Начальные архиерейские школы,
духовные семинарии и духовная академия
Петербургское
главное народное
училище (учительская
семинария)
Смольный институт
благородных девиц
(1764 г.)
116
ВОПРОСЫ ВОСПИТАНИЯ | ВО ВЗГЛЯДАХ РУССКИХ ПЕДАГОГОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. | |||||
В.А. Жуковский | А.Г. Ободовский | Н.Г. Редкий | А.Ф. Афтонасьев | |||
(1783-1852) | (1796-1852) | (1808-1891) | (7-1858) | |||
Основная | Образовать челове- | Образовать все | Воспитать так, чтобы | Развитие и укрепление тела, | ||
задача | ка, гражданина и | способности | человек мог самосознавать | образование и улучшение | ||
воспитания | христианина. | человека в совокуп- | законы, правящие людьми и | сердца, споспешествование | ||
ности, воспитание | миром. Он должен научиться | правильному ходу действия | ||||
объемлет целого | добровольно с полным | всех природных способнос- | ||||
человека. | смирением и кротостью | тей. Приготовить человека | ||||
покоряться этим законам. | для общества, для жизни в | |||||
государстве. | ||||||
Возможнос- | Природа человека | Все, что из человека | Наука воспитания не | Воспитание в том, чтоб силу | ||
ти воспита- | есть то, что он есть | сделаться может, | заменяется школой жизни и | чувственности покорить | ||
ния | от рождения. | является зароды- | тем, что называется врож- | разумной воле развитием | ||
Врожденное образу- | шем, который | денным тактом или что | врожденных человеку идей | |||
ется воспитанием, | должен созреть при | приобретается простым | доброго, истинного, пре- | |||
развивается жизнью, | благоприятных | долговременным навыком. | красного. Первейший | |||
получая направле- | обстоятельствах. | источник совершенств | ||||
ние, но оно всегда | Каждый человек | человеческих есть Боже- | ||||
остается в человеке: | может быть только | ственная вера. | ||||
каков в колыбельке, | тем, чем природа | |||||
таков и в могилку. | ему назначила. | |||||
Воспитание должно | ||||||
Высшая цель | быть посвящено | Для человека нет | Под воспитанием разумеет- | Три главные идеи должны | ||
воспитания | утверждению | высшей цели, кроме | ся только такое влияние | проникать воспитание: чув- | ||
хороших привычек. | нравственности. | одного человека на другого, | ства религиозного; любви к | |||
Привычка — вторая | Развить и образо- | которое,основываясь на | прекрасному и истинному; | |||
натура. | вать так, чтобы он | истинной природе человека, | любви к отечественному или | |||
мог достигнуть | ведет его к истинному | национальному. | ||||
своего конечного | предназначению. | |||||
Отношение к | Система Руссо, так | назначения. | ||||
В.А. Жуковский | А. Г. Ободовский | Н.Г. Редкий | А.Ф. Афтонасьев | |
(1783-1852) | (1796-1852) | (1808-1891) | (?-1858) | |
системе | называемая систе- | Исследуя законы | Человек одарен свободной | Воспитание не может быть |
свободного | ма природы, есть | умственного обра- | волей, допускающей воз- | дано человеку иначе, как |
воспитания и | уродство. Она из | зования, должно | можность внешнего влияния | другим человеком. Прежде |
выбор | воспитания исклю- | остерегаться столь | со стороны воли другого | всего нужно заслужить |
средств | чает всякую зависи- | обыкновенного | человека или со стороны | доверие своих воспитанни- |
воспитатель- | мость. Его воспи- | предрассудка, что | природы. Главное правило | ков, привязать их к себе, |
ного процес- | танник не знает, что | будто бы оно | воспитания: делай все, | заставить себя любить, |
са | такое покорность. | невозможно без | через что воспитанник | уважать, иногда бояться. |
учения, в строгом | станет тем, чем ты хочешь, | Заведенная дисциплина | ||
смысле сего слова. | чтоб он был. Надежнейшее к | должна быть более кроткая, | ||
тому средство — безуслов- | дружеская,отеческая,чем | |||
ная власть со стороны | строгая, школьная, судейс- | |||
воспитателя и повиновение | кая. Поступайте с детьми, | |||
со стороны воспитанника. | как со взрослыми, и вскоре | |||
они будут также опытны. | ||||
Отношение к | Для простолюдинов | |||
образова- | ограниченное, | Образование должно быть | ||
нию народа | приличное их | всеобщим. Каждый человек | ||
скромному жребию. | должен получить общее | |||
Излишество для них | образование сообразно | |||
вредно! | общему достоинству челове- | |||
ка и гражданина. |