Идеал христианской педагогики— БОГОЧЕЛОВЕК ИИСУС ХРИСТОС.
Воспитание человека важнее, чем его образование: воспитание готовит гушу для жизни вечной; образование нужно для приспособления ребенка Е жизни временной, к жизни на Земле.
Большое значение имеют в нравственном воспитании ребенка таинства: крещение, миропомазание, причащение.
Цель— воспитание трех главных составляющих человека: сердца, ума, воли.
Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злые». Про-" ждаясь в младенце, ум, вследствие греховной природы человека, начинает стремиться, с одной стороны, эмансипироваться и, с другой стороны, тиранически влиять на волю. Синкретическая гармония сердца, ума ■ воли в ребенке начинает разрушаться.
Воля связана с побуждениями. Для управления волей ребенка необходимо овладеть его побуждениями или вызвать их в нем. Отсюда воспита-ле веры, надежды и любви.
Воспитание «страха Божия». «Страх Божий есть начала всякой премудрости» (Притча 1,7).
Воспитание послушания.Борьба со своеволием, баловством и капризами. «Без послушания невозможно воспитание. Послушание справедливо называют «началом воспитания». Послушание должно быть свободным, ■. не принудительным. Должно основываться на любви, на страхе поте-рятьлюбимого, страхе огорчить любящего, а не на страхе насилия. Послушание завоевывается истинно разумной любовью к ребенку.
Отец Иоанн Кронштадский говорил, что «каприз — это зародыш сердечной порчи, ржа сердца, моль любви, семя злобы, мерзость Господу».
ПРИНЦИП ПРАВОСЛАВНОЙ ПЕДАГОГИКИ...............................................
Главный для христианства принцип — принципсвободы, из которого вытекает главный метод христианского воспитания. Принцип свободы человека перед Богом. Высший акт веры может быть только свободным волеизъявлением человека.
59
Значение личностив христианстве и в христианском воспитании: христианство сознает огромную ценность человеческой личности. Процесс христианского воспитания не может не быть процессом роста, постепенного преображения личности в целом. Этой цели можно достигнуть только тогда, когда мы будем жить всей полнотой церковной жизни.