1. На основе своей
атомистической
теории выдвинул
материалистическую
концепцию развития
личности.
2. Считал,что воспита
ние можно получать
везде и всегда:
«...ночью и днем, на
родине и на чужбине».
3. Огромное значение
придавал среде,
примеру взрослых,
воспитанию «довода
ми».
4. Считал,что воспита
ние — дело рискован
ное.
5. При решении вопро
сов умственного
воспитания руковод
ствовался своей
материалистической
теорией, согласно
которой началом
знаний служат ощуще
ния, истина постига
ется разумом, кото
рый свои доказатель
ства берет из ощуще
ний (сенсуалистская
теория).
6. Считалнеобходимым
сообразовывать
воспитание с приро
дой ребенка.
7. Выступалза включе
ние труда в воспита
ние.
8. Был уверен,что в
воспитании без
элементов принужде
ния не обойтись.
9. Призывалостерегать
ся дурного примера и
упражняться в нрав
ственных поступках.
10. Мудрость дает три
Основные труды:Государство; Законы; Диалоги.
1. На основе своей философии создал первую теорию
воспитания, в которой государство является доми
нирующим и определяющим фактором.
2. Цель идеального государства (состоящего из 3 раз
рядов граждан: философов, воинов, ремесленников
и землевладельцев) — приближение к высшей идее
блага, осуществляемое воспитанием. Цель воспи
таниявсегда заключается в подготовке подрастаю
щего поколения к выполнению определенных
общественных функций законопослушных граждан.
Для выполнения этой задачи в государстве разрабо
тал четкий институт должностных лиц, занимающих
ся воспитанием, со строго очерченными функция
ми.
3. Первым попыталсяопределить основные педагоги
ческие понятия. Воспитание — воздействие взрослых
на детей, формирование в них добродетели; учение —
приобретение знаний посредством наук.
4. Разработалтеорию разделения природы на мир
идей и мир вещей и явлений. Знание есть постиже
ние мира идей посредством мира чувств и души.
5. Предложилсистему организации общественного
воспитания: с 3 до 6 лет — игры под управлением
женщин-воспитательниц, 6—12 лет — учеба в
государственных школах; 12— 16 лет — физическое
воспитание в палестре; 16—18 лет — предвоенная
подготовка, 18—20 — военная подготовка в эфебии.
Высшая ступень образования (до 30 лет) — философия, арифметика, геометрия, астрономия, теория музыки.
Философскоеобразование для избранных — до 35 лет, для правителей государства — до 50— 60 лет.
6. Впервые представилвоспитание маленьких детей
в системе.
7. Создалсистему музыкально-гимнастического
воспитания.
8. К методам воспитанияотносил игры, чтение, живые устные рассказы, внушение и убеждение; упражнения в плясках и песнопениях. Особое внимание уделял примеру старших для младших, которые своими поступками и образом жизни станут самой лучшей школой нравственности для них.
9. Внутренним основанием воспитания маленьких
детей являются эмоции — все науки надо препо
давать «играючи», а не насильно.
10. Считал,что каждому сословию соответствует
определенная добродетель:
Продолжение таблицы | ||
Демокрит (460—370 гг. до н. э.) | Платон (427—347 гг. до н. э.) | |
плода: возможность хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать. 11. Вопросы умственного воспитания тесно связываетс нравственным воспитанием, считая, что именно из занятий умственным трудом рождается стыд — основа нравственности. Нравственный человек — мужественный, господствует над собственными страстями, внутренне стремится к добру, не предается праздности, легкомысленному образу жизни. «Мужество уменьшает бедствия». «Порядочный человек не придает значения насмешкам дурных людей». | Мудрость —добродетель правителей и философов — основа разум;Храбрость — добродетель воинов — основа воля;Умеренность — добродетель народа — основа чувства; Справедливость является «надсословной», «державной» добродетелью. 11. Считал,«следует позаботиться о... воспитании как мужчин, так и женщин, от ранних лет до зрелых — вплоть до старости». 12. Отдельной частью системы воспитания Платона выступает религиозноевоспитание, целью которого является дать гражданам некоторые представления о божествах и научить исполнять необходимые культовые функции. 13.0 трудовом воспитании пишет вскользь.Оно должно осуществляться в детском возрасте с помощью игровой деятельности и готовит ребенка к будущей профессии. 14. «Дети больше принадлежат государству, чем своим родителям». Роль государства в формировании семьи является определяющей.Основанная им в Афинах школа — Академия, где он преподавал многие годы, просуществовала более 1000 лет. | |
............................................................................................................................................................................ Взгляды Демокрита и Платона оказали большое влияние на античную педагогику и последующее развитие педагогической науки. |
АРИСТОТЕЛЬ | |||||
(384-322 гг. до н.э.) | |||||
Краткая биогра- | Педагогические идеи | Значение | |||
фия и основные | |||||
труды | |||||
384 — родился | 1. Развитие высших сторон | 1. Систематизи- | |||
в греч. колонии | души: разумной и волевой. | ровал все | |||
Стогираво | Выработка добродетели: | области знания | |||
Фракии. | такого поведения, при | своего времени. | |||
котором человек избегает | |||||
367—347 —жил | Цели и | во всем крайностей. | 2. Создал первую | ||
в Афинах. | задачи | возрастную | |||
Получил фило- | воспита- | 2. Воспитание деятельной, | периодизацию в | ||
софское | ния | волевой, самостоятельной | истории педаго- | ||
образование | личности. | гической мысли. | |||
в Академии | Развитие таких необходи- | ||||
Платона. | мых для рабовладельца | 3. Указал на | |||
качеств, как умение держать | особенности | ||||
343-341 — | рабов в повиновении, | каждого возрас- | |||
воспитатель | чувство собственного | та, определив | |||
сына македонс- | достоинства, чести, храбро- | цели, содержа- | |||
кого царя | сти, мужества. | ние и методы | |||
Александра. | Воспитание — средство | воспитания в | |||
укрепления гос. строя. | каждый возраст- | ||||
335—323 — | Человек в той мере человек, | ной период. | |||
основал в | в какой он гражданин. | ||||
Афинах свою | 4. Выдвинул | ||||
школу Ликей, | 3. Для всех граждан нужно | требование:в | |||
или школу | одинаковое воспитание, а | воспитании | |||
перипа (прогули- | забота о воспитании — дело | следовать за | |||
вающихся), | государства. | природой. | |||
просуществовав- | Опора | ||||
шую несколько | воспита- | Природные задатки. | 5. Большое вни- | ||
столетий. | тельного | Навыки. | мание уделял | ||
процесса | Разум. | воспитанию в | |||
Основные | раннем возрас- | ||||
труды: | Три | 3-м видам души (раститель- | те: «Ко всему | ||
Метафизика | стороны | ная, волевая, разумная) | приучить непос- | ||
(философия) | воспита- | соответствуют 3 стороны | редственно с | ||
Органон (логика) | ния | воспитания, тесно между | пеленок». При- | ||
Политика, | собой связанные: а) физи- | чем, воспитание | |||
Афинская | ческое, б) нравственное, | детей до 7 лет — | |||
политика | в) умственное. | лучше в семье. | |||
(обществ, полит. | |||||
науки) | Зависи- | Все свободнорожденные | 6. Дал общую | ||
Физика (есте- | мость | граждане получают образо- | характеристику | ||
ственные науки) | воспита- | вание в гос. школах (едино- | дошкольного | ||
Этика, Поэтика | ния от | образное воспитание, | возраста, следуя | ||
(этика и эстети- | социаль- | приучающее к гос. порядку). | принципу | ||
ка) | ного | Рабы рассматриваются | природообраз- | ||
ности. | |||||
Продолжение таблицы | |||||
Краткая биогра- | Педагогические идеи | Значение | |||
фия и основные | |||||
труды | |||||
Трактат о душе | положе- | только как «говорящие | |||
(психология) | ния | орудия», их удел — физичес- | 7. Исключал | ||
Пед. вопросам | кий труд. | физический | |||
не посвятил | труд из системы | ||||
отдельных | До 7 лет— семейное воспита- | воспитания. | |||
работ, но | Возраст- | ние, кормление, закалива- | |||
затрагивал их во | ная | ние, гигиена ребенка, | |||
многих своих | перио- | большое внимание уделяет- | |||
произведениях. | дизация | ся игре. | |||
С 7 до14 — посещение гос. | |||||
школы: гимнастика, чтение, | |||||
письмо, грамматика, счет, | |||||
рисование, пение, музыка. | |||||
С 14 до21 — совмещение | |||||
умственного и физ. воспита- | |||||
ния (развитие сильного, | |||||
красивого, ловкого тела), | |||||
выработка волевого начала. | |||||
Изучаются: литература, | |||||
история, философия, | |||||
музыка, астрономия, | |||||
математика. | |||||
Отноше- | Женщины не должны полу- | ||||
ние к об- | чать равного с мужчинами | ||||
разова- | образования. | ||||
нию жен- | |||||
щины | |||||
ВОСПИТАНИЕ И ОБРАЗОВАНИЕ В ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ