Родился 28 февраля в богатой, просвещенной купеческой семье. Получил блестящее образование, много путешествовал.
В1580-1588 гг.
написал свой основной труд.
Был советником
Бордосского парламента, затем мэром г. Бордо.
Монтеня отличал философский скептицизм.
Опыты — трехтомный труд, в который вошли размышления философа о разных областях человеческого бытия;
Дневник путешествия.
Цель образования— «знание себя, а также того, что может научить хорошо умереть и хорошо жить», выработка собственных убеждений. «При правильном употреблении знание является самым благородным и могущественным достижением людей». Ратовал за науку,которая «изучает не книги, а вещи», за полезное в жизни образование.
Резко критиковал схоластическую систему обучения.Выступал против схоластикии ее обновленных вариантов: «Что за толк в людях, у которых память достаточно полна, а суждения совершенно пустые?». Основной порок существовавшей в его время школы он видел в игнорировании задачи развития мысли уч-ся, господстве вербализма, бессмысленном начетничестве, буквоедстве, запоминании слов вместо изучения сущности вещей: «Знать наизусть — еще не значит знать».
Считал,что образованиедолжно прежде всего развивать умучащихся, воспитывать в детях привычку к самостоятельной мысли и критическому отношению к любым взглядам и авторитетам. Люди и животные — дети одной матери Природы. Необходимо прививатьдетям бережное отношение ко всему живому. Познание осуществляется через чувства,важна роль опыта. Главная задачаобразования и воспитания — обретение моральных качеств.
Огромное значениепридавал воспитанию гражданских чувств.Прежде всего надо постараться пробудить в ребенке желание быть верноподданным, беззаветно преданным и беззаветно храбрым слугой своего Отечества.
Главный враг — узость кругозора.Надо «общаться с миром», встречаться с другими людьми, в том числе и с простолюдинами, ездить в чужие края.
Программа теоретического образованиявключает физику, геометрию, историю, в последней надо научиться судить о явлениях и датах.
Большое внимание надо уделять физическому воспитаниюи играм.
Выступает против жестокостисредневековой школы. «В школе должен царить дух доброжелательного отношения к детям». Моральные качества учителягораздо важнеепри его работе с детьми, чем ум.
Выдвигал принцип свободы совести и религиозной терпимости.Негодовал по поводу навязывания религиозных взглядов силой. По его мнению, религией люди пользуются для удовлетворения своих самых низменных страстей. Стремился отделить философию от теологии. Считал,что образование «повредит естественным прелестям женщины».
51