Юридическая антропология

Учебник для вузов

 

Перевод с французского

Издательство НОРМА

Лицензия № 064250 от 6 октября 1995 г.

109544, Москва, Школьная ул., 36-38

Тел./факс (095) 912-97-21

Подписано в печать 05.09.00.

Формат 60х90/16. Усл.-печ. л. 19,5.

Тираж 3 000 экз. Заказ № 1619.

 

Издано при содействии Издательского Дома ИНФРА • М

Лицензия № 070824 от 21 января 1993 г.

127214, Москва, Дмитровское ш., 107

Тел. (095) 485-70-63; 485-76-18

 

Отпечатано в полном соответствии

с качеством предоставленных диапозитивов

в ОАО «Можайский полиграфический комбинат».

143200, г. Можайск, ул. Мира,93.

 

ISBN 5-89123-303-7

 

 


[1] Rouland Norbert. Anthropologie juridique. Paris, Presses Universitaires de France, 1988.

 

[2] В настоящее русское издание работы не вошли некоторые ее части (библиография, обзор литературы и т. д.)

 

[3] Имеется в виду Тропическая Африка (прим. перев.)

 

[4] Карияне — жители Карий, области на юго-западе Малой Азии (прим.перев.)

 

[5] «Зевс громовержец вчера к отдаленным водам океана с сонмом бессмертных на пир к эфиопам отошел непорочным» (цит. перев.).

 

[6] Morgan L. H. Ancient Society N. Y. 1877 — В русском переводе Морган Л.Г. Древнее общество 2-е изд. Л., 1934

 

[7] В русском переводе см. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М , 1940 (прим. перев.).

 

[8] Пандекты (или дигесты) — извлечения из сочинений юристов в Древнем Риме, одна из четырех частей кодификации права, осуществленной в VI в. при императоре Юстиниане (прим. перев.).

 

[9] См: White L. A. Energy and the Evolution of Culture // American Antropologist. 1943. № 45. P. 335—356.

 

[10] «...если можно предположить, что сон является ночным видением, позволяющим мышлению оставаться бездействующим в дремоте, то влияние мифов остается тенью, в которой разум скрывается, чтобы людям не ослепнуть в ярком свете дня». — Smith P. La nature des mythes. Paris, 1978. P. 729.

 

[11] Даже в нашем современном обществе случается, что люди клянутся жизнью дорогих им лиц. Кроме того, мы никогда не проклинаем просто так, не задумываясь, человека, по отношению к которому мы испытываем злость. Не следует также забывать и о присяге, которую всегда приносят перед судом.

 

[12] См.: Le Roy Е. Methodologie de l’ anthropologie juridique. Paris, 1977. P. 70.

 

[13] Относительно юридических фикций в традиционном африканском праве см.: Olawale Elias Т. La nature du droit coutumier africain. Paris, 1961. P. 195—204.

 

[14] Мы воспроизводим с незначительными изменениями таблицу, составленную Э.Ле Руа; Le Roy E. Justice africfine et oralité juridiqe // Bulletin de l’Institut français de l’Afrique Noire. XXXVI. Paris, 1974. P. 583 – 587.

[15] «Растущее превосходство высшего божества представляется также связанным более сложным образом с развитием, которое характеризуется формированием и ведением архивов, появлением теодицеи и проблемы Зла» —Goody J. La logique de l’ecriture. Pans, 1986 P. 55.

[16] Именно к такому мнению склоняется, кажется, К. Леви-Строс: «Устранив все критерии, предлагаемые для того, чтобы провести различие между варварством и цивилизацией, хотелось бы тем не менее сохранить по меньшей мере один из них: народы, владеющие письменностью, способны накапливать прежние достижения и быстрее двигаться к цели, которую они себе поставили, тогда как народы, не владеющие письменностью, не обладают способностью запоминать прошлое в объеме, превышающем объем человеческой памяти, и по этой причине остаются пленниками меняющейся истории, которой всегда будет недоставать первоисточника и преемственности, необходимых для констатации прогресса. Однако ничто из того, что нам известно о письменности, не служит подтверждением такой концепции ... В неолите человечество развивалось гигантскими шагами без всякой письменности. Напротив, владея письменностью, исторические цивилизации Запада долгое время находились в состоянии застоя ... Единственным явлением, которое всегда являлось верным спутником письменности, было появление городов и империй, т. е. интеграция в политическую систему большого количества людей и их деление на классы и касты. Такова типичная эволюция, которую можно наблюдать от Египта до Китая в момент зарождения письменности: до того, как просветить людей, письменность способствовала их закрепощению ... Если моя гипотеза верна, то следует согласиться с тем, что первичной функцией письменного общения является упрощение процесса закрепощения человека». Lévi-Strauss С. Tristes tropiques. Paris, 1955. Р. 342—144.

И еще: «Письменность появилась в истории человечества между IV и III тысячелетиями до нашей эры, в момент, когда человечество уже сделало самые основные и самые важные открытия: это произошло не до, а после того, что мы называем «неолитической революцией». Charbonnier G. Entre-tiensaves С. Lévi-Strauss. Paris, 1961. Р. 30—31.

 

[17] Книга Бытия, 34,9. Однако этот обмен не является «природным». В провинции Мистраль существовала пословица: «Вступай в брак в своей деревне, и если можешь, на своей улице, и если можешь, в своем доме». Если бы общественная жизнь не запретила кровосмешение, то этот запрет не сформировался бы сам собой.

 

[18] Евангелие от Луки, 20, 34—36.

 

[19] Даже в наше время употребляют выражение «женщина у очага», обозначающее женщину, не занимающуюся никакой профессиональной деятельностью. Что касается «приручения» огня и его последствий для усложнения социальной организации — см.: Perlés С. La naissance du feu // Historia. 1987. № 105. Р. 28—33.

 

[20] См.: Zon abend F De la famille. Regard éthnologique sur la parenté et la famille // Histoire de la famille T.I. Paris, 1986. P. 22.

 

[21] Murdoch G. P. De la structure sociale. Paris, 1972. P. 357.

 

[22] См.: Lévi-Strauss C. Les structures elementaires de la parenté. Paris, 1967. P.150—152.

 

[23] См.: Zonabend F. Op cit. P. 26.

 

[24] См.: Zonabend F. Op. cit. P. 56

 

 

[25] Cuvillier A. Manuel de Sociologie. Paris, 1968. Р. 560—561; Zonabend F. Op. cit. P. 53—54.

 

[26] Среди 250 обществ, изученных в труде «Об общественной структуре», Г.П. Мэрдок уточняет, что 105 были основаны на родстве по отцовской линии, 52 — на родстве по материнской линии, 18 — на двухлинейном родстве, 75 — на родстве по мужской линии, в 38 предпочтение отдавалось варианту В, в 8 — варианту Д, в 146 — варианту А, в 19 обществах супруги живут поочередно у родителей мужа и у родителей жены, в 17 обществах супруги строят свой собственный дом, в 19 обществах выбор места жительства супругов определялся какими-то другими факторами родства. Из этого следует, что большинство обществ отдают предпочтение варианту А выбора места жительства супругов.

 

[27] Lévi-Strauss С. Les structures élémentaires de la parenté. P. 136

 

[28] Zonabend F. Op cit. P 53.

 

[29] Domat. Traité des lois Chap VII, 1.

 

[30] В несколько смягченном виде это явление существует и в наших обществах и состоит в том, что родители оказывают помощь молодым супружеским парам.

 

[31] См.: Aberle D. F. Matrilineal descent in cross-cultural perspective // Matrilineal Kinchip Berkeley. 1961. P. 655—727.

 

[32] Cresswell R. La parente // Eléments d’Ethnologie. Paris, 1975. P. 170—172.

 

[33] Godelier М. Inceste: 1’interdit ongmel // Le Monde 26 août 1987. P. 12

 

[34] Нужно также проводить различие между подгруппами внутри современных обществ крестьяне издавна практиковали браки, в которых соглашение между семейными группами играло определяющую роль, в XIX в. социальная группа крупных промышленников обеспечивала свою монолитность не только за счет финансовых и промышленных обменов, но также и за счет обменов супругами это можно четко проследить на примере генеалогии семей ведущих промышленников.

 

[35] Plutarque. Quaestiones Romanae, 108, Мог, 289 d.e.

 

[36] См. Fox R. Antropologie de la parenté. Paris, 1972. P. 66—68.

[37] См. Lévi-Strauss C. Antropologie de la parenté. Paris, 1972. P. 5—29.

[38] Еще совсем недавно в наших обществах молодой человек шел «просить руки» своей невесты у своего будущего тестя, который «отдавал ему свою дочь в жены» Как видите, термины весьма красноречивы.

 

[39] Lévi-Strauss С. Les structures élémentaires de la parenté. P. 28—29.

[40] Мы увидим ниже, что эта свобода в действительности довольно сильно ограничена: данные статистики и социологические исследования показывают, что супруг или супруга выбираются обычно в определенных социальных категориях.

[41] Zonabend F. Op. cit. P. 39—40.

[42] Zonabend F. Op. cit P. 40

[43] Можно, однако, предположить, что в прошлом наши западные общества были более изобретательны. Например, один из текстов Святого Августина, касающийся брачных обычаев древних римлян, дает основания полагать, что древние римляне практиковали предпочтительные браки между перекрестными двоюродными братьями и сестрами (Августин / О Граде Божием 478, 66—75)

 

[44] Африканский левират отличается от еврейского левирата, в котором брат мужа должен жениться на его вдове, если у нее нет ребенка.

 

[45] См Lévi-Strauss С. Introduction // Histoire de la famille. Pans, 1986. T.I. P.9—13.

 

[46] См.: Маzеаud Н. L. J. Leçons de droit civil. Pans, 1966. Т. 2. Р. 1060.

 

[47] См.. Rouland N. Pour une lecture anthropologique et interculturelle des systèmes fonciers. // Droits. 1985, №1 P. 73—90.

 

[48] Carbonnier J. Flexible droit. Paris, 1971. P. 177.

 

[49] «...Желание обладать чем-либо не является инстинктом и никогда не основывается (или же очень редко) на объективном отношении между субъектом и объектом. То, что придает объекту ценность, это его отношение к другому лицу. Только пища имеет непреходящую ценность для голодного человека. Очень мало объектов вызывают постоянный интерес в любое время и в любых обстоятельствах. Если мы очень сильно желаем какую-либо вещь, то это происходит лишь потому, что кто-то эту вещь уже имеет. Любой предмет становится желанным только в связи с интересом, который он вызывает у других лиц; таким образом, желание обладать является прежде всего социальным ответом». (Lévi-Strauss С. Les structures élémentaires de la parenté. Paris, 1967. P. 100.)

 

[50] См.: Godelier M. Economic // Eléments d’éthnologie II. Р. 98—99.

 

[51] См.: Le Roy E. Démarche systemique et analise matricielle des rapports de 1’homme à la terre en Afrique Noire // B.L.A.J.P. 1981. № 3. P. 84.

 

[52] См.: Verdier R.. Chef de Terre et Terre du lignage // Etudes de droit africain... Paris, 1965. P. 333—359.

 

[53] См.: Le Roy Е. Cours d’Anthropoloque historique et juridique des contrats. Paris—Brazzaville, 1972—1973. P. 90.

 

[54] См.: Journal of African Law. 1977. № 21. Р. 40—65

 

[55] Для большей точности следует сказать, что в приведенном выше примере представители двух семей племени бирва, раздельно владеющих средствами производства, договариваются о совместном использовании их, но заключают при этом договор, не позволяющий рассматривать эти средства как дар или приданое и включить их в собственность другой семьи или всей общины.

 

[56] Отметим, что обязательство является правовой категорией, в силу которой одна сторона может быть принуждена передать какую-либо вещь или оказать какую-либо услугу другой стороне. Когда обязательство вытекает из взаимной договоренности сторон (что не является непременным условием: деликтное обязательство), оно именуется договорным обязательством.

 

[57] Мы не исключаем, однако, что такие отношения могут возникнуть между членами одной и той же группы, если предположить, как это делает К. Магоней, что договорные отношения могут возникнуть как внутри одной большой группы, так и между двумя малыми группами.

 

[58] Mazeaud H.L. et J. Leçons de droit civil. Т. 3 Pans, 1963. Р. 9.

 

[59] Lévi-Strauss С. De près et de loin. Paris, 1988. P 154.

 

[60]См. фундаментальное исследование М. Салинза: Sahlins M. Age de pierre; Age d’abondance. L’économie des sociétés primitives. Paris, 1976.

 

[61] Levi-Strauss C. Les structures élémentaires de la parente. Paris, P. 78.

 

[62] Clastre P. Recherches d’anthropologie politique. Paris, 1980. Р. 188—207

 

[63] Ibid. P 203.

 

[64] Ibid. P 242

 

[65] См.: Guerres de lignage et guerres d’Etats en Afrique. Paris, 1982; Adler A. La guerre et 1’Etat primitif // L’esprit des lois sauvages. Paris, 1987.

 

[66] Pestieau J. Guerre et Paix sans Etat. Montréal, 1985

 

[67] См.: Szabo D. Agression, violence et systèmes socio-culturels: essai de typologie // Revue de sciences criminelles. 1976. P. 383.

 

[68] Boulan F. Violence et societe // Revue de recherche juridique. 1981. № 3. P.342—352.

 

[69] См.: Roberts S. Order and Dispute. An Introduction to Legal Anthropology. N.Y. 1979. P.54.

 

[70] Otterbein К. F., C.S. An eye for an eye, a tooth for a tooth // American Anthropologist. 1968. № 2. P. 277—289.

 

[71] Roberts S. Op. cit. P. 157.

 

[72] См.: Otterbein К. F., С. S. Op. cit. Р. 1475.

 

[73] Однако мы, вместе с С. Робертсом, можем отметить, что эта теория оставляет вопрос без ответа. В обществах, где господствуют мужские дома, имеют место очень сильные проявления насилия между индивидуумами одной и той же группы, в то время как, исходя из того, что предрасположенность к мщению между группами объясняется высокой степенью солидарностикаждого из этой группы, было бы нормально ожидать того, чтобы каждая группа предпочитала мирные способы урегулирования своих внутренних конфликтов.

 

[74] См.: Rouland N. Les modes juridiques de solution des conflits chez les Inuit // Etudes Inuit. 1979. № 3. P. 96—101.

 

[75] См.. Verdier R. Le système vindicatoire. Esquisse theorique // Vengeance T. 1. Paris, 1980. P. 20—22. Ужас перед гражданской войной, всегда воспринимаемой в наших собственных обществах как нечто худшее, чем война с иностранной державой, разве имеет не то же самое происхождение?

 

[76] В противоположность распространенному предрассудку, урегулирование конфликта — это совсем не обязательно выход из него: конфликт может продолжаться или изменить форму даже после принятия решения, предполагающего его прекращение.

 

[77] Le Roy E. Introductions aux institutions politiques africains Pans, 1975 P 148—167.

 

[78] Levi-Bruhl H. La preuve judiciaire chez les «primitifs» // Receuils de la Societé J. Bodin. T. XVIII «La preuve». Bruxelles, 1963. P. 5.

 

[79] Poirier J. La preuve judiciaire dans les droits coutumiers de l’Afrique Noire // «La preuve Bruxelles». 1963. P. 37—57.

 

[80] См изложения на эту тему Gaudemet J. Institutions de 1’Antiquite Paris, 1967. P. 407—412

 

[81] Гриот — в Черной Африке — человек, принадлежащий к особой касте и являющийся одновременно поэтом, музыкантом и колдуном (прим. переводчика).

 

[82] Интересно сравнить два похожих, если уж не по содержанию, так по хронологии, текста. Первый был написан в 1892 г. А. Эсмейном, крупным историком права; второй текст датируется 1979 г, и принадлежит двум специалистам по гражданскому праву — А. Вейлу и Ф. Терре. «Уголовное право [у римлян поздней римской империи], — писал Эсмейн, — было неполным во многих отношениях. Во-первых, внутри высоко развитой цивилизации это право сохраняло — и это касается многих аспектов — первобытные взгляды человечества в репрессивной области. Широко известно, что наказание преступлений в обществах отдается на откуп личной мести, и очень часто нужные эффективные репрессии не предпринимаются ввиду выплаты компенсаций денежных или имущественных, которые производит автор преступления жертве или ее представителям; затем, в соответствии с обычаем или законом, это соглашение между сторонами оценивается должным образом и накладывается иск. Жертва преступления, таким образом, обладает лишь правом потребовать за причиненный ей ущерб компенсационную выплату, и она ее получает путем предъявления иска черед суд». — Esmein A. Cours élémentaire d’Histoire du droit français. Paris, 1912. P. 36. А. Вейл и Ф. Терре писали: «Одной из основных функций государства является обеспечение порядка в обществе: государство обязано вмешиваться в споры индивидов, для этого оно образует общественное правосудие. Впрочем, эта государственная функция не сразу была признана. В первобытных цивилизациях обиженное лицо осуществляло право мести, и ему в этом помогало его племя. Мести, как правило, предшествовала стадия частного правосудия, когда противники договаривались о том, чтобы привлечь к разрешению их конфликта арбитра... Замена частного арбитража государственными судами предполагала усиление государственной власти». — Weil A.,Terre F. Droit civil. Paris, 1979. Р. 205—206

 

[83] Girard G. Des choses cachées depuis la fondation du monde. Paris, 1978. P. 20

[84] См Sonne В. The Ideology and Practice of Blood Feuds in East and West Greenland // Etudes Inuit 1982, 6 P 21—50

 

[85] Познакомиться с работами Р. Вердье и его команды просто необходимо В основном это касается работы «Месть» под ред. Р. Вердье, в 4 томах Verdier R. La Vengeance Paris, 1980—1984

 

[86] Verdier R. Le système vindicatoire // La Vengeance T I. P. 14—16.

 

[87] См описание Ж Шелхода «Равновесие и паритетность в кровной мести у иорданских бедуинов» в работе La Vengeance T I. P. 130—131. Казбекские и эльбрусские кавказцы стараются ограничивать месть первое убийство всегда считается невольным, род убийцы, применяя целый ряд обрядов, старается погасить гнев рода жертвы, и по истечении года обязательно должна иметь место процедура примирения (см. Charachidze G Types de vendetta au Caucase // La Vengeance TIP 83—105)

 

[88] Мы позволим себе даже подчеркнуть некоторую общность рассматриваемых отношений с договором, делающим упор на невещественных аспектах, о которых упоминает Ж. Дюби, и которые заключаются в разного рода передачах, имевших место при частных войнах и матримониальных союзах в глубоком средневековье. В этом случае также экономическая стоимость не является единственным эталоном обмениваемых богатств Здесь тоже эти богатства символизируют победу союза, победу мира над конфликтом. (Duby G. Guerriers et paysans. Paris, 1973. P. 60—64.)

 

[89] Seneca. De Clementia, 1,5,5; 1,25,1; De Ira 1,11,1 sq., 1,20,3; 2,15; 2,21.

 

[90] См.: Delmas-Marty М. Les chemins de la repression. Paris, 1980. P. 74.

 

[91] См.: Alliof M.L’acculturation juridique. // Ethnologic générale. Paris, 1968. P.1180—1236.

 

[92] Этот выбор касается не только обществ с государственным образованием. Известно, что в Древнем Китае управление с помощью законов считалось хорошим только для варваров. Конфуций утверждал «Если народом управляют с помощью законов, а единообразная норма поддерживается с помощью кары, то народ будет стараться ее избежать и у него не будет чувства стыда. Если же народом управлять с помощью добродетели, а единообразная норма будет поддерживаться с помощью обрядов, то народ приобретает чувство стыда и тем самым становится лучше»

 

[93] О путях проникновения французского частного и публичного права в Черную Африку в пользу колонизации и о заимствовании этого права африканскими законодателями по достижении независимости см.: Нi1аire J. Nos ancêtres les Gaulois // Annales africaines. 1964. P. 7—77.

 

[94] Morse В. W. Indigenous Law and State Legal Systems Conflict and Compatibility. Dordrecht, 1988. P. 101—120

 

[95] См.: Revue Sénégalaise de droit .21 (1977). Р. 21—44.

 

[96] Delavignette R. Les vrais Chefs de 1’Empire. Paris, 1931. P. 151.

 

[97] Bourdieu P. Habitus, code et codification // Actes de recherche en sciences sociales. 1986. № 64. P. 40—44.

 

[98] Придавать формы — это значит облечь какое-либо действие или какое-либо высказывание в такую форму, которая признана подходящей, законной, одобренной, т. е. такая форма, которой можно воспользоваться публично, при всех, это практическое волеизлияние, которое, представленное в другом виде, было бы недопустимо». — Bourdieu P. Op. cit. P. 43.

-

[99] Gaudemet J. La codification, ses formes et ses fins // Independance et Cooperation. 1986. № 3—4. P. 238—260.

 

[100] Об этом свидетельствует одно из писем осуждающего характера, датированное 536 г. до н. э. и адресованное высшим чином одному из своих подчиненных, который приказал расплавить котлы для получения металла, необходимого для составления и публикации уголовного кодекса: «Когда народ знает, что существуют кодексы, тогда он не пребывает в почтенном страхе перед своими начальниками. Люди приобретают сутяжнический дух и обращаются к букве закона в надежде, что вдруг они преуспеют в своей аргументации. Ими больше невозможно управлять ... Как только людям станут известны причины для жалоб, они отбросят все обряды и обратятся к вашим текстам. Они будут проводить время в жалобах по самым ничтожным поводам. Число процессов будет беспорядочно расти, увеличится взяточничество... Я как-то слышал, что «когда государство находится на грани падения, то в нем растет число регламентационных мер». Так что же, ваше поведение означает именно это?»

 

[101] Юстиниан (527—565 гг.) император Восточной Римской империи, поставил себе целью реставрировать империю во всех областях. С помощью комиссии юристов он собрал в несколько компиляций старое римское право и дал ему законную силу. Стиль некоторых отрывков из предисловия к его Дигестам очень напоминает язык самих кодексов: «Пусть старое и запутанное право, которое соблюдалось в течение примерно тысячи четырехсот лет и которое мы сделали более ясным, будет собрано в этих пятидесяти томах, как под защитой крепостной стены, за которой уже ничего нет... И пусть во всех частях этого кодекса не будет никаких противоречий, и пусть в нем господствует гармония и логика, которые исключали бы любое порицание... И чтобы никто среди юристов, как сегодня так и завтра, не добавлял бы никаких коментариев к этим законам. Мы запрещаем давать другие интерпретации этих законов, которые не могут быть ничем иным, как извращением... Тот, кто это сделает, будет повинен во лжи, а их произведения будут преданы огню. И если, как уже было сказано, появится какая-то двусмысленность, об этом должно быть доложено судьями на высшем совете Империи, и августейший Властитель, который только один имеет право издавать законы и давать толкования им, прояснит этот вопрос». (Praefatio. I, § 5, 8; 2, § 21).

 

[102] Portalis. Discours, rapports et travaux inédits sur le Code civil. Paris, 1844. P.302.

 

[103] Decheix P. Le Congrès de Louisiane // Indépendance et Coopération. 1986. №3—4. P. 211.

 

[104] Необходимо различать аграрные реформы, предусматривающие осуществление социальной справедливости путем перераспределения земель, изъятых из крупных поместий (современная Северная Америка), от реформ агропоместных, цель которых — обеспечить развитие путем перестройки правовых систем владения и использования земель (в качестве примера может служить Черная Африка, где земли очень редко присваивались).

 

[105] David R. La refonte du Code civil dans les Etats africains // Annales africaines. 1962. № 1. P. 161.

 

[106] Le Roy E. L’expérience juridique autochtone de l’Afrique Noire // Domination ou partage? Paris, 1980. P. 114.

 

[107] См.: Deqni-Segui R. Codification et uniformisation du droit // Encyclopédie juridique de l’Afrique. T. 1. Dakar, 1982. P. 458.

 

[108] О кодификации постколониального периода и о разном отношении законодателей к традиционным правам см.: Degni-Segui R. Op. cit; Coпас G. La vie du droit en Afrique // Dinamique et finalités des droits africains. Paris, 1980.

 

[109] Alliot М. L’Afrique et le Droit // La Table Ronde. 1967. № 231. P. 5— 18; Kamto M. Pouvoir et droit en Afrique Noire. Paris, 1987.

 

[110] Противоречия требуют применения различных «вымыслов», чтобы не допустить распада политической целостности: так, например, во Франции, когда какой-нибудь политический лидер избирается президентом республики, то он становится президентом для всех французов, и это после того, как это ни парадоксально, что он только что был вожаком партии, участвовавшей в избирательной кампании. В некоторых океанических обществах предпочитают действовать по-другому. Накануне дня принятия важных решений организовывались ритуальные поединки, где кончали со старыми ссорами. Так общества очищались от распрей, чтобы затем было легче прийти к единодушному решению и избежать политического столкновения.

 

[111] Lévi-Strauss С. Histoire et éthnologie // Annales ESC. 1983. № 6. Р. 1220.

 

[112] Alliot M. Le droit des successions dans les Etats africains francophones // Revue juridique et politique. 1972. № 4. P. 846—885.

 

[113] Подробнее см.: Héritier en pays musulman. Paris, 1987

 

[114] По правовой аккультурации семейных отношений см Р. Вердье Verdier R. Custumary famili law // International Encyclopedia of comparative law. The Hague. 1983. Т. IV. Р. 121—127.

 

[115] В Сенегале декрет от 1947 г., дополненный декретом Жаккино от 1951 г., предусматривал выбор в пользу отказа от полигамии. Каждый гражданин, сохранив свой личный статус, мог при заключении брака внести с помощью государственного чиновника в брачное свидетельство свою решительную декларацию о том, что он обязуется не брать себе в жены больше никого, пока брак не будет расторгнут. Эти положения были у истоков того, что М. Аллио назвал «Мифом печати (штампа)». В Фатике (область Серер) в 1955 г. у христиан вошло в привычку ставить на обороте справки, выданной чиновником отдела гражданского состояния, свое клеймо, где указывалось об их приверженности к моногамиию Они почему-то полагали, что заключение брака без этого штампа не является в действительности христианским. Зато после такого штампования браки становились не только моногамными, но и нерасторжимыми, как при каноническом праве. Супруги, которые хотели бы покинуть своих мужей, полагали, что сделать это им мешает клеймо, дело доходило до того, что некоторые были готовы пойти на самоубийство. Служащие (мусульмане) отдела гражданского состояния решили отменить клеймо, и декреты 1947 г. и 1951 г. в Фатике больше не применялись — См Alliot M. Christianisme et droit traditionnel au Sénégal // Etudes d’histoire du droit canonique. Paris, 1965.

 

[116] Moleur В. La loi coloniale: son idéologic, ses contradictions // Systèmes fonciers à la ville et au village. Paris, 1986. P. 79—100.

 

[117] См.: Verdier R. Les modalités du pussage de la propriété communautaire à 1’appropriation privée en Afrique Noire. // Etudes de droit contemporain. Paris, 1962. P. 140—143.

 

[118] Prouzet M., Klaver-Kobo P. Le problème foncier en milieu péri-urbain // Systèmes fonciers à la ville et au village. P. 287—288.

 

[119] People’s Law and State Law. Dordrecht, 1985. P. 197.

 

[120] Abel R. L. Western Courts in Non-Western Settings // The Imposition of Law. New York, 1979. P. 167—200.

 

[121] Робеспьер, как правило не является для юристов тем автором, на которого они ссылаются. Однако, в противоположность Порталису, к которому они питают больше расположения, он был сторонником той концепции права, которая им ближе, и заявлял: «...В государстве, где есть конституция, законодательство, юриспруденция есть не что иное, как закон».

 

[122] См Sacco R. Les buts et les méthodes de la comparaison du droit Rapport italien au IX Congrès international de droit comparé Téhéran, 1974 (Milano, 1974.) P. 113—131

 

[123] Morin Е. Science avec conscience. Une lecture, un projet // Моriп Е. Science et Conscience de la complexité. Aix-en-Provence, 1984. P. 41.

[124] См.: Cuisinier J., Segalen M. L’Ethnologie de la France, Paris. PUF, coil. «Que sais-je», 1986. P. 127.

[125] Можно назвать, в частности, первое исследование по европейской этнологии: Wilie L. Un Village du Vaucluse. Paris, Gallimard, 1986. Автор, американец, проживал с 1950 по 1951 г. в Руссильоне, маленькой провансальской деревне, которую и изучал с этнологической точки зрения. Обитатели деревни были этим весьма недовольны: по их мнению, он обнародовал факты, которые должны были оставаться доступными лишь им одним. И до сих пор в Руссильоне невозможно обнаружить следы его работы: местные жители отвечают любопытным, что не знают о ней.

[126] См.: Le Roy Е. Etre Picard en 1982. Réflexion sur une situation post-coloniale, dans la France au pluriel? Paris, L’Harmattan, 1984. P. 61—70; Etre ou ne pas être propriétaire foncier, dans la propriété fonciére. Paris, Economica, 1984. P. 121—131; Stratégies familiales de transmission des exploitations agricoles dans le canton de Vermand (Aisne), dans la propriété foncière dans la France rurale. Héritage et politique, Paris, L’Harmattan, 1988.

[127] См.: Porier J. Des groupes éthiques aux societés hétéro-culturelles // Ethologie régionale 2. Paris, Gallimard, 1978/ P. 1918

[128] Результаты исследований показали, что религия вызывает у молодежи определенный интерес, не ее привлекают не столько традиционные обряды, сколько современные формы выражения религии.

[129] 20 лет назад Дж. Э. Свенсон установил наличие определенных корреляций между типами религиозного сознания и социальными структурами. См.: Swanson G. E. The Birth of the Gods: The Origin of Primitive Beliefs. Ann Arbor, 1960.

[130] Можно заметить, что в христианской религии Бог воплощается в своем создании и мирится с его несовершенством, принимая его жертву. Но это воплощение носит временный характер: Иисус возносится к своему божественному отцу. Более того, оно носит возвышенный характер, так как в силу своей жертвы Иисус становится спасителем мира.

[131] Alliot М. L’ anthropologie juridique et le droit des manuels. Archiv für Rechts und Sozialphilosophie, 24 (1983), 81.

[132] См.: Barthes R. Mythologies. Paris, 1957. Р. 193.

 

[133] Alliot M. Appartenance dites, appartenance tues, Le mutant d’Afrique 2(1982).

 

[134] См.: Le Roy E. Le modèle europeen de l’Etat en Afrique francophone. Logistiques et mythologies du discours juridique, dans «Décolonisation et nouvelles dépendances», dir. C. Coquere-Vidrovitch et A. Forest. Lille, 1986. P. 80—110.

 

[135] См.: Carbonnier J. Le code civil, dans «Les lieux de la memoire», dir. P. Nora; «La nation». Т.II. Paris, Gallimard, 1986. P. 308.

 

[136] Carbonnier J. Op. Cit. P. 311—312.

 

[137] См.: Fabre M. N. La Republique. Aix-en-Provence, Edisud, 1987. Р. 37.

 

[138] Debbach Ch. L‘Admmistration et la Loi. Droit + Economic, 18 (1975). P 26 sq.

 

[139] Некоторые авторы толкуют эти явления как свидетельства упадка права, его исчезновения (См . Lochak D. Droit, normalité et normalisation, dans. Le Droit en procès, dir. J Chevallier-D. Lochak Pans, Puf, 1983. P. 77; Oppetit В. L’Hypothese du declin du droit. Droits, 4 (1986). P. 9—10). Не правильнее ли было бы видеть в них, скорее, ослабление концепции права, присущей Западной Европе?

 

[140] Levi-Strauss. С. Préface. Histoire de la famille, I. Paris, A. Colin, 1986. P. 13.

 

[141] См.: Seqalen M. et Zon abend F. Families en France // Histoire de Famille, T. II. (Op. cit.). P. 508—512.

 

[142] См.: Thelot С. Tel père, tel fils. Paris, Dunod, 1982.

 

[143] Burguière A. et al. Histoire de la famille // Op. cit. T. II. P. 530.

 

[144] Наше позитивное право игнорирует это явление. Но римское право уделяло ему внимание: запрет на браки между патрициями и плебеями до lex Canuleia (445 г. до н.. э.) и на браки между свободными и вольноотпущенниками (до 18 г. до н. э.).

 

[145] См.: Rudder С. de. Qui aime qui? // Le Nouvel Observateur. 31 juil. — 6 août. 1987. P.51—53.

 

[146] HeritierF. L’ Exercice de la parenté. Paris, Caffimard-Le Seuil, 1986. P. 166.

 

[147] См.: Zon abend F. Le très proche et le très lointain. Reflexion sur L’organisation du champ matrimonial dans les sociétes a structure de parenté complexes // Ethnologic française. 11—4 (1981). P. 317.

 

[148] См.: Bonjean С. La sexualité des Français. Paris. Le Point, 749 (26 janv. 1987). P. 81—82.

 

[149] См.: Franciosi G. Clan gentilizio e strutture monogamiche, I. Napoli, 1978. P.173.

 

[150] См.. Pomarède J. L’inceste et le droit bourgeois au XIX s., dans: Droit, Histoire et Sexuahfé, dir. J. Poumarède et. J.-P. Royer. Lille, 1987. P. 255.

 

[151] См.: Un anarchiste de droite. Entretiens avec C. Levi-Strauss // L’Express (17—23 oct. 1986). P 129—130.

 

[152] См.: Heritier-Auqe F. La cuisse de Jupiter. Reflexions sur les nouveaux modes de procréation, L’Homme, 94 (1985). P. 5—22, Labrusse-Riou. C La filiation et la médecine moderne // Revue mternationale de droit comparé, 2 (1986). P. 424 sq.

 

[153] Hentier F. L’Exercise de la parenté. P. 14—15.

 

[154] По этой причине их осуждает католическая церковь.

 

[155] Lévi-Strauss С. Le régard eloigné. Paris, 1983. Р. 92.

 

[156] До 30-х годов XX в. любовь не являлась необходимым условием брака (хотя и не исключалась): «Для того чтобы вступить в брак, мужчина и женщина должны были нравиться друг другу, понимать друг друга, короче, подходить друг другу. Это отнюдь не исключало наличия любви, но и не гарантировало ее появления в будущем... Жениться означало прежде всего составить команду» (Prost A. Frontières et espaces du privée, dans Histoire de la vie privée, dir. G. Duby — P. Ariès. Paris, 1987. Т V. P. 89—90).

 

[157] См.: Royal S. Le printemps des grands parents. Paris. 1987.

 

[158] См.: Segalen М. — Zonabend F. Familles en France, dans: Histoire de la famille, t. II. P. 497—527; Schifres A. Quels parents êtes-vous? // Le Nouvel Observateur (1—7 avril 1988). P. 76—83.

 

[159] Lévi-Strauss С. L’Homme nu. Paris, 1971. Р. 609.

 

[160] См.: Badinter Е. L’un et 1’autre. Paris, 1986. См. также: Бадинтер Э. Мужская сущность. М., 1995 (прим. перев.).

 

[161] См.: Coiqnard S. La mauvaise toi de 1’Etat // Le Point 805 (22 fevr. 1988) P. 46—49.

 

[162] См.: Stan J., Yngvesson В. Scarcity and Disputing: zeroing on compromise decisions // American Ethnologist. 2 (1975). P 553—567.

 

[163] См.: Belley J. G. Conflit social et pluralisme juridique en sociologie du droit. These sociologie juridique. Paris II, 1977, multigr., 569. P. 212—218.

 

[164] См.: Le Roy E. La conciliation et les modes précontentieux de règlement des conflits. BLAJP // 12 (1987). P. 39—50.

 

[165] См.: Garapon A. La notion d’engagement dans la justice française con-temporaine, DC, 13, (1987). P. 51—77.

 

[166] Garapon A. Op. cit. P. 56.

 

[167] См.: Griffiths J. The general theory of litigation: a first step // Zeitschrift für Rechtssoziologie. 4—1 (1983). P. 145—201.

 

[168] См.: Coffin P. Le droit disciplinaire des groupes sociaux dans le Pluralisme juridique, dir. Gilissen J. Bruxelles, Ed. de 1’Univ. de Bruxelles, 1972. P. 109—122.

 

[169] См.: Garapon A. L’Ane portant des reliques. Essai sur le rituel judiciaire. Paris, Le Centurion, 1985; Le symbolisme juridique: un nouveau terrain pour l’anthropologue juridique // BLAJP, 13 (1987). P. 41—49.

 

[170] Garapon A. L’Ane portant des reliques. P. 170—172.

 

[171] См.: Baraquin A. Les Français et la justice civile. Paris, La documentation française, 1975.

 

[172] См.: Sanz de Alba Р. Sur quelques aspects de 1’équite (thèse d’Etat Droit, Aix-en-Provence, 1980, multigr.), 145.

 

[173] См.: Le Roy E., Garapon A. et al. La justice des mineurs en region parisienne // BLAJP, 9 (1985).

 

[174] Sanz de Alba P. Op. cit. P. 386.

 

[175] Garapon A. L’Ane portant des reliques. P. 201.

 

[176] См.: Lévi-Strauss С. Race et Histoire. Pans, 1961 Р 41—50.

 

[177] См.: Carbonnier J. Essais sur les lois // Répertoire du notarial Defrénois. 1979. P. 296.

 

[178] Lévi-Strauss С L’Homme nu. Paris, 1971 Р. 620—621.