рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Понятие гуманизма

Работа сделанна в 2003 году

Понятие гуманизма - Реферат, раздел Политика, - 2003 год - Политика и мораль в Латвии Понятие Гуманизма. Наиболее Полно И Ярко Служение Политики И Любой Другой Общ...

Понятие гуманизма. Наиболее полно и ярко служение политики и любой другой общественной деятельности личности, обществу и всему человечеству отражает принцип гуманизма. Он предполагает отношение к человеку как к высшей ценности, уважение достоинства каждой личности, ее права на жизнь, свободное развитие, реализацию своих способностей и стремления к счастью.

Гуманизм предполагает признание всех основополагающих прав человека, утверждает благо личности как высший критерий оценки любой общественной деятельности. Это универсальный, планетарный принцип. Он не разделяет людей по национальному, классовому, религиозному, кровному, родственному или какому-нибудь другому подобному принципу.

Он требует равно уважительного отношения к любому представителю человеческого рода, а также оказания помощи слабым или страдающим от бедствий людям, например беженцам, голодающим. Гуманизм в политике выражается в формах ее организации, целях и содержании, а также в средствах политической деятельности. В современных условиях наиболее гуманной формой организации политики является демократическая политическая система, базирующаяся на признании свободы и равноправия всех граждан, подконтрольности власти населению, уважении достоинства и прав человека. Применительно к целям и содержанию политики, гуманизм проявляется в ее направленности на реализацию интересов человека, повышение благосостояния и улучшение условий жизни населения, укрепление социальной справедливости и мира в государстве и на планете в целом. С этой точки зрения наиболее гуманной является политика, обеспечивающая наилучшие условия для удовлетворения потребностей и свободного развития личности.

Мораль как воплощение гуманизма Гуманизм, выражаемый в форме идей человеколюбия, с древних времен оказывал реальное воздействие на общество и политику прежде всего через нравственность, мораль в русском языке эти термины обычно употребляются как синонимы и право.

Идеи гуманизма составляют ядро, общечеловеческого понимания морали. Воплощаясь в нравственном сознании и получая положительную нравственную оценку, они становятся ориентирами и регуляторами деятельности людей, а некоторые из них затем получают юридическое закрепление в праве. Мораль особая, специфическая сфера общественной жизни, включающая сознание, нормы и реальное поведение людей, основанные на оценке любых поступков и действий с точки зрения идеалов добра блага и зла, справедливости и несправедливости. Мораль предполагает оценку общественных явлений не с индивидуальной, а с коллективной и, в первую очередь, с общечеловеческой точки зрения.

Хотя существует и мораль групповая, например сословная, классовая, профессиональная и т.п однако обычно она либо выступает как специфическое выражение и преломление общечеловеческих нравственных принципов например моральный кодекс врачей, либо является проявлением глубокого социального раскола общества мораль рабов и мораль рабовладельцев, плебса и аристократии, либо представляет собой вырождение, дегенерацию нравственности воровская мораль, либо свидетельствует о низком уровне нравственного развития общности, не поднявшейся до осознания своей принадлежности ко всему роду человеческому мораль племени людоедов, хотя в этом случае правильнее говорить лишь об обычаях и нравах как о зачатке морали. Мораль основывается на определенном понимании смысла существования, цели и предназначения человека.

Она не утилитарна для отдельных индивидов.

Соблюдение ее норм и требований не сулит им какой-нибудь непосредственной личной выгоды или пользы. Нравственное поведение отличается бескорыстностью, высокогуманной мотивацией.

Принимая во внимание вышесказанное, автор определяет мораль латвийского общества как мораль плебса и аристократии. Для примера можно привести реакцию большинства латвийских политиков, на запрос о том, чтобы при выборах в Сейм выбирать отдельных депутатов, а не партии, и проводить всенародные выборы президента. Ответ был в духе народ ещ не готов. Этическое обоснование политики. Политика должна быть нравственной, т.е. система ее идей, целей, практических действий должна быть направлена на реализацию принципов гуманизма и социальной справедливости.

Аристотель, например, связывал этику и политику и считал, что справедливость должна быть масштабом политического действия и политических состояний. Государство, по его мнению, существует ради лучшей жизни своих граждан. И только внутри этого государства люди смогут процветать, так как оно воплощает справедливость и право, выражает общие интересы граждан. Политику Аристотель считал наукой, а ее основной задачей знание справедливости.

В христианской философии Средневековья справедливость действий и суждений рассматривается как основа и критерий моральности политики, причем сама справедливость рассматривается как следование заповедям христианского учения, велениям святой церкви. Однако символ Бога как воплощение справедливости позже используется и в светской литературе. Так, российский ученый Ю. Крижанич утверждал, что из всех грехов, из-за которых правитель становится мерзким и людям и Богу, первое место занимает тиранство.

Две узды писал он кои связывают короля и напоминают о его долге, это правда и уважение или заповедь божья и стыд перед людьми. Тот же, кто не думает ни о страхе божьем, ни о стыде перед людьми, ни о славе грядущих времен тот истинный и подлинный тиран. Король не подвластен никаким людским законам, и никто не может его ни судить, ни наказывать. Однако божьему закону и людскому суждению или общему мнению он подвластен. Бронский М. В Взаимодействие политического и морального сознания.

Стр.43 С течением времени многое менялось в трактовке этических категорий, они приобретали классовое звучание, но все же мнение о том, что нравственность должна быть выше политики, оставалось. С этой точки зрения политика должна строится на объективных основаниях, высоких нравственных ценностях и организованной системе политического управления. В наше время ведется дискуссия между политическими идеалистами сторонниками морализаторства в политике и политическими реалистами о том, насколько моральной должна быть современная политика.

Политические идеалисты подчеркивают необходимость морального обоснования политики, а некоторые из них доказывают доминирующее влияние морали на политику. Сама автор работы считает, что политика всегда должна опираться на определенные моральные нормы, хотя убеждена, что оценка, которая может быть дана политике, всегда спорна и проблематична. А так же отмечает, что моральные нормы полезны и уместны в политике, но они должны быть выражены в соответствующих нормах закона.

Вместе с тем, понимая роль и значение для политики моральных норм, многие высказывают сомнение в возможности применения их современных условиях в полном объеме. Проблема современной политики в том, что правительства представляют разные группы людей, каждая из которых пытается влиять на политику в соответствии со своей выгодой и тогда мы либо видим басню Лебедь, Рак и Щука, либо подминание интересов одних в угоду другими очень трудно определить что лучше.

В современных условиях позиция отказа от нравственных критериев политики неприемлема по следующим основаниям 1. Многократно возросла цена политических решений в плане возрастания их воздействия на судьбу людей 2. В условиях демократизации резко повышается зависимость политиков от общественного мнения 3. Намного больше, чем прежде, стала информированность людей о различных аспектах принятия политических решений. Однако все это не означает, что политика стала гуманной и нравственно обоснованной.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политика и мораль в Латвии

Мораль в отличие от политики не имеет вещественных воплощений в аппаратах власти, но она как бы присутствует во всех проявлениях политики. И, к сожалению, нравственный прогресс не всегда сопровождается соответствующим… Если прогресс в политике существует, то одно из его проявлений, может быть, например, в распространении толкования…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Понятие гуманизма

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Взаимоотношения политики и морали
Взаимоотношения политики и морали. На сайте Словари и энциклопедии ON-LINE возьмм определения, которые дат большой энциклопедический словарь МОРАЛЬ от лат. moralis - нравственный -1 нравственность,

Соотношение целей и средств в политике
Соотношение целей и средств в политике. С появлением политики, чувствуется состояние напряженности между ней и моралью. Еще Аристотель проводил различие между хорошим человеком и хорошим гражданино

Взаимодействие морали и политики
Взаимодействие морали и политики. Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организуе

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги