• ШКОЛЫ ГРАМОТЫдавали элементарное образование («пропедиа»),
срок обучения — 2—3 года с 5—7-летнего возраста.
Византийская школа грамоты — христианизированное продолжение
эллинистической элементарной школы.
Отличия: свитки заменены тетрадями («бомбиковые книги»), стиль заменен птичьим или тростниковым пером («графис»).
Учащиеся обучались по буквослагательному методу с обязательным про-говариванием написанного хором, как ив греческих школах.
Отсутствовала физическая подготовка детей. Музыка и мелодекламация заменялись церковным пением. Учителя — дидаскалы — владели богатой техникой мнемонических приемов и соблюдали принцип последовательного усвоения знаний.
• ГРАММАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ обеспечивали получение среднего об
разования («энкиклиос педиа» — всеохватывающее образование).
Все дети светской и церковной элиты проходили эту ступень обучения.
Эти школы были частными, государственными и церковными.
Цель обучения — формирование общей культуры и красноречия, развитие мышления у школьников.
Акцент делался на грамматике, риторике, диалектике и поэтике. «Математическую четверицу», т. е. арифметику, геометрию, музыку, астрономию изучали немногие.
Важнейшим средством обучения считалось состязание школьников друг с другом, особенно в толковании текстов и риторике. Овладение искусством толкования требовало от учеников достаточно широких знаний по античной и библейской истории, географии, мифологии и т. д.
• ВЫСШАЯ ШКОЛА «АУДИТОРИУМ» (константинопольская школа, с
середины IX в. называлась Магнарвой). Существовали высшие юриди
ческая, медицинская, философская и патриаршая школы. Они в отли
чие от средневековых университетов Запада не имели автономии и
подчинялись императорской власти.
До VII в. преподавание велось как на греческом, так и на латинском языке. Позднее — только на греческом.
Преподаватели высшей школы — «консулы философии», «главы риторов» — являлись государственными служащими высокого ранга, состав-ляли замкнутую корпорацию, их отличала и одежда.
Основной метод преподавания — лекции и комментарии преподавате-Основная форма обучения — диспут. В ходе диспутов рассматрива-
лись проблемы этики, политики, истории, юриспруденции.
Цель обучения — подготовка энциклопедически образованного госу-ЛРрственного или церковного деятеля.
Содержание образования: платоновская и неоплатоновская философия, комментирование и критика греческих текстов, комментарии к сочинениям отцов церкви, метафизика как метод исследования природы, бого-ие, медицина и музыка.
• Помимо высших школ в Византии существовали кружки-салоны, свое
образные домашние академии, объединявшие эрудитов, группировав
шихся вокруг мецената-философа. Наиболее известными были круж
ки: патриарха Фотия (IX в.), Михаила Пселла (XI в.), дочери импера
тора Анны Комниной (XI—XII вв.) и др.
Высшее богословское образование получали в монастырях, до XV в. сохранивших большое значение в византийской образовательной системе.