рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Национальное государство и народнохозяйственная политика

Работа сделанна в 2003 году

Национальное государство и народнохозяйственная политика - Реферат, раздел Политика, - 2003 год - Взгляды Макса Вебера на актуальные политические события в Германии конца XIX - начала XX в.в. Национальное Государство И Народнохозяйственная Политика. Г. В Этой Главе Я П...

Национальное государство и народнохозяйственная политика. г. В этой главе я приведу выдержки из вступительной академической лекции, прочитанной Максом Вебером в мае 1895 года при вступлении на должность профессора кафедры политической экономии Фрейбургского университета1. Взяв в качестве объекта анализа в том числе языковую карту и результаты переписи 1885 года и не напрямую, но косвенно через конфессиональную принадлежность, которая в рассматриваемой Вебером национально смешанной равнине прусской провинции Западная Пруссия, соединяющей в себе свойство национального пограничья с необычайно резкими различиями в условиях экономической и социальной жизни, совпадает с национальностью с точностью до нескольких процентов, показал ту роль, которую физические и психические расовые различия между национальностями поляками и немцами, играют в экономической борьбе за существование.

Во-первых, значительные различия в качестве пахотной земли между полями, засеянными сахарной свеклой в долине Вислы, и песчаной кашубской возвышенностью чистая прибыль, облагаемая налогом, различается от 10 до 20 раз. Даже средние показатели колеблются между 4,75 и 33,66 марок с гектара. Далее противоречия в социальном расслоении населения, возделывающего эти почвы.

Как и вообще на Востоке, здесь тоже в ведомственных протокольных записях наряду с земельной общиной встречается и другая, неизвестная Югу форма коммунального деления, поместный округ.

И, соответственно этому, ландшафт здесь отличается тем, что между крестьянскими деревнями высятся дворянские поместья, место жительства класса, налагающего на Восток свой социальный отпечаток юнкеров помещичьи усадьбы, окруженные хижинками, которые землевладелец наряду с земельными наделами и пастбищами выделяет батракам, обязанным работать в поместье один год из каждых двух. Территория провинции поделена примерно пополам между помещичьими усадьбами и батрацкими наделами.

Но в отдельных регионах доля поместных округов составляет от нескольких процентов до двух третей территории округа. 1.Вебер Макс. Политические работы 1895 1919 Пер. с нем. Б.М. Скуратова.

М. Праксис, 2003. 424 с. Серия Образ общества.

Стр. 39. Перевод выполнен Б.М. Скуратовым по изданию Weber, Max. Der Nationalstaat und die Volkswirtschaftspolitik Weber, Max. Gesammelte Politische Schriften. Hrsg. von Johannes Winckelman. Tьbingen Mohr, 1988. S. 1-25. Редактор перевода А. Малахова. 4 Наконец, в рамках таким образом надвое стратифицированного населения имеется и третье противоречие противоречие между национальностями.

Национальный состав населения в отдельных общинах неоднороден по различным регионам. Именно это разнообразие нас и интересует. Прежде всего, поляки, плотность расселения которых, что естественно, растет с приближением к границе. Далее как показывает языковая карта количество поляков возрастает по мере ухудшения качества почвы.

Это поначалу и не везде неправильно пытались объяснить исторически, по характеру немецкой оккупации немцы прежде всего наводнили плодородную равнину Вислы. Если мы выделим экономические категории крестьянских деревень и дворянских поместий в отдельных областях, столь же приблизительно отождествляя их с коммунальным делением на земельные общины и поместные округа, то получится, что их можно будет противопоставить по национальному составу в плодородных округах католики, т.е. поляки, относительно преобладают в поместьях, а протестанты, т.е. немцы, в деревнях, а в округах с плохими почвами дела обстоят как раз наоборот.

Если, к примеру, взять округа со средней чистой прибылью, облагаемой налогом на гектар ниже 5 марок, то в деревнях мы обнаружим лишь 35,5, а в поместьях 50,2 протестантов зато если мы возьмем группу округов со средней чистой прибылью, облагаемой налогом на гектар от 10 до 15 марок, то протестанты в деревнях составляют 60,7, а в усадьбах только 42,1. Отчего так происходит Почему резервуарами поляков служат на равнине поместья, а на возвышенности деревни Одно видно сразу же у поляков есть тенденция концентрироваться в самых нижних в экономическом и социальном отношении слоях населения.

И все-таки обе национальности несколько столетий конкурируют между собой при по сути равных шансах. На чем же тогда основаны эти разные данные Можно тотчас же попытаться поверить в основанное на физических и психических расовых свойствах различие между двумя национальностями в приспособляемости к различным экономическим и социальным условиям жизни.

И, в действительности, оно и является причиной доказательство тому заключается в тенденции, которая проявляется в передвижении населения и национальностей и по которой в то же время можно судить о пагубности той самой приспособляемости для немцев Востока. Итак, сдвиг границы между национальностями может происходить двумя способами, которые надо принципиально отделять друг от друга.

Во-первых, так, что национальные меньшинства в национально смешанной области постепенно усваивают язык и обычаи большинства, они ассимилируются. Это явление встречается на Востоке статистически его можно проследить на немцах католического вероисповедания. Церковные узы тут сильнее национальных, известную роль играют воспоминания об 5 эпохе культуркампфа2, а нехватка образованного клира, знающего немецкий язык, способствует исчезновению национального культурного сообщества.

Но важнее и интереснее для нас другая форма сдвига в национальностях экономическое вытеснение. Вот как его можно описать. Если проверить сдвиги в долях того и другого вероисповедания в сельских общинах за 1871 1885 годы, то окажется, что отток батраков из поместий регулярно сопрягается с относительным ослаблением протестантизма на равнине, а приток деревенского населения на возвышенности с относительным усилением католицизма. Получается, что преимущественно немецкие поденщики уезжают из местностей с высокой культурой и преимущественно польские крестьяне показывают прирост в местностях с низким культурным уровнем.

Но ведь оба процесса отток здесь и прирост там объясняются, в конечном счете, одной и той же причиной низкие притязания к жизненному уровню как в материальном, так и в идеальном отношении дарованные славянской расе от природы в начале пути, либо привитые ей в прошлом, способствовали ее победе. Почему же уезжают немецкие поденщики Дело вот в чем в усадебных комплексах родины для поденщика существуют только хозяева и работники, а для его потомков в самом отдаленном поколении одна перспектива, барщина на чужой земле от звонка до звонка.

В смутной, полуосознанной устремленности в дбли скрыт момент примитивного идеализма, кто не может расшифровать этого, тому не ведомы чары свободы. В действительности дух свободы нас редко волнует сегодня в кабинетной тиши. Поблекли наивно свободолюбивые идеалы нашей ранней юности, многие из нас преждевременно постарели, стали чересчур умными и полагают, будто один из наиболее первозданных порывов человеческого сердца оказался погребенным вместе с лозунгами идущего к закату политического и хозяйственно-политического мировоззрения.

Таков процесс массовой психологии немецкие сельскохозяйственные рабочие уже не в состоянии приспосабливаться к социальным условиям жизни у них на родине. На их самоуверенность нам жалуются сообщения западнопрусских помещиков. К жизни в условиях сезонных работ лучше приспосабливаются те, кто приходит на место немцев, польские отходники, вереницы кочевников, 2.Культуркампф дословно борьба за культуру название начатой Бисмарком в середине 70-х годов XIX века борьбы государства с католической церковью в Германии.

Задачами культуркампфа было устранение влияния церкви на политику империи, борьба с партикуляристскими и сепаратистскими тенденциями католических областей Германии, а также предотвращение опасности сближения на почве католицизма Австрии и Франции. 6 вербуемых агентами в России весной десятки тысяч таких отходников пересекают границу в одну сторону, осенью в другую.

Сначала они приезжают убирать сахарную свеклу, преображающую сельскохозяйственное производство в сезонную работу затем они оказываются повсюду, так как в Западной Пруссии экономят на жилье для рабочих, на обязательствах по отношению к бедным и вообще социальных обязательствах так как в дальнейшем они как иностранцы попадают в трудное положение, и поэтому помещик может делать с ними что угодно.

В усадьбах, где выращивают сахарную свеклу, на место патриархально хозяйничающих помещиков приходит сословие индустриальных коммерсантов а на возвышенности под давлением бедственного положения в сельском хозяйстве ареал поместий рассыпается под внешним воздействием, в результате возникают колонии парцеллярных арендаторов и мелких крестьян. Исчезают экономические основы могущества старой землевладельческой знати, это дворянство превращается в нечто иное по сравнению с тем, чем оно было. Ну а почему же так распространяются именно польские крестьяне Может дело в том, что их экономический ум или мощь капитала превосходят немецкие Скорее имеет место полная противоположность.

При таком климате и на такой почве, которые наряду с экстенсивным скотоводством дают возможность значительного производства зерновых и картофеля, неблагоприятные рыночные условия меньше всего угрожают тому, кто использует свои продукты там, где их меньше всего обесценивает падение цен кто отправляет их в собственный желудок, производя ради личного пользования.

И опять-таки в наиболее выгодном положении тот, кто притязает на самое низкое личное потребление, у кого самые малые требования к уровню жизни как в физическом, так и в идеальном отношении. Также в своей лекции Вебер обращает внимание на политическую зрелость рабоче-крестьянского класса, угрожающе низкую для государства, устройство которого основанного на национальных принципах. Вебер пишет Угрожающий момент нашей ситуации в том, что буржуазные классы как будто бы перестают быть носителями властных интересов нации, и пока нет ни малейших признаков того, что рабочий класс становится достаточно зрелым, чтобы заменить буржуазию.

Не в массах опасность в отличие от того, что полагают те, кто загипнотизированно вглядывается в глубины общества. И конечное содержание социально-политической проблемы это не вопрос об экономическом положении подвластных, а, скорее, вопрос о политической квалификации классов господствующих и находящихся на подъеме.

Цель нашей социально-политической работы не осчастливить мир, а привести нацию к социальному единению, нарушенному современным экономическим развитием, ради тяжелых боев будущего. И фактически если бы удалось создать рабочую аристократию, которая стала бы носительницей политического смысла а сегодня в рабочем движении мы его не замечаем, 7 то лишь тогда копье, для которого руки бюргерства представляются пока еще недостаточно сильными, было бы переложено на более широкие плечи рабочих.

Но путь до этого кажется еще долгим. Опуская дальнейшее цитирование Вебера, добавлю его замечание о необходимости каждый день наглядно демонстрировать нации зависимость ее экономической элиты от политической властной ситуации. По мнению Вебера, подобная демонстрация развивает инстинкты, ориентированные на такие специфические политические интересы, которых нет, по меньшей мере, в широких массах нации, которым приходится бороться с будничными трудностями и было бы несправедливым от этих широких масс их требовать.

В великие же моменты, например, в случаях войн, значение национальной мощи проникает и к ним в душу и тогда оказывается, что национальное государство зиждется на самобытных психологических основах даже в широчайших экономически порабощенных слоях нации, а не только у надстройки, представляющей собой организацию экономически господствующих классов. Правда, в нормальные времена у масс это политический инстинкт отступает за порог сознания.

Быть носителями политического смысла становится тогда специфической функцией прослоек, руководящих политикой и экономикой, и это единственная причина, которая в состоянии политически оправдать их существование. 8 3.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Взгляды Макса Вебера на актуальные политические события в Германии конца XIX - начала XX в.в.

Переводы политических изданий Вебера на русский язык отсутствовали отрадным исключением здесь может служить знаменитая статья Вебера Политика как… М. Прогресс, 1990. С. 644-2. НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО И НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННАЯ… Во-первых, значительные различия в качестве пахотной земли между полями, засеянными сахарной свеклой в долине Вислы, и…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Национальное государство и народнохозяйственная политика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Избирательное право и демократия в Германии март
Избирательное право и демократия в Германии март. г. Здесь, я, по возможности, постараюсь максимально сократить философские рассусоливания Вебера, и сконцентрироваться на фактах и четких однозначны

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги