Религиозно-ориентированная педагогическая мысль: ортодоксально-конфессиональная и неортодоксально-мистическая. Церковь требует от педагогики строгого соответствия своим догмам. Мистические течения выд-
вигали разнообразные условия личного спасения, для которого и необходимы воспитательно-образовательные усилия.
Человек как носитель образаБожия.
Представители: М. Бубер, Р. Штейнер, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин, Е.Н. Трубецкой, В.В. Зеньковский, поздний Л. Толстой, B.C. Соловьев и др.
Подробно раскрывали религиозную сущность отношения человека с миром. Развитие и воспитание личности нацелено на открытие в себе высшего «Я», которое выходит за пределы опыта чувств человека. Надлежащее свое осмысление педагогика может найти только на почве религии.
Это направление в России уходит корнями в идеологию поздних славянофилов и Ф.М. Достоевского, которые усматривали в русском религиозно-психологическом типе залог спасения и величия русского народа.
Сторонники этого направления исходили из понимания целостности человека, самобытности личности (в духе христианского «персонализма»), развивали учение о супернатурализме как сверхнаучной тайне жизни, идею примата нравственной сферы и идею общинных корней индивидуальности.
Религиозная философия вскрыла глубинные психологические пласты человеческого отношения с миром в рамках содержательно богатых антропологических концепций.