ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РЕЛИГИОЗНЫХ ДЕЯТЕЛЕЙ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ПЬЕР АБЕЛЯР (1079—1142). Основоположник диалектической схолас­тики. Блестящий полемист и лектор, создал свою школу преподавания, про­шел школу бродячего школяра, позже принял сан аббата, философ-схоласт, богослов.

Сочинение: Да и нет.

Стремился обосновать религиозные догматы на основе разума. Наста­ивал на изучении наследия прошлого.

Основная форма общения и обучения — беседы во время прогулок и диспуты.

Главный ответчик — учитель, ученики учатся на его ответах.

Сомнение в формах диалога позволяло ученикам задавать учителю лю­бые вопросы. От учителя требовалось терпение в общении.

ГУГО СЕН-ВИКТОРСКИЙ (1097—1141). Ученый мистик.

Сочинения: Описание карты мира, О грамматике, Дидаскаликон идр.

Дидактическая цель — увязать смысл жизни человека и его природы

смыслом обучения вообще.

Взаимоотношения учитель — ученик предполагали в определенных рамках свободные формы мышления, размышления и созерцания.

Требуемые качества ученика: природные способности, усердие и бла-щравие. Благонравие — это смирение, проявляющееся в отсутствии вы-

сокомерия и стремлении к постоянному познанию. Такими же качества-жен обладать и учитель.

ВИНСЕНТ ИЗ БОВЕ (ок. 1190 — ок. 1264). Энциклопедист, монах.

Педагогический трактат: О наставлении детей знатных граждан. Ученик должен смиренно подчинять себя учителю, но делать это осознанно и с радостью: «кто не умеет подчиняться, тот не умеет уп-равлять».

Наставник должен иметь «честный нрав и быть смиренным в настав-рши».Уважительные взаимные отношения не исключают наказаний, принимаемых добровольно и с пониманием их пользы.

ЖАН ЖЕРСОН (1363—1429). Канцлер Парижского ун-та, богослов, ос-ггель соборного движения.

Подготовил реформу университетов, направленную на исправление нра-:ентов (отмена грубых праздников, ряда привилегий) и преподава-

-

Выродившуюся схоластику пытался заменить курсом мистики — как личного опыта богообщения, как соединение с Богом через лю-: «Лучше любить, чем знать». Чрезвычайно высоко ставил роль учите-ля, его личного примера.

Отвергал как стили воспитания озлобление и жестокость. Ученик дол-жен учиться по собственному побуждению, а не под нажимом: «приятно поддерживаемый похвалой, чем стесняемый какой-то грубой тиранией». Против грубых физических наказаний.