ВЛАДИМИР ЯКОВЛЕВИЧ СТОЮНИН (1826-1888)

Теоретик и практик в области педагогики и методики преподавания сло­весности. Закончил в Петербурге гимназию и университет.

Работал учителем русского языка и словесности, принимал участие в работе петербургских педагогических собраний, Комитета грамотности, руководил воскрес­ной школой, преподавал в Мариинском училище, а затем в Мариинском институте. Поздаее былинспектором Московского Николаевского сиротского института, а ког­да его женой была открыта частная женская гимназия, стал в ней инспектором, преподавателем русского языка, словесности и истории.

Основные работы: Руководство для теоретического изучения литерату­ры, Руководство для исторического изучения русской литературы, Мысли о наших гимназиях, Мысли о наших экзаменах, Заметки о русской школе, О воскресных школах.

Педагогические взгляды и деятельность:

— выступал против школы, «дрессирующей» детей для экзаменов, про­
тив формализма, схоластики и рутины в обучении и воспитании, про­
тив палочной дисциплины;

— ратовал за создание бессловной национальной школы, широкое общее
образование и воспитание молодого поколения в духе передовых граж­
данских идеалов;

— считал необходимым женское образование и многое сделал для разра­
ботки теории и практики женского образования;

— его заслуга — коренное преобразование в методике преподавания оте­
чественной словесности;

— понимал важность взаимосвязи умственного, нравственного, эстети­
ческого и физического воспитания;

— высоко ставил народного учителя, много делал для вовлечения учите­
лей в работу педагогических съездов, открытия при школах библиотек
с необходимой художественной и педагогической литературой;

— выступал против механического перенесения школьного опыта и достижений
педагогической науки западных стран в школу и педагогику России;

— разработал проект семиклассной реальной гимназии, которая более
всего соответствовала бы потребностям общества и развивающегося
капитализма;

— установил дидактическую связь между приобретением знаний и разви­
тием человека: знания способствуют развитию человека, и чем больше их
объем, тем больше они требуют духовной пищи и дополнительных знаний.