См.: Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. Вып. 2. М., 1966.


Глава XXV. Основные направления в науке уголовного права

дупреждении новых деяний преступника, наносящих вред его согра­жданам, и в удержании других от подобных действий. Поэтому следу­ет применять такие наказания и такие способы их использования, ко­торые, будучи адекватны совершенному преступлению, производили бы наиболее сильное и наиболее длительное впечатление на души лю­дей и не причиняли бы преступнику значительных физических страда­ний». Именно Ч. Беккариа впервые убедительно обосновал необходи­мость отказа от смертной казни как вида наказания, в частности, ука­зав на ее мнимое предупредительное значение.

Идеи Ч. Беккариа были положены в основу французского УК 1791 г. и стали отправной точкой в последующей разработке основных начал уголовного законодательства и уголовно-правовых институтов не толь­ко в континентальной Европе, но и в других частях света. Российская императрица Екатерина II использовала многие идеи Ч. Беккариа при подготовке Наказа 1767 г., данного комиссии для сочинения проекта но­вого Уложения. На рукописи Наказа имелась собственноручная пометка императрицы о том, что вся 10-я глава Наказа «Об обряде криминально­го суда» есть перевод из книги Беккариа, сделанный по ее повелению1.

Оригинальная уголовно-правовая теория была разработана англий­ским ученым-философом Иеремией Бентамом(1748-1832). В своих мно­гочисленных работах И. Бентам развил идеи Ш. Монтескье и Ч. Бек­кариа о необходимости соразмерности наказания, попытавшись найти конкретный способ определения такой соразмерности. Исследователь создал модель преступника и процесса принятия им решения перед со­вершением преступления. По мысли И. Бентама, человек, прежде чем совершить преступление, оценивает положительные и отрицательные последствия нарушения правовой нормы. В зависимости от того, чего преступление принесет больше: хорошего или плохого, человек решает, совершить преступление или нет. Эти взгляды И. Бентама переклика­лись с теорией А. Фейербаха о превентивной функции наказания. Бен­там выступал за проведение «экономной» уголовной политики, он стал родоначальником уголовно-правового прагматизма. Учение И. Бентама в значительной степени повлияло на развитие уголовно-правовой тео­рии и законодательства, в частности на разработку УК Франции 1810 г.

В английской уголовно-правовой науке идеи классической школы поддерживались ее главными теоретиками — У. Блэкстоном, М. Иденом и Дж. Стифеном, составившим в 1878 г. один из наиболее удачных проектов УК Англии2.

См.: Беликов С.Я. Значение Беккариа в науке и в истории русского уголовного за­конодательства. Харьков, 1889. С. 220.

См.: Решетников Ф.М. Уголовное право буржуазных стран. «Классическая» школа и антрополого-социологическое направление. 2-е изд. М., 1985. С. 52-65.


Раздел восьмой. Зарубежное уголовное право

На формирование идейной основы классической школы (в особен­ности ее консервативного, «метафизического» направления) значитель­но повлияли идеи немецких философов И. Канта и Г. Гегеля.

Родоначальник классической немецкой философии Иммануил Кант(1724—1804) оказал серьезное влияние на современную ему уго­ловно-правовую теорию и в особенности на решение проблемы осно­ваний уголовной ответственности и наказания1. По мнению И. Канта, причины совершения преступления заложены в самой внутренней при­роде человека — в его «злой воле», не обусловленной никакими внеш­ними обстоятельствами. Исходя из этой философской посылки, осно­ванием уголовной ответственности И. Кант считал свободную волю правонарушителя как разумного существа. Кантовская идея о свободе воли преступника явилась философским обоснованием учения класси­ческой школы в объяснении как причин преступного поведения, так и следующих за ним уголовно-правовых последствий такого поведе­ния — уголовной ответственности и наказания.

В вопросах уголовного наказания И. Кант исходил из торжества аб­страктной справедливости. Известно яркое высказывание Канта: «Если бы справедливость погибла, то людям не стоило бы жить на земле». Фи­лософ исходил из «карающего императива», согласно которому един­ственной целью наказания является возмездие по принципу талиона: убийство должно наказываться смертной казнью, изнасилование — ка­страцией и т.д. И. Кант доводил свое учение о наказании до логического завершения. Он писал, что если бы гражданское общество должно бы­ло прекратить свое существование, то должен быть наказан последний убийца, находящийся в тюрьме и приговоренный к смерти (Fiatjustitia, pereat mundus — Да свершится правосудие, хотя бы погиб мир).

Несмотря на отмеченные крайности, нельзя не признать, что уголов­но-правовая теория Канта является глубоко гуманной, преисполнен­ной уважением к человеческой личности, которая — единственная — должна являться объектом правового воздействия, но никогда не может быть средством достижения иных целей2. Именно это во многом опре­деляет ее сохраняющуюся привлекательность и для современного уго­ловного права.

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770-1831), вошедший в историю как основоположник диалектического метода,

См.: Пионтковский АЛ. Уголовно-правовые воззрения Канта, А. Фейербаха и Фихте. М., 1940.

И. Кант писал: «Права человека должны считаться священными, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти. Здесь нет середины, и нельзя измышлять среднего, прагматически обусловленного права... всей политике следует преклонить колени пе­ред правом» (Кант И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994. С. 461).