Право собственности - основополагающее вещное право

 

Понятие собственности. Исходные положения права собственности. Связь собственника с вещью. Право собственности - основа жизнедеятельности.

 

1. Собственность - это обладание определенными вещами. Причем обладание полное, абсолютное, когда собственник имеет исключительные права в отношении данных вещей, выступает в отношении их как хозяин.

 

Авторитетное мнение

 

Право собственности следует рассматривать как единоличное и деспотическое господство индивида над вещью.

 

(У. Маттеи и Е.А. Суханов со ссылкой на Блэкстона)

 

Все иные лица должны при этом признавать статус и права собственника, воздерживаться от каких-либо действий, нарушающих этот статус и права, а государство, весь публичный порядок - обеспечивать и охранять их соответствующей системой государственно-властных мер.

 

Из истории цивилистики

 

Право на вещь возбуждает всеобщую безусловную отрицательную обязанность относительно хозяина вещи - не делать ничего, что могло бы нарушить это право. Эта обязанность одинаково лежит на всяком, кто не сам хозяин.

 

(К.П. Победоносцев)

 

Право собственности как базовый, фундаментальный институт основано по существу на трех простых, исходных положениях:

а) вещи, иные внешне объективированные предметы как объект собственности;

б) отношение собственника к вещам "как к своим";

в) полное, абсолютное обладание объектом собственности.

Первое положение - это прямая и непосредственная связь собственности с ее определяющим объектом - вещью. В соответствии с этим собственность имеет вещный характер, причем такой, когда право собственности как вещное право имеет наиболее полный, абсолютный характер.

 

Из истории цивилистики

 

Право собственности неразрывно связано с вещью и не отстает от нее, переходит вместе с ней, в чьих бы руках, в каком положении вещь ни находилась, прикреплено к ней. С правом на вещь связано свойство исключительности, преимущества, предпочтения. Собственность предполагает не одно только фактическое отношение человека к вещи, не одну только принадлежность вещи человеку, не одно употребление вещи как орудия для житейской цели, хотя бы это орудие было исключительно подвластно человеку. Она предполагает более - предполагает живую, неразрывную и безусловную связь человека с вещью.

 

(К.П. Победоносцев)

 

"Вещь" как определяющий объект собственности следует понимать в самом широком ее значении - не только в содержательном отношении (начиная от земли, исконного, первородного объекта, до передовых устройств и механизмов современной техники и технологии), но и в отношении внешних характеристик вещей, понимаемых в смысле любых объективно опредмеченных явлений материального и духовного мира, окружающих людей.

Второе положение - собственность есть отношение к вещам "как к своим" (проф. А.В. Венедиктов). С философской стороны собственность представляет собой своего рода распространение (проекцию) абсолютной, исключительной и всеобъемлющей власти человека в отношении своей собственной плоти и ума на внешние предметы. И они вследствие этого становятся еще одними, притом могущественными "руками" или даже, если угодно, - "частями самого тела" человека - инструментами реализации его активности, творчества, производительной деятельности, жития и досуга.

Третье положение - полное, абсолютное обладание вещами, иными предметами означает власть человека, такую же, в принципе, как персональная (точнее, персонифицированная) власть человека над самим собой; во всяком случае, над своими физическими возможностями, способностями, умениями и т.д. Власть "собственническая", замкнутая в основном на вещах, экономической, хозяйственной деятельности, является конститутивным элементом собственности.

 

Из истории цивилистики

 

Отличительное свойство вещного права состоит в том, что в нем содержится господство над имуществом, имеющим значение вещи, и притом господство непосредственное, так что хозяин простирает все действие своего права непосредственно своим лицом на самую вещь, без отношения к какому-либо другому лицу, и не через другое лицо, сам собой. Отсюда - охранение, защита, право на возвращение, исправление и вознаграждение.

 

(К.П. Победоносцев)

 

2. Собственность по всем своим исходным началам и своей сути есть именно нечто "свое", "собственное" для человека. То есть как бы продолжение человека. Продолжение его персонального господства, абсолютной и исключительной власти в отношении внешних предметов, которые становятся условиями и факторами его существования, преодоления природных и иных трудностей жизни, а главное, еще одними, притом могущественными, "руками" или даже - "частями самого человека", его бытия (в условном смысле - его "тела"), проявлениями или инструментами его физических возможностей и разума, умения и способностей, активности и творчества.

Само по себе продолжение человека, его силы, способностей и разума во внешних предметах - это явления сугубо объективные, относящиеся к вещам - технике, профессиональной работе, к иным предметам, объективирующим разум и духовные силы человека.

Но такого рода внешние предметы - это все же только объекты собственности, хотя и принципиально важные, в том числе и прежде всего для ее философского видения. А сама собственность - это господство и абсолютная власть над этими предметами, иными объектами.

И вот тут оказывается необходимым право (гражданское право), при помощи которого внешние предметы обретают качества неотъемлемых частиц самого человека, как бы его продолжения - естественных и органически собственных, принадлежащих данному человеку опор и средств для продолжения и интенсификации его деятельности, его жизнедеятельности как разумного существа. Именно здесь, под юридическим углом зрения, внешние предметы (блага) обретают качества "всеобщности", "абсолютности", "исключительности".

Такими предметами и в результате "эффекта собственности" как бы частицами самой плоти и духа человека и соответствующими правовыми качествами стали сначала - сами по себе вещи как частицы материального мира, потом - объективированные "свершения разума" - так или иначе опредмеченные результаты авторства, изобретательства, профессиональные навыки и умения (предметы и формы интеллектуальной собственности), а затем - и "знаки" таких предметов и "свершений разума" (ценные бумаги, иные внешне выраженные знаки в электронно-информационном мире).

3. Благодаря тому что для собственности характерно широкое, наиболее полное обладание человеком вещами, иными благами, само по себе требующее своего упрочения и развития, собственность становится фактором активности и озабоченности человека за ее использование и судьбу, мощным стимулом предельно интенсивной рисковой деятельности, импульсом к обратному вложению в производство. И одновременно - ответственности собственника.

Понятно, что собственность во всем объеме своих качеств и достоинств (впрочем, и негативных, противоречивых сторон, источника корыстолюбия, вещевого эгоизма, страсти к накопительству и др.) - это частная собственность, то есть собственность человека, конкретного лица (или группы конкретных лиц), полное обладание которого вещами, иными благами напрямую соприкасается, контактирует с его волей, интересами, интенсивно, порой неотвратимо воздействует на них.

Только частная собственность (абсолютное право на вещи и интеллектуальная собственность - исключительное право на нематериальные блага, "знаки собственности") дает ее субъекту наиболее широкие, общедозволительные права обладания и в этой связи способна оказывать на человека, на его волю и интересы, мощное и многообразное воздействие. Такое воздействие, которое активизирует личность, ее творческий потенциал и таким путем приносит благо и самому человеку, и всему сообществу людей. В этих своих качествах частная собственность, хотя и является источником и поприщем ряда негативных сторон в жизни людей, вместе с тем включается, как и опосредующее ее право, в жесткие механизмы поступательного восходящего развития общества.