право, поддерживая ius civile, реально проводило принципы ius genium. Парадигма развития римского общества вела к слиянию цивильного права и права народов. Это привело к возникновению уникальной правовой системы - римского классического права. 2

Различие между цивильным правом и правом народов носило, несомненно, исторический характер. После издания эдикта Каракаллы в 217 г. н.э., предоставившего римское гражданство всему свободному населению империи, необходимость в этом делении окончательно отпала.