См.: Пионтковский АЛ. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963.


Раздел восьмой. Зарубежное уголовное право

психического принуждения»), при этом акцент делался на общую пре­венцию. Ученый настаивал на установлении в УК определенных санк­ций, поскольку возможный преступник должен иметь четкое представ­ление о том, что его ожидает в случае нарушения уголовно-правового запрета. Наказания он делил на две группы: наказания «угрожаемые» и наказания «причиняемые». Цель первых — отвращение страхом, цель вторых — демонстрация действенности закона.

Взгляды Фейербаха нашли свое отражение в ставшем законом проекте Баварского УК (1813). Последний опирался на французское и итальян­ское уголовное законодательство и послужил в XIX в. образцом для уго­ловных кодексов многих германских государств. Работа Фейербаха «Уго­ловное право» была переведена на русский язык и в течение многих лет была единственным учебником уголовного права в России1.

Следует отметить, что особое развитие классическая школа получи­ла именно в Германии, где она была окончательно оформлена благодаря трудам таких исследователей, как К. Биндинг, Е. Белинг, К. Биркмайер, К. Миттермайер и др.

Классическое направление получило поддержку и в России. Идеи «классиков» имели развитие в работах В.Д. Спасовича, А.В. Лохвицко­го, П.П. Пусторослева, А.Ф. Кистяковского, В.В. Есиповаидр. Особое место в этом ряду занимают профессора Санкт-Петербургского универ­ситета Н.Д. Сергеевский2 и Н.С. Таганцев3.

Несмотря на то что в своих уголовно-правовых взглядах русские «классики» в значительной мере опирались на работы западноевро­пейских, и прежде всего немецких, ученых, особенности их взглядов и концепций позволяют рассматривать их как представителей само­стоятельной школы, сложившейся в рамках классического направле­ния в уголовном праве. По словам Ф. М. Решетникова, русскую клас­сическую школу всегда отличало стремление учитывать при анализе правовых проблем практические потребности законодательной и су­дебной деятельности.

Характеризуя учение классического направления в целом, укажем на его основные особенности. В основе построений «классиков» лежал по­стулат о свободе воли преступника, поэтому, если человек, обладая нрав­ственной свободой, избирает зло, он должен нести наказание за этот выбор.

Главным принципом «классического» уголовного права является принцип законности (нет преступления, нет наказания без указания на

См.: Фейербах П.Й.Л. Уголовное право. СПб., 1810.

См.: ЧунаевЛ.И. Уголовно-правовые взгляды Н.Д. Сергеевского. М., 2009.

См.: Загородников Н.И. Выдающийся русский ученый-юрист Н.С. Таганцев. М., 1992.


Глава XXV. Основные направления в науке уголовного права

то в законе). В связи с этим понятие преступления носит формальный характер. Наказание, согласно учению «классиков», лишено утилитар­ных, практических целей, оно выступает воздаянием для восстановле­ния нарушенной справедливости или нарушенного права. Следует за­метить, что «утилитарное» направление классической школы призна­вало цель общей и частной превенции (напр., Н.С. Таганцев1). Вместе с тем, усиливая наказание, общество делает преступления менее при­влекательными, что позволяет удерживать людей от их совершения.

Наказание должно быть соразмерно причиненному преступлением вреду и вине преступника. В целом можно сказать, что уголовное право классиков — это право деяния, а не деятеля. Учение классической шко­лы сконцентрировано на общественно опасном деянии, причем глав­ным образом на юридически значимых свойствах последнего.

Сторонники классического направления считали, что наука уголов­ного права является чисто юридической, имеющей практическое и при­кладное значение. Изучение преступления, преступника и преступно­сти как социальных явлений — задача иных наук, смежных уголовному праву (уголовной социологии, антропологии, статистики и др.).

Заслуги классического направления перед уголовным правом не вы­зывают сомнений. Тем не менее этой школе присущи очевидные не­достатки, которые были и остаются постоянной мишенью критиков.

Приверженность представителей классической школы уголовного права к анализу законодательного текста, конструированию и коммен­тированию уголовно-правовых институтов в связи с волей законодателя и в отрыве от конкретных социально-исторических условий составила главный недостаток теоретических построений этой школы. Как писал Н.Д. Сергеевский, «при таком направлении уголовный кодекс получает значение не свода норм, выработанных действительной жизнью, а си­стемы более или менее удачных или неудачных канцелярских правил...»2.

Несомненным недостатком классической школы является ограни­чение предмета науки уголовного права. Как верно указывал профес­сор Московского университета СВ. Познышев, «если наука ограни­чит свои построения обработкой положительного права, она не сможет подняться над существующим, не сможет давать никаких указаний на то, что должно быть».

«Классики» явно преувеличивали возможности права и закона воз­действовать на социальные процессы, в том числе на преступность. «Юридическое мировоззрение», привнесенное ими в уголовно-право-