Суть антропологии, лежащей в основе его философии воспитания

Воспитание человека осуществляется сразу в нескольких пла­нах его бытия:

План биологического бытия; воспитание представляет собой опеку и дрессуру.

План общественного бытия: воспитание — обработка моло­дого поколения соответственно потребностям группы.

План духовной культуры: воспитание как образование и со­участие в культурных ценностях.

План благодатного бытия: воспитание есть спасение.

Дал анализважнейших направлений педагогической мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США.

Осуществилфилософский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностноеотношение к образованию, которое рас­сматривал как непрерывное восхождение к ценностям культу­ры.

Главной ценностьюпедагогики Гессена является личность и ее индивидуальность, обретенная в самостоятельном твор­ческом труде по осуществлению целей-заданий,носящих вы­сокий, «сверхличный» характер.

Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассмат­ривая ее как прикладную философию.

Задача педагогики — формировать профессиональное мышление учителя, его способность искусно решать кон­фликты внутри образования.

Убедительно показал неприемлемость национализма в сис­теме общего образования: российский национализм, перехо­дя в великорусский, постепенно мельчает до московско-суз­дальского. «Всякое хорошо поставленное образование по не­обходимости будет национальным».

Дисциплинавозможна через свободу,а свобода— через закон долга.

Свободаесть творчествонового, «особого пути, не суще­ствовавшего ранее даже в виде возможного выхода».

Задача обучения— овладение методом.

Задача учителя— мыслить научно, применять метод как ору­дие мысли.


152


Биографические сведения. Основ­ные работы Философско-педагогические идеи
  Цель образования— не только приобщение ученика к куль­турным и научным достижениям человечества, но и формиро­вание высоконравственной, свободной и ответственной лич­ности. Могущество индивидуальности коренится в тех духовных цен­ностях, которыми проникается ее душа. Всякая педагогическая система— даже там, где она высту­пает как чисто эмпирическая, — есть приложение к жизни философских воззрений ее автора. Считал, что многие современные педагогические взгляды яв­ляются развитием и углублением воззрений педагогов про­шлого.

«Как теоретика педагогики меня привлекала задача показать, что даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возводятся в своих последних основах к чисто философским проблемам и что борьба различ­ных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий».