Титул I. О правосудии и праве (De justitia et jure)

 

1. (Ульпиан). Изучающему право надо прежде всего узнать, откуда произошло слово «право» (jus). Право получило свое название от «правосудия» (justitia), ибо, согласно превосходному определению Цельса, право есть наука о добром и справедливом.

 

1. По заслугам нас назвали жрецами, ибо мы заботимся о правосудии, возмещаем понятия доброго и справедливого, отделяя справедливое от несправедливого, отличая дозволенное от недозволенного, желая, чтобы добрые совершенствовались не только путем страха наказания, но и путем поощрения наградами, стремясь к истинной, если я не заблуждаюсь, философии, а не к мнимой. 2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных. 3. Естественное право (jius naturale) - это то, которому природа научила все живое: ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы увидим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права. 4. Право народов- (jus gentium) - это то, которым пользуются народы человечества; последнее является общим для животных, а первое - лишь для людей (в их отношениях) между собой.

2. (Помпоний). Подобно почитанию Бога, мы должны повиноваться родителям и родине.

3. (Флорентин). Мы должны отражать насилие и противоправность, ибо правом установлено, что кто-либо сделает что-либо для защиты своего тела, то считается совершившим правомерный поступок; и так как природа установила между нами некое родство, то последовательно, что является преступлением, когда один человек строит козни другому.

4. (Ульпиан). Освобождение от рабства относится к праву народов. Manumissio происходит от manu missio (отпущение из-под власти), т.е. дарование свободы; ибо, доколе кто-либо находится в рабстве, он подчинен власти. Это ведет свое происхождение из права народов; так как по естественному праву все рождаются свободными, не было освобождения, когда было неизвестно рабство; но после того, как по праву народов возникло рабство, за ним последовало благодеяние отпущения из рабства. И хотя мы носим единое наименование «люди», но, согласно праву народов, возникло три категории: свободные, и в противоположность им - рабы, и третья категория - отпущенные на волю, т.е. те, кто перестали быть рабами.

5. (Гермогениан). Этим правом народов введена война, разделение народов, основание царств, разделение имуществ, установление границ полей, построение зданий, торговля, купли и продажи, наймы, обязательства, за исключением тех, которые введены в силу цивильного права.

6. (Ульпиан). Цивильное право не отделяется всецело от естественного права или от права народов и не во всем придерживается его; если мы что-либо прибавляем к общему праву или что-нибудь из него исключаем, то мы создаем собственное, т.е. цивильное, право 1. Это наше право состоит или из писаного (права), или из неписаного.

7. (Папиниан). Цивильное право - это то, которое происходит из законов, плебисцитов, сенатусконсультов, декретов принцепсов, мнений мудрецов.
1. Преторское право - это то, которое ввели преторы для содействия цивильному праву или для его дополнения или исправления в целях общественной пользы; оно называется также в честь преторов «jus honorarium».

8. (Марциан). Ибо и само преторское право является живым голосом цивильного права.

9. (Гай). Все народы, которые управляются на основании законов и обычаев, пользуются частью своим собственным правом, частью правом, общим для всех людей. Ибо то право, которое каждый народ установил для себя, является собственным правом государства и называется цивильным правом, как бы собственным правом самого государства; то же право, которое естественный разум установил между всеми людьми, соблюдается у всех одинаково и называется правом народов, как бы тем правом, которым пользуются все народы.

10. (Ульпиан). Правосудие есть неизменная и постоянная воля предоставлять каждому его право. 1. Предписания права суть следующие: жить честно, не чинить вред другому, каждому воздавать то, что ему принадлежит. 2. Правосудие есть познание божественных и человеческих дел, наука о справедливом и несправедливом.

11. (Павел). Слово «право» употребляется в нескольких смыслах: во-первых, «право» означает то, что всегда является справедливым и добрым - каково естественное право. В другом смысле «право» - это то, что полезно всем или многим в каждом государстве - каково цивильное право. Не менее правильно в нашем государстве «правом» называется «jus honorarium». Говорится, что претор высказывает право (выносит решение), даже если он решает несправедливо; это (слово) относится не к тому, что претор сделал, но к тому, что ему надлежало сделать. В другом смысле «право» означает то место, в котором выносится решение; здесь название переносится с того, что делается, на то, где это делается...

12. (Марциан). Иногда мы говорим «право» о родственных связях, например: «Мне принадлежит право родства или свойства».

 

Титул II. О происхождении права и всех должностных лиц
и о преемственности мудрецов

(De origine juris et omnium magistratuum et successione prudentium)

 

2. (Помпоний). Нам кажется необходимым показать начало и развитие самого права. 1. В начале нашего государства народ действовал без определенного закона, без определенного права, а все управлялось властью рексов. 2. Дошли сведения, что затем, когда государство некоторым образом увеличилось, то сам Ромул разделил народ на 30 частей и назвал эти части куриями... Таким образом, он передал народу некоторые куриатские законы; передавали законы и следующие рексы: все эти законы собраны в книге Секста Папирия... Эта книга называется Папириевым цивильным правом, но не потому, что Папирий внес в нее что-либо от себя, но потому, что он собрал воедино законы, изданные без какого-либо порядка. 3. После изгнания рексов в силу закона трибунов все эти законы потеряли силу, и римский народ снова начал пользоваться неопределенным правом и некоторым обычаем, чем изданным законом, и такое положение существовало около 20 лет. 4. Потом, чтобы это длилось не долее, было установлено государственной властью, чтобы были назначены 10 мужей; через них были испрошены законы из греческих государств, и римское государство было основано на законах; эти законы были записаны на досках из слоновой кости, помещенных на трибуне на Форуме, чтобы эти законы были более доступны для восприятия. Им (10 мужам) на тот же год было дано высшее право (высшая власть) в государстве, чтобы они исправили законы, если это необходимо, и истолковали их, и не допускалось обжалования (их действий), как прочих магистратов. Они заметили, что имеются пробелы в тех первых законах, и в следующем году прибавили еще две таблицы к составленным ранее таблицам, а потому появилось название Законов XII таблиц... 5. Обычно бывает, что толкование нуждается в авторитете мудрецов, и после издания указанных законов стало необходимым обсуждение их на Форуме (на суде). Это обсуждение и это право, которое произошло от мудрецов и не было записано, не получили (особого) названия, тогда как другие части права имеют свои названия... но получили общее название цивильного права. 6. Потом, почти в то же время, из этих законов были составлены иски, посредством которых люди спорили на суде; чтобы народ не устанавливал этих исков, как он захочет, то захотели, чтобы они были твердыми и торжественными. И эта часть права получила название «legis actiones», т.е. законные иски. Итак, почти в одно время возникло три права: Законы XII таблиц, из них начало вытекать цивильное право, из них же составлены legis actiones. Знание всех этих прав, и умение толковать, и иски были в руках коллегии понтификов, и устанавливалось в каждом году, кто из среды понтификов будет ведать частными делами; и почти 100 лет народ придерживался этого обычая. 7. Потом, когда Аппий Клавдий составил эти иски и выразил их в (определенной) форме, писец Гней Флавий, сын вольноотпущенника, передал народу похищенную книгу, и этот дар был до того приятен народу, что он (Флавий) был сделан трибуном и сенатором курульным эдилом... Эта книга, которая содержит иски, называется Флавиевым цивильным правом, подобно указанному выше Папириеву цивильному праву, ибо Гней Флавий ничего от себя не прибавил в книге. С увеличением государства, немного времени спустя, ввиду отсутствия некоторых категорий исков, Секст Элий составил другие иски и передал книгу народу; она называется Элиевым правом. 8. Позднее, хотя в государстве были Законы XII таблиц, цивильное право и legis actiones, произошел раздор плебса с патрициями и плебс удалился и установил для себя права; эти права называются плебисцитами. Вскоре затем, когда плебс был призван обратно, так как много раздоров возникло из этих плебисцитов, по Гортензиеву закону плебисциты были признаны подлежащими соблюдению, как законы. Между плебисцитами и законами имеется разница в способе установления, но сила их одинакова. 9. Затем трудно стало собирать плебс, а собирать весь народ еще труднее. При таком множестве людей сама необходимость возложила заботу о государстве на сенат. Сенат начал, таким образом, воздействовать на дела, и то, что он постановлял, соблюдалось, и это право называлось сенатусконсультами. 10. В то же время, и магистраты провозглашали право (выносили решения), и, чтобы граждане знали, какое право будет высказано о любом деле, и могли охранить себя, магистраты выставляли эдикты. Эти эдикты устанавливали jus honorarium. Это название дано потому, что это право возникло из должности претора. Наконец, сами дела потребовали установления права меньшим количеством способов, и оказалось необходимым, чтобы забота о государстве была возложена на одного, ибо сенат не мог управлять всеми провинциями одинаково хорошо. Итак, по установлении должности принцепса, ему было предоставлено право на то, чтобы установленное им являлось действительным (обязательным). 12. Таким образом, в нашем государстве (право) устанавливается или на основании права, т.е. закона, или имеется свойственное (нашему государству) цивильное право, которое состоит лишь в толковании опытными (юристами) без записи, или же имеются legis actiones, содержащие способ действия (в суде), или плебисцит, который устанавливается без утверждения сената, без закона, или конституции принцепса, т.е. соблюдается как закон то, что установил сам принцепс. 13. После ознакомления с возникновением и развитием права, нужно ознакомиться с названиями должностей магистратов и с их происхождением... 14. Что касается магистратов, то известно, что в начале этого государства рексы имели свою власть. 15. В те времена, как известно, существовал и начальник конницы; он начальствовал над всадниками и занимал как бы второе место после рексов; в числе начальников конницы был Юний Брут, который являлся зачинателем изгнания рексов. 16. После изгнания рексов были установлены должности двух консулов, и законом им было предоставлено высшее право... но чтобы они не присвоили себе всей власти рексов, был издан закон, согласно которому на них могли быть приносимы жалобы, и они не могли распоряжаться жизнью римского гражданина без приказа народа; им было предоставлено налагать взыскания в виде штрафа или ареста и приказывать заключать граждан в государственную тюрьму. 17. Затем, когда переписи стали требовать большего времени и консулы не смогли выполнять эту обязанность, были учреждены должности цензоров. 18. Когда народ увеличился и часто возникали войны, а некоторые жестокие войны происходили с соседями, то иногда, по требованию обстоятельств, устанавливали должности магистратов с большей властью; так появились диктаторы, на которых нельзя было жаловаться и которым было предоставлено даже право приговаривать к смерти. Это должностное лицо, имевшее высшую власть, назначалось не более, чем на шесть месяцев. 19. И этим диктаторам придавались начальники конницы, так же, как ранее рексам; их должность была почти такой же, как в настоящее время должность префекта претория; но имелись и законные магистраты. 20. В то время, когда плебс ушел от патрициев, примерно на семнадцатом году после изгнания рексов, плебс выбрал себе на Священной горе трибунов, которые были плебейскими магистратами. Они названы трибунами, так как некогда народ был разделен на три части и из каждой выбиралось по одному или так, как они избирались голосованием триб. 21. Равными образом, чтобы имелись лица для заведования храмами, где плебс хранил свои плебисциты, избирались двое из плебеев, которые были названы эдилами.
22. Затем, когда казна народа начала становиться более значительной, для заведования ею были учреждены квесторы, которые ведали деньгами; названы они так потому, что выбирались для изыскания и хранения денег. 23. Так как, согласно сказанному нами, по закону консулам не было позволено выносить без приказания народа решения о жизни римского гражданина, народом были установлены квесторы, которые ведали делами о тяжких преступлениях; они назывались «quaestores parricidii», и о них упоминает закон XII таблиц... 25. После того, как были изданы XII таблиц, возник раздор плебса с патрициями, плебс желал избирать консулов из своей среды, но патриции ему в этом отказывали; в результате стали выбираться военные трибуны с консульской властью (tribuni militum consulari potestate), частью из плебеев, частью из патрициев; они выбирались в разном числе: иногда их было 12, иногда больше, иногда меньше. 26. Потом, когда решили избирать консулов даже из плебеев, начали выбирать их из обоих союзов, тогда, чтобы патриции имели больше (прав), было решено назначать двоих из патрициев; так были созданы курульные эдилы. 27. Так как консулы отзывались (из Рима) войнами с соседями и в государстве не было никого, кто мог бы высказать право (выносить решения), то было установлено, что должен быть избран претор, получивший название «городского», так как он выносил решения в городе (Риме). 28. Спустя несколько лет этого претора оказалось недостаточно, так как много перегринов пришло в государство. Поэтому избрали другого претора, который был назван «praetor peregrinus»; это название произошло от того, что он большей частью выносил решения по делам между перегринами. 29. Затем, когда оказался необходимым магистрат, который ведал бы делами под копьем, были избраны 10 мужей для разрешения споров (deceviri litibus judicandis). 30. В то же время начали выбираться и четыре мужа для заботы о дорогах, и три мужа монетчики, чеканщики меди, серебра и золота, и три мужа по тяжким уголовным делам, на которых лежала охрана тюрьмы, так что, когда нужно было наказать, это делалось их вмешательством... 32. После завоевания Сардинии, а вскоре Сицилии, Испании и затем Нарбонской провинции, было создано столько преторов, сколько было подчинено провинций, для заведования частью городскими делами, частью провинциальными. Потом Корнелий Сулла установил государственное расследование дел о подлогах, об убийстве родичей (parricidium), о бандитизме (sicarius) и добавил четырех преторов. Затем Гай Юлий Цезарь добавил двух преторов и двух эдилов для заведования продовольствием, которые по имени (богини) Цереры были названы «цереальными». Итак, было установлено двенадцать преторов и шесть эдилов. Затем божественный Август установил шестнадцать преторов, потом божественный Клавдий прибавил двух преторов по делам о фидеикомиссах; одну из этих должностей упразднил божественный Тит, божественный Нерва добавил претора для решения дел между фиском и частными лицами. Таким образом, в государстве выносят решения восемнадцать преторов... 35. Преподаванием науки цивильного права занимались многие и величайшие мужи; но те, кто пользовался величайшим уважением со стороны римского народа, должны быть упомянуты, чтобы было ясно, благодаря каким и сколь великим мужам наши права возникли и дошли до нас. Из всех, кто занимался (этой) наукой, никто до Тиберия Корунканания не занимался публичным преподаванием; до него другие думали держать цивильное право в тайне...