рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Теория насилия

Теория насилия - раздел Право, Теория государства и права Одной Из Распространенных На Западе Теорий Происхождения Государства И Права ...

Одной из распространенных на Западе теорий происхождения государства и права является теория насилия. Наиболее видными ее сторонниками являются немецкий философ и экономистЕ. Дюринг(1833—1821), австрийский социолог и государствоведЛ. Гумплович(1838—1909), известный "ревизионист марксизма"К. Каутский(1854—1939) и др.

Краеугольным камнем теории насилия является утверждение о том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими.

Теория насилия имеет свою довольно длительную историю. Зачатки этой теории встречаются еще в древности, в частности, в сочинениях первого и второго поколения софистов. В их учениях государство рассматривается как учреждение, существующее исключительно для блага сильного, а право — как средство подавления одних слоев общества в интересах других. Первоначально право предназначалось, по мнению софистов, для "обуздания сильного в интересах слабого". Однако сильный, вскоре распознав такое предназначение права, сделал все, чтобы разорвать эти "противоестественные оковы" и таким образом "восстановить господство естественного закона", согласно которому слабый по природе должен подчиняться сильному.

В сочинениях одного из известных мудрецов-софистов Фраси-маха из Халкедона постоянно проводится мысль о том, что в природе государства и права, государственной политики и законодательства, как и в области идеологии, нравственности господствуют воля и представления тех, в чьих руках находится сила и государственная власть. "Справедливость — утверждал Фрасимах, — это то, что пригодно сильнейшему". "Справедливость и справедливое — в сущности, это чужое благо, это нечто, устраивающее сильнейшего, правителя, а для подневольного исполнителя это чистый вред, тогда как несправедливость — наоборот: она правит, честно говоря, простоватыми, а потому и справедливыми людьми".

Дальнейшее развитие теория насилия получила в последующие столетия и, особенно, в период Средневековья, когда она широко использовалась, в частности, для борьбы с теологическими теориями и взглядами на государство и право.

Анализируя роль теории насилия на данном этапе, известный немецкий государствовед и правоведГ. Еллинек (1851—1911) не без

оснований утверждал, что "в новейшее время теория силы впервые возрождается в связи с борьбой против теологического миросозерцания". Гоббс, как отмечал автор, не знает для права индивида в естественном состоянии другой границы, кроме его силы, и признает государство, основанное на силе, наряду с договорным государством как "равноправные формы государства", одинаково осуществляющие принуждение по отношению к своим членам. Спиноза вообще отождествляет право и силу. Помимо всего прочего это означает, что нет никакого объективного критерия "для измерения права и неправа естественных процессов" и что правопорядок, лишенный силы, "не может отстоять своего существования'".

Особую роль в дальнейшем развитии и окончательном формировании основных положений теории насилия на рубеже XIX— XX вв. сыграл Л. Гумплович.

"История не предъявляет нам ни одного примера, — рассуждал он в своей фундаментальной работе "Общее учение о государстве", — где бы государство возникало не при помощи акта насилия, а как-нибудь иначе. Кроме того, это всегда являлось насилием одного племени над другим, оно выражалось в завоевании и порабощении более сильным чужим племенем более слабого, уже оседлого населения".

Ссылаясь на пример образования ряда стран Европы и Азии, которые возникли, по мнению ученого, не иначе, как путем насилия, Л. Гумплович делал окончательный вывод, согласно которому "вследствие подчинения одного класса людей другому образуется государство", а из потребности победителей обладать "живыми орудиями" возникла экономическая основа античной семьи, отношения властвования, существовавшие между господином и его слугой.

По мнению автора, "не из отдельных людей, как атомов, не из семейств, как ячеек, создается государство. Не отдельные личности и не семейства являются его основными частями". Только из различных "человеческих групп, из различных племен возникает государство и из них лишь состоит". Победители образуют правящий класс, а побежденные и порабощенные — "класс рабочих и служащих".

Все дело заключается во внутренней и внешней вражде племен. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, утверждает Л. Гумплович, можно признать "главные основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству'^.

Таким образом, ни общественный договор, ни Божественное овидение, ни "высшие" идеи, ни "известные потребности" или

' Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 140. 2 Гумплович Л. Общее учение о государстве. С. 47, 120—121.

рационалистические и нравственные мотивы", как это следует из других учений о происхождении государства и права, а лишь грубая сила, борьба, покорение одних' племен другими, одним словом прямое насилие — "вот родители и повивальная бабка государства" — является основной причиной возникновения данных институтов, согласно теории насилия.

Выявляя основную черту теории насилия, Г. Еллинек повторял вслед за другими аналитиками данной концепции, что суть этого учения состоит в том, что оно конструирует государство как господство сильного над слабым и признает такое отношение властвования данным самой природой. Таким государство по этой причине и должно признаваться индивидуумом. Последний должен подчиняться ему в силу того соображения, что оно есть неотвратимая сила природы, подобно солнечному теплу, землетрясению, приливу и отливу, Теория силы — материалистическая противоположность теологического учения. Если последнее требует подчинения воле Божьей, то теория насилия требует подчинения слепым силам социальной эволюции'.

При этом "слепые силы социальной эволюции", насилие рассматриваются не как некое ограниченное, локальное, а как глобальное, к тому же "естественное" явление, порождающее не только единство противостоящих друг другу "элементов" государства — победителей и побежденных, правящих и управляемых, но и имеющее далеко идущие социально-экономические последствия.

Какие последствия имеются в виду? Прежде всего те, которые ассоциируются с появлением рабства. Последнее возникает, по мнению Л, Гумпловича, не в силу прежде всего внутренних причин, а затем уже внешних, как это имеет место в истории на самом деле, а, наоборот, исключительно в силу воздействия на общество (племя, народ, "нацию") извне, со стороны других сообществ, племен, народов, в результате войн, порабощения и закабаления одних племен или народов другими. Во всех подобных случаях появляется военное превосходство того или иного народа (племени) над другим — "над жителями завоеванной страны". При этом ведущиеся войны, с одной стороны, производят "разрушительное действие", а с другой — в них обнаруживается и "некоторая положительная, известным образом созидающая государства сила".

Войны превращаются для некоторых племен и народов в средство не только закабаления других племен и народов, но и приобретения земельных угодий, материальных благ. Там, где дикое племя жило по соседству с цивилизованным, отмечает К. Каутский, там к войне за спорную область присоединялся еще и хищнический набег, — предприятие, приносившее воинственным варварам богатую добычу. Были такие варварские племена, у которых грабеж циви

' Еллинек Г. Указ. соч. С. 139.

лизованных соседей составлял главный способ приобретения. Быть воином при подобных обстоятельствах было очень выгодно. Оружие, необходимое для войны, было большей частью то же самое, какое употреблялось на охоте, бывшей в то время самой важной отраслью приобретения'.

На определенном этапе развития общества создается экономическая основа, а вместе с тем и экономическая необходимость для некоторых племен и народов в ведении войн. "Воинское право свободного человека", которым он так гордился, постепенно превращается в воинскую повинность, которая ложится тяжелым бременем как на самих воинов, так и на ту часть общества (земледельцы, ремесленники и др.), которая обеспечивает их проживание2.

Вести войны или нет — это вовсе не было предметом выбора и делом, зависящим от воли земледельцев и других оседлых племен. То огромное, по тем временам, благосостояние, которое, благодаря упорному повседневному труду, сосредоточивается в руках оседлых народов и племен, "постоянно подстрекает варварские подвижные племена к хищническим набегам". Первым из них ничего не остается делать, как на время бросать свой труд и защищать свое благосостояние и самих себя от набегов. Последним же приходится вести войну прежде всего в силу экономических причин — захвата чужого добра и приобретения дешевой рабской силы.

Все это, а именно — систематическое ведение войн и связанные с ним возникновение и развитие института рабства, по мнению сторонников теории насилия, создает реальные условия и предпосылки для образования государства.

Пока не было института рабства, пишет по этому поводу Л. Гум-плович, пока не хватало этого первого условия для продолжительной жизни, до тех пор развитие государства было невозможно. О государственной жизни, о ее хозяйственных основах тогда лишь могли думать, когда оно приобретало необходимые для этого "живые орудия", т.е. когда оно покоряло себе другое племя, порабощало его и эту порабощенную массу разделяло между отдельными своими членами, когда оно таким образом создало первую государственную организацию..."

Сторонники теории насилия полагают, что до тех пор, пока племя состоит лишь из "сходных между собой единоплеменников", т.е. их "личностей, родившихся и воспитавшихся в одном и том же социальном обществе", между ними нет вражды, войн, а следователь" ко, и рабства. Когда же одно племя покоряет другое, то тут же, как неизбежный спутник всех завоеваний, появляются рабы, возникает и развивается институт рабства, а вслед за ним — и государство.

' Каутский К. Развитие государственного строя на Западе. Спб., 1905. 2 Там же. С. 12—13.

Таким образом, согласно теории насилия, войны, насилие, закабаление одних племен другими рассматриваются в качестве oc-i новных причин рабства. Что же касается естественно-исторического процесса зарождения и развития данного института, то он или вообще игнорируется или же отодвигается на второй план.

Остается открытым также вопрос о причинах и природе закабаления. Что предшествовало, чему: захватнические войны, влекущие за собой порабощение одних племен другими или, наоборот, сложившийся в силу разделения труда и социального расслоения общества институт рабства порождал захватнические войны? Ведь не следует забывать о том, что сам характер захватнических войн, порабощение одних племен и народов другими практически стали возможными лишь тогда, когда процесс развития орудий труда и производства в обществе достигли такого уровня, когда экономичес-. ки стало возможным и выгодным закабалять побежденные племена и народы, эксплуатировать их, превращая в рабов.

На ранних стадиях развития общества, при низком уровне развития орудий труда и производства, когда первобытный человек не в состоянии был производить больше, чем это нужно было для поддержания его жизни, экономически невыгодным было закабаление, превращение пленников в рабов. Их или убивали, или принимали в новое племя, усыновляли. В силу этих же причин тогда не могли вестись и захватнические по своему характеру войны.

Другим социальным последствием, которое ассоциируется непосредственно с завоеванием и порабощением, является возникновение частной собственности. Насилие порождает рабство, а рабство ведет к появлению частной собственности. С последней же связан, согласно теории насилия, переход племен от кочевого образа жизни и быта к оседлому, земледельческому. Зарождающаяся при этом государственная власть опирается исключительно на физическую силу. Это — "государство племени". Его основа — физическое преобладание одного племени над другим.

По мере развития общества государство племени перерастает в государство класса. Основой последнего является экономическое господство власть имущих. Л. Гумплович отмечает, что одновременно с процессом превращения племен в классы и сословия, а также эволюции государства протекает процесс развития сознания. "Племенное сознание в современном государстве отчасти исчезло, отчасти же, одновременно с превращением племен в сословия и классы, сменилось сословным и классовым сознанием".

Согласно теории насилия наряду с данными процессами развития общества и государства протекает также процесс дальнейшей эволюции частной собственности. Она рассматривается не иначе, как некое орудие или средство в руках государственной власти.

Не оспаривая процесс эволюции общества, государства и собственности, следует обратить внимание на спорность решения воп-

поса о соотношении собственности и власти. Исторический опыт не подтверждает тезиса, выдвигаемого сторонниками теории насилия, о том, что государственная власть порождает частную собственность, а не наоборот. Не подтверждается тезис и о том, что собственность является орудием государственной власти. Все обстоит как раз наоборот. Собственность, в конечном счете, обусловливает как само появление государственной власти, так и ее характер. Собственность, в основном, определяет и ее служебную роль.

Можно по-разному относиться к научным исследованиям К. Маркса и Ф. Энгельса, а также к их философским обобщениям и выводам. Но не подлежит никакому сомнению многократно подтвержденный самой жизнью их вывод, сделанный на примере Англии, о том, что собственность "правит аристократией". Именно она "дает возможность купцам и фабрикантам намечать депутатов для больших, а частью и для мелких городов; собственность дает им возможность усиливать свое влияние с помощью подкупа". Это происходит потому, что "народ еще не осознал ясно существо собственности, потому, что он вообще еще, — по крайней мере в деревне, — духовно мертв и потому мирится с тиранией собственности'".

Частично данные выводы справедливы и для современной России.

Говоря о теории насилия вообще и об учении Л. Гумпловича, в частности, следует заметить, что ее сторонники по-разному характеризуют исторически первые и современные государство и право.

По-разному они относятся и к насильственным формам образования современных государств и правовых систем, и к их природе. Одни из них оправдывают насильственные формы образования современных государств путем осуществления революций или ведения освободительных или захватнических войн. Они считают, что такие войны всегда приводят к прогрессивному "обновлению" общества и государства. Другие, наоборот, выступают против каких бы то ни было силовых форм и способов формирования современных государств, считая, что эти формы и способы возникновения государств и правовых систем являются данью прошлого. Соответствующим будет характер государства и общества, возникающих на этой основе.

Известный французский писатель-романтикФ. Шатобриан(1768—1848) ставил в упрек Наполеону Бонапарту не только то, что он своей бурной завоевательной деятельностью "насоздавал" целый ряд недолговечных марионеточных государств с деспотическими или полудеспотическими режимами, но и за то, что в результате его ""УДрого" правления "обновленное" государство Франции "в своей территории и могуществе уменьшилось", а французское общество в значительной степени "развратилось".

' Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 375.

Говорят, что хотя силы французского государства стараниями Наполеона ослабли, зато слава его окрепла; что "на всех широтах французов знают и боятся, на них равняются, перед ними заискивают". Но разве необходимо было непременно выбирать что-то одно:

бессмертие либо могущество? Александр Македонский тоже прославил свою нацию. Но это не помешало ему основать в Азии четыре мощные империи; язык и цивилизация эллинов распространились от Нила до Вавилона и Инда. После смерти Александра "царство его не только не ослабло, но, напротив, укрепилось'".

А что осталось от Наполеона-завоевателя? "Триумф французского сюзерена стоил каких-нибудь две или три сотни тысяч человеческих жизней в год". Французы заплатили за него тремя миллионами солдат. Сограждане отдали ему "всего-навсего пятнадцать лет, прожитых в страданиях и неволе". Говорят, что бедствия, "пережитые при республике, послужили спасению Франции, несчастья, пережитые при Империи, принесли пользу несравненно большую — благодаря им Бонапарт стал богом, и этого довольно".

Шатобриан заявлял, что он не падет "так низко, чтобы забыть ради Бонапарта всех своих соотечественников; не он породил Францию, а Франция — его". Властитель может быть сколько угодно талантлив и могущественен, но "я никогда не соглашусь повиноваться ему, если одним словом он может лишить меня независимости, домашнего очага, друзей..."2.

Будучи противником насильственных методов социальных преобразований, Шатобриан занимал аналогичную позицию не только по отношению к "обновленному" в результате краха империи французскому государству, но и в отношении современного ему французского общества.

Вот чего истинный философ никогда не простит Бонапарту, рассуждал он, так это то, что он "приучил общество к безвольному подчинению и развратил его нравственность". По его вине люди так испортились, что невозможно сказать, когда в сердцах вновь проснутся великодушные порывы. "Наше бессилие в отечестве и за его пределами, наш нынешний упадок — следствие наполеоновского ига: у нас отняли все, кроме привычки к ярму. Бонапарт погубил даже наше будущее..."3.

Подобные взгляды на силовые методы образования ц "обновления" государственных и общественных структур, а также на их характер и природу многократно выражались раньше и выражаются поныне. Имеющиеся при этом нюансы касаются, в основном, последовательности позиций авторов в этих вопросах. Одни из них, например, считают, что государство, на каком бы этапе развития

' Шатобриан Ф. Замогильные записки. М., 1995. С. 322. .2 Там же. С. 322—323. 3 Там же.

общества — догосударственном или государственном — оно не возникало, всегда зарождается или обновляется не иначе, как только силовым способом, в результате борьбы; таковым же силовым по своему характеру и природе (орудием насилия, подавления) оно и остается в дальнейшем.

Другие же авторы, среди которых и Л. Гумплович, придерживаются иного мнения. Они считают, что если ранние государства, возникающие в результате войн и насилия, до конца остаются инструментами насилия, господства одних над другими, закабаления и угнетения, то более поздние и современные, в частности, капиталистические государства, не являются таковыми.

Общественное развитие, согласно взглядам Гумпловича, идет по направлению к все более возрастающему равноправию низших слоев с высшими, подвластных с властвующими. Все больше смягчаются формы и методы властвования. Постепенно образуется со-временное культурное государство. Складываются такие его черты и особенности, как режим парламентаризма и законности, равноправие граждан, доступ их к управлению делами общества и государства, и др. Исходными причинами и условиями становления такого либерального государства считается насилие.

Аналогичных взглядов на трансформацию силовых элементов в государстве придерживаются и другие авторы. Один из них, как, например, дореволюционный российский ученый-юрист И. В. Михайловский, не будучи сторонником теории насилия, тем не менее считал, что даже если бы государство и возникло с помощью насилия, то в дальнейшем своем развитии оно все равно бы трансформировалось в несиловую организацию.

При рассмотрении теории насилия, по мнению И. В. Михайловского, не следует смешивать два различных вопроса: 1) вопрос о генезисе, происхождении известного факта, и 2) вопрос о его сущности. "Из того, что многие государства исторически возникли путем насилия, вовсе не следует, что идея государства есть насилие". . Из того, что многие современные юридические отношения "имеют 'своими отдаленными предками насильственные отношения", вовсе ае следует, что нынешние законные обладатели соответствующих прав лишь фактически пользуются этими правами1.

Вообще порядок "чисто фактический" имеет тенденцию превратиться в "порядок нормальный". Дело в том, что люди сжива-тотпся с известными фактами, -привыкают к ним. Вокруг этих фактов и на их основании постепенно образуются постоянные, прочные .отношения. С течением времени то, что было первоначально актом Василия, незаметно превращается в право. Это означает, что с течением времени под влиянием ряда возникающих условий "фактическое", порожденное силовыми факторами, постепенно превраща-

' Михайловский И. В. Очерки философии права. С. 84.

ется "в нормальное", отражается в психике людей уже как явление, изменившее свою первоначальную природу, как явление правомерное1.

Таким образом, допуская возможность первоначального образования государства и права путем силовых способов или форм, И. В. Михайловский весьма критически воспринимает теорию насилия в последующем. В качестве основного довода при этом выступает все этот же тезис о постепенной трансформации государства и права как силовых явлений в несиловые, все та же идея о "мирной" эволюции и перерождении государства и права.

Изучение государства и права в связи с историей культуры предоставляет много фактов для критики теории силы. Эти факты свидетельствуют о постепенно нарастающем очищении и облагораживании отношений между правом и силой, "о постепенном превращении силы в служанку права". Конечно, далеко не везде и не всегда это превращение удается подменить, "но общая тенденция несомненна"2.

Наряду с названными аргументами о трансформации силы в несилу И. В. Михайловский использовал и другой, "филологический" аргумент против теории насилия. Есть еще один источник, из которого мы можем почерпнуть материал для критики теории силы и построения теории, приближающейся к истине. Это — язык. Философия, сравнительное языкознание учат нас, что первоначальное, основное значение слова выражает собой обыкновенно сущность соответствующего понятия.

И вот, первоначальное значение слова "право" на всех языках звучит как "прямо" и "правда". Таким образом, это слово представляет собой понятие о чем-то неуклонном, согласном с истиной, справедливом. Из этого следует, что вековая мудрость человечества, скрытая в языке, учит тому, что право как таковое вообще и отдельные юридические нормы, в частности, являются ничем иным, как составными частями "одного общего этического порядка, где царствует не сила, а высшие идеальные начала"3.

В основе современного государства и права лежат, таким образом, не голая физическая или иная сила, а человеческий разум, справедливость, "общий этический порядок", человеческий идеал. Не сила есть сущность права, а "нечто принципиально другое". Не сила есть главное основание действия права, а признание его населением, обусловленное по меньшей мере непротиворечием юридических норм субъективному правосознанию большинства населения.

Что же касается силовых элементов, свойственных любому современному праву, то они составляют лишь внешнюю сторону юри-

' Михайловский И. В. Указ. соч. С. 84.

2 Там же. С. 80.

3 Там же. С. 82.

дических норм, ассоциирующихся с их государственной обеспеченностью и гарантированностью, но отнюдь не с их содержанием и внутренними мотивами их соблюдения'.

Данная позиция И. В. Михайловского об органическом сочетании в государстве и праве силовых и несиловых элементов, а, следовательно, о разумном сочетании и применении в деятельности государства и реализации права методов принуждения и убеждения, несомненно, заслуживает особого внимания. В последующих исследованиях отечественных и некоторых зарубежных авторов она была не только поддержана, но и получила свое дальнейшее'развитие и обоснование. Критически воспринимая теорию насилия и ее отдельные положения, сторонники данного подхода дают, на наш взгляд, более взвешенное и аргументированное решение рассматриваемой

проблемы.

Теория насильственного формирования государства и права в том виде, как она сформировалась и как представлялась в научных изданиях в конце XIX — начале XX в., систематически подвергалась довольно напористой и небезосновательной критике не только с точки зрения ее сущности и содержания, но и при рассмотрении ее социальной роли и назначения.

Особенно в этом плане следует выделить весьма критическую позицию Г. Еллинека. Отмечая, что "теория силы с первого взгляда в значительной мере подтверждается историческими фактами", а именно — тем, что исторически процесс образования государств только в исключительных случаях не сопровождался победой превосходящей силы и "война была творцом большинства государств", ученый вместе с тем особо подчеркивает, что теория насилия имеет своей целью и предназначается не для объяснения причин и условий возникновения государства и права в прошлом, а для их обоснования в настоящем.

А это, по мнению Еллинека, не только неблагоприятная, но и невыполнимая задача. Теория силы убедительна только для тех, кто "фаталически относится к существующему, как к чему-то неустранимому", но неубедительна для тех, кто решается выяснить на опыте, "не может ли существующее государство сложиться и как-нибудь иначе"2.

Говоря о фактической роли и назначении теории насилия, Г. Ел-линек считал, что практические последствия ее сводятся даже не столько к обоснованию, сколько к "разрушению государства". Если государство есть не что иное, как грубая, неразумная сила, то почему бы угнетенному этой силой слою или классу не сделать попытки сбросить ее с себя, низвергнуть тех, кем осуществляется эта си'-. ла. Или даже разрушить всю "столь прославленную цивилизацию",

' Михайловский И. В. Указ. соч. С. 82. Еллинек Г. Общее учение о государстве. С. 141.

тем более, что такие деяния не стоят вне обусловленной естественными законами необходимости.

Поскольку между господствующими и подвластными, согласно теории насилия, нет никакой этической связи, то при такой конструкции государства отпадают все этические мотивы, которые могли бы воспрепятствовать возникновению и развитию учений, разрушающих государство.

Теория насилия, таким образом, является неконструктивной теорией. Она "не основывает государство, а разрушает его, пролагая путь непрерывной революции".

Теория насилия постоянно подвергается критике. Это свидетельствует, прежде всего, о несовершенстве ее как концепции, неудовлетворенности ею. Вместе с тем это говорит об известной жизнеспособности данной теории, о ее живучести, о том, что теория насилия является не только данью прошлого, но и составной частью академического потенциала настоящего.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Теория государства и права

На сайте allrefs.net читайте: "Теория государства и права"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Теория насилия

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Предмет теории государства и права
Определение предмета теории государства и права, равно как и любой иной учебной дисциплины, означает установление круга общественных и иных явлений, институтов и учреждений, которые она изучает. На

Методология теории государства и права
Как и каждая наука, теория государства и права имеет не только свой предмет, но иметод. Слово "метод" происходит от двух греческих слов: odos и meta, что можно перевести

Политико-юридический характер теории государства и права
Название каждой научной отрасли знаний и учебной дисциплины отражает в себе не только особенности ее предмета, но также и особенности ее характера и содержания. Это касается как естественных, техни

Место и роль теории государства и права в системе гуманитарных наук
Теория государства и права, как было уже отмечено, является далеко не единственной наукой и учебной дисциплиной, объектом исследования которой является государство и право. Изучением последних зани

Постоянная и последовательная связь теории государства и права прослеживается с социальной психологией.
Сформировавшись как самостоятельная отрасль знаний (отрасль психологии) и самостоятельная дисциплина в начале XX в., социальная психология представляет собой науку, занимающуюся выявлением и изучен

Соотношение теории государства и права с другими юридическими науками
Теория государства и права занимает важное место не только среди гуманитарных неюридических, но и в системе юридических наук. В зависимости от предмета исследования и сферы научного познания все юр

В других случаях сравнительное правоведение представляется в виде самостоятельной отрасли знаний и учебной дисциплины. В
связи с этим Ю. А. Тихомиров вполне справедливо говорит "об особой связи сравнительного правоведения с общей теорией государства и права", имея в виду относительную самостоятельность перв

Необходимость исследования проблем происхождения государства и права
Изучение происхождения государства и права имеет не только чисто познавательный, академический, но и политико-практический характер. Оно позволяет глубже понять социальную природу государства и пра

Причины разнообразия теорий происхождения государства и права
В мире всегда существовало множество различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития государства и праг ва. Это вполне естественно и понятно. Ибо каждая из них отражает или различные

Естественно-правовая теория
Естественно-правовая теория происхождения государства и права, или, как ее нередко называют в научной литературе, теория естественного права, является одной из старейших и в то же время одной из на

Шершеневич Г. Ф. Указ. соч. С. 30.
2 Там же. ) Отличительная особенность возрожденного естественного права по сравнению со старым естественным правом проявляется прежде всего в том, что оно не признает вечного, н

Договорная теория
Отдельные элементы данной теории разрабатывались еще философами Древней Греции и Древнего Рима. Однако в своем классическом виде договорная теория появилась лишь в XVII—XVIII вв. ' Труб

Руссо Ж. Ж. Указ. соч. С. 128
2 Там же. С. 129. 3 Там же. С. 126. Согласно Общественному договору суверен, будучи наделен законодательной властью или, иными словами, правом на изда

Другие теории происхождения государства и права
Наряду с названными в мире существуют и другие довольно известные теории. Среди них можно назвать, в частности,патриархальную теорию, основателем которой по праву считаетс

Типология и ее необходимость
Типология или классификация государств и правовых систем по типам представляет собой объективно необходимый, закономерный процесс познания развития государства и права. Она выступает как отражение

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 23. С. 10.
ным и благостным строем. К нему нужно идти постепенно. И новая буржуазия, она сначала будет такой, какая она есть. Как правило, первую очередь спекулятивной, потому что никакие крупномасшт

Рабовладельческое государство и право. Социально-экономическая основа и сущность рабовладельческого государства
Рабовладельческое государство является исторически первым типом государственной организации, возникшей на развалинах первобытнообщинного строя в силу разложения общества на классы и возникновения п

Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т. 6, С. 433.
изводства, они, как правило, пополняли фактически бесправные и весьма многочисленные, особенно в рабовладельческом Риме и Афинах ряды люмпен-пролетариата. Несмотря на то, что положение свободных и

Что представляло собой рабовладельческое право?
В неразрывной связи и взаимодействии с рабовладельческим государством находилось право. Оно представляло собой совокупность общеобязательных норм или правил поведения, направленных на регулирование

Феодальное государство и право
Социально-экономическая основа и сущность феодального государства. Феодальный тип государства и права исторически приходит на смену рабовладельческому типу. Он возникает двумя осно

Капиталистическое государство и право
Социально-экономическая основа и сущность буржуазного государства. На исторической арене буржуазное государство и право появились в результате буржуазных революций, покончивших с ф

Социалистическое государство и право
Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах родоначальников научного коммунизма К Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также

Некоторые особенности государства и права переходного типа
В отечественной и зарубежной юридической литературе наряду с рассмотрением проблем, касающихся традиционных типов государств и правовых систем, отдельное внимание уделяется также проблемам государс

Основные задачи и направления деятельности государства переходного типа
Переходный период в развитии любой страны, в том числе и России, это особый этап эволюции не только государства и права, но и самого общества, на базе которого они возникают и развиваются, экономик

Особенности развития конституционного законодательства в переходный период
Конституционное законодательство переходного периода 'представляет собой систему конституционных законов, дейст-бующих на данном этапе в той или иной стране. Наряду с консти-"^Цией государства

Понятие и основные признаки
Вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет взглянуть на государство не только со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но

Понятие формы государства
Форма государства является непосредственным выразителем и носителем его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова в конечном счете будет и его форма.

Формы рабовладельческого государства
Будучи едиными по своей сущности, социальному содержанию и назначению, рабовладельческие государства отличались друг от друга значительным разнообразием методов государственного правления (политиче

Формы феодального государства
Наиболее распространенной формой феодального государства на всех этапах его развития быламонархия. Другой формой была аристократическая республика, встречавшаяся,

Формы капиталистического государства
•В зависимости от конкретно-исторических условий своего возникновения и развития капиталистические государства имеют различные формы правления и государственного устройства, а также имеют различный

Структура государственного аппарата
Под структурой государственного аппарата понимается его внутреннее строение, порядок расположения составляющих звеньев аппарата, их соотношение. Структура всегда указывает на то. и

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата
Под принципами организации и деятельности государственного аппарата следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования.

Соотношение структуры госаппарата и национальной экономики
Вопрос о соотношении госаппарата, его структуры с экономикой является составной частью более общего вопроса, а, именно, — вопроса о соотношении государства и экономики. Из этого следует, что все ил

В системе высших властных структур современного российского государства особое место занимает институт президентства.
Согласно Конституции РФ президент является главой государства. Он выступает как гарант Конституции, а также "прав и свобод человека и гражданина". В установленном Конституцией РФ порядке

Соотношение государства и экономики в исторически разных социальных системах
Вопрос о соотношении государства и экономики практически существовал всегда, с тех пор как появилось первое государство, и будет существовать до тех пор, пока существует государство. Это один из &q

Понятие и пределы
При рассмотрении проблем соотношения государства, права и экономики важное место занимает проблема механизма государственного воздействия или государственного регулирования экономики. Данная пробле

Собственность как экономическая и правовая категория
При рассмотрении проблем соотношения государства и экономики важное значение имеет институт собственности. Исследованию ее в отечественной и зарубежной литературе традиционно уделяется значительное

Единство общества и природы
В современных условиях жизни человечества антропогенные воздействия на природу достигли опасной черты. На Международной конференции ООН по окружающей среде и развитию в июне 1992 г

Роль государства и права в оптимизации взаимодействия общества и природы
Экологическая политика в Российской Федерации, как и в других республиках бывшего Советского Союза, основывалась на ряде концептуальных принципов: а) регулирование отношений в сфере взаимо

В поддержании благоприятных для человека условий жизни и труда существенное значение имеет научно обоснованный под
ход к разработке и юридическому закреплению параметров предельно допустимых концентраций вредных веществ. В установлении нормативов предельно допустимых вредных воздействий большая

Международное сотрудничество в области охраны природы
Биосфера Земли едина и неделима. В глобальных масштабах протекают естественные процессы в атмосфере, Мировом океане, осуществляется миграция через государственные границы птиц, жив

Концепция перехода к устойчивому развитию
Экономическое развитие, органически связанные с ним процессы в социальной жизни государств мира должны удовлетворять нужды и законные интересы людей в пределах экологических возможностей пл

Необходимость исследования роли этносов в развитии современных государств
Познание особенностей, форм реализации, отличительных признаков, функций современных государств исследователи в значительной степени связывают с явлениями, с которыми определенным образом взаимосвя

Понятие и эволюция этноса
Исследование процесса соотношения этноса и государства необходимо начинать с определения понятия "этнос" и выявления механизма его эволюции. Первое позволит избежать многозначности понима

Соотношение этноса и государства
Процесс соотношения этноса и государства можно рассматривать с двух позиций. Первая — в рамках взаимоотношений "госу- ' Друянов В. Е. Загадочная биография земли. М., 1989. С. 8

Общество, личность, государство
Характер взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное общество и современного чел

Государство и правовой статус личности
Законодательно установленные государством и взятые в единстве права, свободы и обязанности личности составляют ее правовой статус. Правовой статус является сердцевиной нормативного выражения основн

Правовой статус и фактическое положение человека
Правовой статус, будучи составной частью системы права, выступает в качестве относительно самостоятельного регулятора общественных отношений. С помощью правовых установлений государство не стремитс

Система прав и свобод личности
В современном мире существуют самые различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует многообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще проблематике прав и свобод ч

Международно-правовое сотрудничество государств и проблема прав человека
Значительным прогрессом в развитии мирового сообщества в XX в. явилось понимание ценности человеческой личности, ее достоинства в неразрывной связи с необходимостью обеспечения минимальных гарантий

Государство как особое звено политической системы
Для глубокого и всестороннего понимания государства и права важно их рассматривать не только самих по себе, но и в контексте других более широких и более- емких явлений. Одним из таких явлений выст

Конституционный суд в политической системе общества
Вопрос о месте и роли конституционного суда в политической системе общества, о характере его деятельности, равно как и вопрос о соотношении его "чисто" юридической и политической активнос

Нормативная основа политической системы общества
Политическая система общества имеет свою экономическую, политическую, социальную, идеологическую и нормативную основы. Последние представляют собой соответствующий — экономический, политический и и

Становление и развитие гражданского общества
История государственно-организованного общества, сменившего первобытный строй, делится на две большие эпохи: 1) эпоха кас-тово-сословных обществ, основанных на правовом неравенстве членов общества,

Гражданское общество и государство
Становление и развитие гражданского общества сопровождалось и сопровождается существенным изменением государства. Важную роль в переходе от сословного общества к гражданскому играли сложившиеся в п

Гражданское общество и право
Законодательное признание юридического равенства людей на основе наделения их правами и свободами — главный признак и основа гражданского общества. Если политическим выражением средневекового спосо

Этапы развития государства и права в гражданском обществе
Как отмечено, создание представительного государства и равного для всех права шло в ходе развития основанного на частной * Едва ли не единственное исключение — использование родительских п

Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443.
ход от индустриального общества (т.е. гражданского общества с машинным производством, фабричной организацией труда, общенациональным рынком) к постиндустриальному — обществу с экологически чистой т

Социологическая юриспруденция
Формирование социологической юриспруденции началось на исходе XIX в., когда социология выделилась в самостоятельную отрасль знаний и ее методы получили распространение в общественных дисциплинах. С

Психологическая теория права
Возникновение психологических концепций права было связано с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний. Интерес обществоведов к проблемам психологической науки заметно воз

Нормативизм
Политическое и правовое учение нормативизма своими корнями восходит к формально-догматической юриспруденции XIX в. Оно сложилось на основе методологии, выработанной в юридическом позитивизме, и пре

Теории естественного права
Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в сов

Становление и развитие идеи правового государства
Проблемы правового государства всегда волновали передовых людей, прогрессивных мыслителей Древности, Средневековья и современности. Вопросы типа — Что такое правовое государство? Когда появилась ег

Развитие идей правового государства в России
Идеи правового государства на протяжении длительного времени занимали умы не только зарубежных, но и отечественных ученых-юристов. Об этом свидетельствуют, в частности, фундаментальные исследования

Основные признаки и черты правового государства
Характеризуя правовое государство, следует иметь в виду, что, несмотря на специфические особенности данного института, оно всегда оставалось и остаетсягосударством. Что эт

Определение понятия права
Право, как и государство, принадлежит к числу не только наиболее важных, но и наиболее сложных общественных явлений. Пытаясь понять, что такое право и какова его роль в жизни общества, еще

Маркс К„ Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 443. 2 Ленин В. И. Поли. собр. соч. Т. 32. С. 340.
всего человечества. В равной мере это относится как к национальному, так и к международному праву. Убедиться в этом позволяют такие, например, имеющие огромную общечеловеческую значимость

Основные признаки права
Наличие множества определений права, сформулированных в разное время под воздействием ряда жизненных обстоятельств и отражающих различные стороны правовой жизни и подходы, несомненно, следует рассм

Право и закон
Проблема соотношения права и закона существовала практически всегда, с древнейших времен, с тех пор, как появилось право. Рассматривалась эта проблема множество раз как в рамках зарубежного, так и

Основные принципы права
Среди различных составных компонентов права важное значение имеютпринципы права. Онипредставляют собой основные идеи, исходные положения иливедущие начала

Понятие правовой системы
Познание сущности и роли права в жизни общества требует широкого подхода к правовым явлениям во всем их разнообразии и взаимодействии между собой, а также учета функциональных свойств правовых явле

Компаративизм в праве
Комплексным изучением современной правовой карты мира занимается сравнительное правоведение. Ученые-компаративисты (от лат. comparativus — сравнительный) исследуют системы права разных государств.

Романо-германская правовая семья
Романо-германская правовая семья объединяет правовые системы многих государств современного мирового общества. Сформировалась она на территории Европы в латинских (Италия, Испания, Португалия) и ге

Общее право
Система общего права была создана в Англии после нормандского завоевания, и в ходе истории английское общее право стало основой весьма большой семьи общего права. Эта семья включает в наст

Мусульманское право
Правовые системы мусульманских стран имеют определенные различия, но все они сформировались и функционируют на религиозной основе ислама. Основой мусульманского права является Коран — это первый ис

Правовая система Китая
Правовая система современного Китая является упорядочивающим и в то же время стимулирующим преобразование страны фактором. В КНР осуществляется система реформ народного хозяй ства, направл

Правовая система Индии
Индия занимает второе место по численности населения. Выходцы из Индии проживают также в странах Юго-Восточной Азии и в ряде стран Африки. Правовая система Индии обладает оригинальностью, отражает

Право Японии
Современная правовая система Японии имеет корни в социально-экономическом, духовном развитии страны. На ее формирование значительное воздействие оказали политические изменения внутри стран

Взаимосвязь права и морали
В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей пр

Профессиональная этика юриста
Круг социальных норм, которыми повседневно руководствуется человек, в решающей степени зависит от сферы трудовой деятельности лица, его профессии. Общие моральные принципы и нормы

Право и технические нормы
Для правоведов, широкой общественности страны большой интерес представляет изучение роли права в гуманизации труда, техники и технологии, экологической сферы, в обеспечении здоровых услови

Понятие и виды форм (источников) права
Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнять присущие праву регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство, должно иметь свое внешнее выражение. В отечественной

Нормативно-правовые акты как источники права
Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно-правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами. Под нормативно-п

Ленное место занимали нормативно-правовые акты, издаваемые общественными органами и организациями.
Как известно, сами по себе решения (акты) общественных организаций, так же, как и решения любых .партийных органов и организаций, не содержат в себе правовых норм и не имеют юридической силы. Таков

Законы. Их виды и особенности
На протяжении ряда столетий и даже тысячелетий закон как форма (источник) права привлекал к себе повышенное внимание многих исследователей. Пытаясь проникнуть в суть явления, именуемого "закон

Нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Все нормативно-правовые акты действуют в определенных пределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу "охватываемых" этими актами лиц. Установление этих пределов-границ имеет ч

Иные формы (источники) права
Помимо нормативно-правовых актов значительный теоретический и практический интерес представляют и другие формы или источники права. Среди них особо выделяются правовой обычай, прецедент и правовой

Понятие и признаки правовых норм
Правовой нормой называется установленное или санкционированное государством правило поведения, охраняемое от нарушений с помощью мер государственного принуждения. Правовая норма носит

Логическая структура правовой нормы
В деонтологии (логике норм) различаются собственно содержание правовой нормы (правило поведения) и источник, императив, которым норма установлена и (или) охраняется от нарушений1. В прав

Виды правовых норм
Для теории права и практики применения правовых норм наиболее важны следующие классификации. На особенностях содержания гипотез и диспозиций правовых норм основана классификация правовых н

Соотношение норм права и текстов нормативных актов
Основным источником (формой) права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы. При подготовке и принятии нормативных ак

Понятие правовых отношений и их основные виды
Право в объективном и субъективном смысле. Понятие правового отношения является одним из основных в юридической науке. Понятие права как системы норм, установленных или санкционированных гос

Субъекты права и участники правоотношений
Понятие субъекта права. В правовых отношениях участвуют люди и образуемые ими для своих частных и общественных целей организации: государство и его органы, предприятия, учреждения,

Юридические факты
Правоотношения возникают, изменяются и прекращаются, их содержание — права и обязанности — реализуется для достижения поставленных сторонами целей. Вся эта динамика правовых отношений неразрывно св

Объекты правоотношений
Под объектом правового отношения следует понимать те материальные и духовные блага, предоставлением и использованием которыхудовлетворяются интересы управомоченной стороны

Понятие правотворчества, его виды и принципы
Правотворчество представляет собой одну из важнейших сторон деятельности государства, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение.

Основные формы (способы) реализации права
Реализацией права называется его воплощение в поведении людей и в общественных отношениях. Право оказывает многообразное влияние на общественную жизнь. В зависимости от содержания правовых норм и о

Использование, исполнение и соблюдение права
Использование права осуществляется в трех формах. Во-первых, это беспрепятственное осуществление действий в соответствии с субъективными правами, непосредственно входящими в правов

Применение права
Применением права называется особая форма его реализации —-рассмотрение и решение дел управомоченнымина то государ- ственными органами или должностными лицами и принятие р

Правовое регулирование и правовое воздействие
Как отмечено, результатом реализации правовой системы данной страны являетсяправопорядок. Правопорядком называется система общественных отношений, складывающихся в процессе осущест

Понятие правосознания
Правосознание представляет собой основу и органическую составную часть правовой жизни организованного в государство общества. Оно возникло на заре развития человечества вместе с формированием госуд

Право во всех его ипостасях представляет собой социокуль-турный феномен. В культурологическом аспекте правосознание
можно рассматривать как элемент культуры общества, его правовой культуры. Правовая культура включает ценности, созданные людьми в области права. Она развивается и обогащается на ос

Структура и виды правосознания
В структуре правового сознания воплощено единство правовой идеологии и правовой психологии. Правовая идеология, т.е. систематизированное, научное выражение правовых взглядов, требо

Роль правосознания в жизни общества
Правосознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию

Правосознание, право и язык юридических актов
Язык есть средство человеческого общения, мышления и выражения, передачи информации. Идеи, представления не существуют оторванно от языка. Правосознание, право существуют в языковой форме, находят

Правовое воспитание граждан
Само участие в правовой жизни общества оказывает воздействие на правосознание индивида, способствует усвоению им правовых знаний и навыков. Общество и государство заинтересованы в формировании соци

Интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства.
В сознании великих мыслителей человечества исторически вызревала и находила выражение идея о мудрости, свободе и достоинстве человека. Замечательные мысли и суждения оставили нам Платон, Аристотель

Понятие правонарушения
Правонарушением называется виновное противоправное деяние, совершенное деликтоспособным лицом. Всякое правонарушение — этодеяние, т.е. действие или бездействие. Действие —

Основные виды правонарушений и санкций за их совершение
В зависимости от характера правонарушений и санкций за его совершение правонарушения делятся на преступления и проступки. Преступлением признается виновно совершенное обще

Законодательного определения правонарушений и санкции за их совершение
Понятия права, правонарушения и санкции неразрывно связаны по той причине, что одна из главных задач права — защита общества (или его господствующей либо наиболее влиятельной части) от вредных или

Понятие и виды юридической ответственности
Юридической ответственностью называется применение к лицам, совершившим правонарушения, предусмотренных законом мер принуждения в установленном для этого процессуальном порядке. Различаютс

Принципы юридической ответственности
Составы правонарушений и санкции за их совершение определяет законодатель. Применение санкций за правонарушения — задача правоохранительных органов. Давно замечено, что процесс и порядок р

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги