Зарождение марксизма и его сущность

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПСКОВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КАФЕДРА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК Реферат по истории на тему Зарождение марксизма и его сущность Выполнил студент Кучук В.А. РАВШУ 72-01 Проверил Псков 1999 План 1. Введение 2. Вклад Маркса в развитие научного социализма 2.1 Развитие диалектического материализма 2.2 Материалистическое понимание истории и теория классовой борьбы 2.3 Экономическая теория 3. Социализм 4. Заключение 23 Список литературы 1. ВВЕДЕНИЕ Марксизм система взглядов и учение Маркса. Маркс явился продолжателем и гениальным завершителем трех главных идейных течений 19-го века, принадлежащих трем наиболее передовым странам человечества классической немецкой философии, классической английской политической экономии и французского социализма в связи с французскими революционными учениями вообще.

Цельной и последовательной системой своих взглядов Маркс заложил основу современного диалектического материализма и научного социализма, как теории и программы рабочего движения всех цивилизованных стран мира. Домарксовы социалистические теории по своему содержанию являлись прежде всего результатом наблюдения господствовавших в обществе классовых противоположностей между имущими и неимущими и царящей в производстве анархии.

По своей теоретической форме социализм выступал сначала только как дальнейшее и как более последовательное развитие принципов, выдвинутых великими французскими просветителями 18-го века. Как и всякая теория, социализм должен был исходить прежде всего из накопленного до него идейного материала, хотя его корни лежали глубоко в материальных экономических фактах. Когда было свергнуто крепостничество, и в полной мере начало развиваться свободное капиталистическое общество, сразу обнаружилось, что эта свобода означает новую систему угнетения и эксплуатации трудящихся.

Противоположность между богатством и бедностью, вместо того, чтобы разрешиться во всеобщем благоденствии, еще более обострилась вследствие осуществления на деле свободы собственности от феодальных оков. Эта свобода оказалась для мелкого буржуа и крестьянина свободой продавать эту мелкую собственность, задавленную могущественной конкуренцией крупного капитала и крупного землевладения, именно этим магнатам эта свобода превратилась, таким образом, для мелких буржуа и крестьян в свободу от собственности.

Быстрое развитие промышленности на капиталистической основе сделало бедность и страдания трудящихся масс необходимым условием существования общества.

Погоня за прибылью все более и более становилась единственным связующим элементом этого общества. Торговля все более и более превращалась в мошенничество. Революционный девиз братства осуществился в плутнях и в зависти, порождаемых конкуренцией, место насильственного угнетения занял подкуп, а вместо меча главенствующим рычагом общественной власти стали деньги.

Факты все с большей и большей наглядностью показывали всю лживость учения буржуазной экономии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии и всеобщем благополучии народа, которые будто бы должны явиться следствием свободной конкуренции. Установленные победой разума общественные и политические учреждения оказались злой, вызывающей горькое разочарование карикатурой на блестящие обещания просветителей.

Различные социалистические учения немедленно стали возникать, как отражение усилившегося угнетения трудящейся части общества. В 1802 г. Вышли Женевские письма Сен-Симона, в 1808 г. появилось первое произведение Фурье, хотя основа его теории была заложена еще в 1799 г 1 января 1800 г. Роберт Оуэн взял на себя управление бумагопрядильной фабрикой в Нью-Лэнакре, где он сделал попытку разрешить социальные противоречия капитализма, создав для работников нормальные условия труда и возможности для интеллектуального и духовного развития.

Социалистические школы критиковали капиталистическое общество, осуждали, проклинали его, мечтали об его уничтожении, фантазировали о лучшем строе, убеждали богатых в безнравственности эксплуатации. Они считали устранение недостатков общественного строя задачей мыслящего разума. Поэтому делали попытки изобрести новую, более совершенную систему общественного устройства и навязать ее существовавшему обществу извне, посредством пропаганды, а по возможности и примерами показательных опытов.

Для всех основателей социалистических школ социализм был выражением абсолютной истины, разума и справедливости, и стоило только его открыть, чтобы он собственной силой покорил весь мир а так как абсолютная истина не зависит от времени, пространства и исторического развития человечества, то это уже дело чистой случайности, когда и где она будет открыта. При этом абсолютная истина, разум и справедливость были различны у каждого основателя школы особый вид абсолютной истины, разума и справедливости у каждого основателя школы был обусловлен опять-таки его субъективным рассудком, жизненными условиями, объемом познаний и степенью развития мышления. Такое состояние социалистических теорий вполне соответствовало незрелому состоянию капиталистического общества того этапа исторического развития.

Социализм не мог ни разъяснить сущность наемного рабства при капитализме, ни открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна стать творцом нового общества.

Решение общественных задач, еще скрытое в неразвитых экономических отношениях, приходилось изобретать, создавать из головы. Эти социальные системы заранее были обречены на то, чтобы оставаться утопиями, и чем старательнее разрабатывались они в подробностях, тем дальше должны были уноситься в область чистой фантазии. Чтобы превратить социализм в науку, необходимо было, прежде всего, поставить его на реальную почву. Это стало возможным, благодаря Карлу Марксу, который разработал, развил диалектический материализм и применил его к изучению общественных явлений. 2.

Вклад Маркса в развитие научного социализма

Вклад Маркса в развитие научного социализма 2.1.

Развитие диалектического материализма

В полном соответствии с этой материалистической философией Маркса и из... Энгельс писал в Анти-Дюринге Если поставить вопрос, что такое мышление... Всякую иную формулировку принципа развития, эволюции, они считали одно... Великая основная мысль пишет Энгельс что мир состоит не из готовых, за... Она сама является лишь простым отражением этого процесса в мыслящем мо...

Материалистическое понимание истории и теория классовой борьбы

Следовательно, выяснилось, что экономическая структура общества каждой... Обменивая продукты, люди приравнивают самые различные виды труда. Прои... Чтобы получить прибавочную стоимость, владелец денег должен найти на р... е. И тогда у нас, конечно, будет достаточно средств, чтобы доказать крест...

Заключение

Заключение Выяснив еще в 1844 - 1845 гг. один из основных недостатков старого материализма, состоящий в том, что он не умел понять условий и оценить значения революционной практической деятельности, Маркс в течение всей своей жизни, наряду с теоретическими работами, уделял неослабное внимание вопросам тактики классовой борьбы пролетариата.

Без этой стороны материализма Маркс справедливо считал его половинчатым, односторонним, мертвенным.

Основную задачу тактики пролетариата Маркс определял в строгом соответствии со всеми посылками своего материалистически-диалектического миросозерцания.

Лишь объективный учет всей совокупности взаимоотношений всех без исключения классов данного общества, а, следовательно, и учет объективной ступени развития этого общества и учет взаимоотношений между ним и другими обществами может служить опорой правильной тактики передового класса. При этом все классы и все страны рассматриваются не в статическом, а в динамическом виде, т. е. не в неподвижном состоянии, а в движении законы которого вытекают из экономических условий существования каждого класса.

Движение в свою очередь рассматривается не только с точки зрения прошлого, но и с точки зрения будущего и притом не в пошлом понимании эволюционистов, видящих лишь медленные изменения, а диалектически 20 лет равняются одному дню в великих исторических развитиях писал Маркс Энгельсу хотя впоследствии могут наступить такие дни, в которых сосредоточивается по 20 лет т. III, с. 127 Переписки. На каждой ступени развития, в каждый момент тактика пролетариата должна учитывать эту объективно неизбежную диалектику человеческой истории, с одной стороны, используя для развития сознания, силы и боевой способности передового класса эпохи политического застоя или черепашьего, так называемого мирного, развития, а с другой стороны, ведя всю работу этого использования в направлении конечной цели движения данного класса и создания в нем способности к практическому решению великих задач в великие дни, концентрирующие в себе по 20 лет. Два рассуждения Маркса особенно важны в данном вопросе, одно из Нищеты философии по поводу экономической борьбы и экономических организаций пролетариата, другое из Коммунистического Манифеста по поводу политических задач его. Первое гласит Крупная промышленность скопляет в одном месте массу неизвестных друг другу людей.

Конкуренция раскалывает их интересы.

Но охрана заработной платы, этот общий интерес по отношению к их хозяину, объединяет их одной общей идеей сопротивления, коалиции Коалиции, вначале изолированные, формируются в группы, и охрана рабочими их союзов против постоянно объединенного капитала становится для них более необходимой, чем охрана заработной платы В этой борьбе - настоящей гражданской войне - объединяются и развиваются все элементы для грядущей битвы.

Достигши этого пункта, коалиция принимает политический характер. Здесь перед нами программа и тактика экономической борьбы и профессионального движения на несколько десятилетий, для всей долгой эпохи подготовки сил пролетариата для грядущей битвы. Коммунистический Манифест о тактике политической борьбы выдвинул основное положение марксизма коммунисты борются во имя ближайших целей и интересов рабочего класса, но в то же время они отстаивают и будущность движения.

Во имя этого Маркс в 1848 г. поддерживал в Польше партию аграрной революции, ту самую партию, которая вызвала краковское восстание 1846 года. В Германии 1848 - 1849 гг. Маркс поддерживал крайнюю революционную демократию и никогда впоследствии не брал назад сказанного им тогда о тактике.

Когда кончилась эпоха революций 1848 - 1849 гг Маркс восстал против всякой игры в революцию, требуя уменья работать в эпоху новой полосы, готовящей якобы мирно новые революции. В каком духе требовал Маркс ведения этой работы, видно из следующей его оценки положения в Германии в наиболее глухое реакционное время в 1856 году Все дело в Германии будет зависеть от возможности поддержать пролетарскую революцию каким-либо вторым изданием крестьянской войны.

В знаменитом обращении Интернационала от 9 сентября 1870 г. Маркс предупреждал французский пролетариат против несвоевременного восстания, но, когда оно все же наступило 1871 г Маркс с восторгом приветствовал революционную инициативу масс, штурмовавших небо. Поражение революционного выступления в этой ситуации, как и во многих других, было, с точки зрения диалектического материализма Маркса, меньшим злом в общем ходе и исходе пролетарской борьбы, чем отказ от занятой позиции, сдача без боя такая сдача деморализовала бы пролетариат, подрезала бы его способность к борьбе.

Маркс был прежде всего революционер. Принимать тем или иным способом участие в ниспровержении капиталистического общества и созданных им государственных учреждений, участвовать в деле освобождения современного пролетариата вот что было его жизненным призванием. Философский материализм Маркса указал пролетариату выход из духовного рабства, в котором прозябали до этого все угнетенные классы.

Экономическая теория Маркса разъяснила действительное положение пролетариата в общем строе капитализма. Освобождение общественного производства от оков капитализма, устранение классовых различий за счет уничтожения основ деления на господствующие и угнетенные классы таково историческое призвание современного рабочего класса. Исследовать исторические условия, а вместе с этим и самую природу этого переворота и, таким образом, выяснить угнетенному классу, призванному совершить этот подвиг, условия и природу его собственного дела такова задача научного социализма, являющегося теоретическим выражением пролетарского движения.

Список литературы

Список литературы 1. Ленин В.И. Карл Маркс Краткий биографический очерк с изложением марксизма избранные произведения в четырех томах, т.1, М издательство политической литературы, 1984 г. 2. Ленин В.И. Три источника и три составных части марксизма избранные произведения в четырех томах, т.1, М издательство политической литературы, 1984 г. 3. Маркс К Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии избранные произведения в двух томах, т.1, М государственное издательство политической литературы, 1949г. 4. Энгельс Ф. Развитие социализма от утопии к науке избранные произведения в двух томах, т.2, М государственное издательство политической литературы, 1949г. 5. Энгельс Ф. Карл Маркс избранные произведения в двух томах, т.2, М государственное издательство политической литературы, 1949г.