ВЛАДИМИР СЕРГЕЕВИЧ СОЛОВЬЕВ (1853-1901)

Философ, поэт. Замечательный мыслитель, чьи оригинальные философс­кие идеи стали важным и неотъемлемым элементом русской и мировой ин­теллектуальной культуры. Сторонник философии всеединства.

Работы: Красота в природе, Общий смысл искусства, Смысл любви, Оп­равдание добра, Теоретическая философия и др.

Продолжал традицию христианской религиозно-философской антро­пологии понимания человека как «причастного Божеству», что только при признании этого возможно допустить «две великие истины... челове­ческой свободы и человеческого бессмертия».

Единство всего— формула религиозной онтологии Соловьева, обо­значающая связь Бога и мира, божественного и человеческого бытия. Бог есть все.

Обосновал исключительное значение человеческого творчества,способ­ного во всех величайших проявлениях к подлинному религиозному пре­ображению мира.

Выделял в гносеологии 3 вида познания:опытное, разумное и мисти­ческое. Без последнего остальные одинаково приводят к абсурду. Вера выступает не только в ее религиозном значении, но и постоянным ком­понентом эмпирического и религиозного сознания.

Считал, что жизнь любого народа представляет лишь определенное участие в общей жизни человечества. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности».

Признавал, что безусловная Истина — есть все, а познающий субъект — ничто вне стремления к Истине.

Верил в абсолютное значение нравственных ценностей. Но особое ме­сто среди них отводил понятию добра. «Выяснить все, что разум, возбуж­даемый опытом, мыслит в этом понятии, и тем самым дать определенный ответ на главный для нас вопрос о должном содержании или смысле нашей жизни».

Усматривал попытки мироотрицания, чуждые христианству тенден­ции, толкающие человечество на совершенно безнадежный тупиковый путь бегства от Эроса, в тенденциях рассмотрения половой любви с пози­ций явного или скрытого положительного смысла или же крайнего аске­тизма, видящего в половой любви главное зло мира. Любовь — одно из ярких и глубоких проявлений личностного начала, «спасение индивиду­альности». Истинная любовь — только разделенная в браке.