О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать детей, Беседа о вдовицах, о воспитании детей и о милостыне, Слово об учении и наставлении, Слово о воспитании детей идр.
• Оказал огромное влияние на формирование византийско-православ-
ной педагогической мысли. Один из известнейших проповедников во
сточной православной церкви. В его проповедях излагались основы
христианской методики обучения и нравственного воспитания.
• Предлагал христианские методы воспитания с учетом античной тради
ции: наставление и беседа, а также — увещевание, совет, предостереже
ние, исключающие авторитарные методы давления и принуждения.
• Задача школы: «наставить душу и сформировать ум».
• В деле воспитания надо обращаться к самому божественному в человеке: его
воле, свободе, его самодеятельности, основанной на нравственности.
• Показал пример того, как наставнику следует обращаться к личности
каждого ученика, а не к массе, строить свою речь так, чтобы она была
образной, доходчивой, эмоциональной, конкретной, наглядной и пол
ностью раскрывала содержание изучаемого.
• Главным источником знания, по Златоусту, является Библия.
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (Блаженный Августин) (354-430)
Крупнейший мыслитель, блестящий светский преподаватель риторики, в конце жизни — епископ.
О порядке, Исповедь, О книге Бытия, О христианской науке, Об обучении огшшаемых (катехуменов) и др. Полное издание его трудов составляет 40 то-I ж
• Считал Платона предшественником христианства.
• Признавал определенные положительные стороны античного образо
вания и педагогической мысли.
• Основной принцип в обучении — ориентация на достоверность, «на
истинное». Отсюда отрицает необходимость изучения «вымыслов» ан
тичной поэзии.
• Высоко ценил значение грамотности, изучения языков и истории, ма
тематических наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии), ди
алектики и риторики, необходимых христианскому полемисту и про
поведнику.
• Делал упор на развитие ума, а не памяти.
• Отвергал изучение наук, ведущих к роскоши и излишествам. Учение
нужно для практических целей нравственного совершенствования лич
ности, а не для чистого созерцания теоретических высот знания. Но
светские знания считал второстепенными и вспомогательными.
• Выступал против физических наказаний. Его отличал интерес к пси-
хологии ребенка, его внутреннему миру.
Обращал внимание на значимость слов авторитетного учителя для ученика.
Главное место в образовании должно занимать изучение Библии. В вос-питании видел средство, призванное помочь человеку в интуитивном, психологически субъективном постижении объективной, вечной и неизменной Священной истины.
У учителя должно быть радостное и терпеливое настроение. Он учиты-вает индивидуальные состояния учащихся, связывает изучение Священной теории и истории с тем, что понятно ученику, вызывает у него заинтересованное внимание. Истинное знание свойственно человеку от рож-кния. оно вложено Богом. Задача учителя лишь сделать это знание ■сознаваемым для ученика.