ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ВИЗАНТИИ (V в. до н. э. - XV в.)

Территория:Балканский полуостров, Малая Азия, Юго-Восточное Сре­диземноморье.

Школаи образование унаследованы от эллино-римской культуры. Спе­
цифика византийской культуры определялась также тем, что она фор­
мировалась на разнородной по своему составу этнической основе. За
1000 лет своего развития Византия впитала культурные ценности не
только Западной, но и Восточной цивилизаций. Однако культура им­
перии оставалась грекоязычной.

• Высокий социальный статус образования и образованности — одна из
ведущих тенденций в развитии византийской культуры. Наличие об­
щего образования служило непременным условием для получения дол­
жности как в государственных, так ив церковных учреждениях.

• Просветительская деятельность таких видных представителей визан­
тийской культуры, как патриарх Фотий, Лев Математик, Михаил Пселл,
Иоанн Итал и др., активно способствовала утверждению светской на­
правленности образования.

Идеалом образованной личности в Византии являлся человек, получивший ■ классическое образование и сочетавший христианско-православное мировоз- зрение с традиционной литературно-гуманистической образованностью. ■

Высокая культура домашнего воспитания— характерная черта визан­
тийской жизни. В знатных семьях мальчика 5—7 лет отдавали в руки
наставника, в обязанности которого входило наблюдать за играми ре­
бенка, развлекать его и учить грамоте.

• В семьях ремесленников дети получали навыки письма ичтения, если
грамотными были их родители.

• В Византии не существовало социальных ограничений на получение
образования. Учебные заведения могли посещать все, кто хотел и имел
возможность учиться.

• Обучение было платным,за исключением монастырских и дворцовых
школ.