Взаимодействие морали и политики

Взаимодействие морали и политики. Мораль и политика относительно автономны по отношению друг к другу. Разделяющая их функциональная автономия делает их отношения несимметричными. Политика организует совместную жизнь людей и их деятельность, регулирует и контролирует жизнь общества. Мораль также является регулятором моральных отношений, осуществляет оценку политики, в то время как политика не может быть критерием оценки морали.

Классовая, революционная мораль усложняет оценки политики, ибо понятие хороший плохой имеют разный смысл в политике и морали, так же как и понятия благо, добро и зло. Возникновение политики и морали обусловлены различными причинами, формы отражения политической идеологии и морального сознания также различны. Если в политике оценка дается в категориях власти, революции, диктатуры класса и т. п то нравственные воззрения находят свое выражение в категориях добра и зла, совести и чести, долга и справедливости и др. Понятия добра и зла, правил и норм поведения людей менялись от века к веку, от народа к народу.

В классовом обществе они помимо общечеловеческого содержания выражали интересы определенных классов. Если политические взгляды какого-либо класса закрепляются обычно в программе и уставе его политической партии, а правовые взгляды господствующего класса в праве, благодаря чему им придается обязательный характер, то нравственные воззрения, как правило, лишены такого рода закрепления.

Политическая идеология вырабатывается отдельными идеологами класса, нормы же морали всем обществом, в том числе представителями существующих классов. То, что делает политика, не делает мораль, поэтому их соединение оказывается столь сложным и нестойким. Мораль формируется под сильнейшим воздействием политики. Политическая элита обладает большими возможностями для насаждения угодной ей морали, используя для этого все рычаги власти, средств массовой информации, пропаганды, покупая ученых, литераторов, артистов.

Примером этому можно привести действия латвийской политической верхушки при подготовке к референдуму 20-го сентября о вступлении Латвии в ЕС. Совершенно односторонне, т.е. за вступление, нас всех агитировали известные люди, артисты и т.п. Причм мнение противоположное можно было прочитать только в некоторых печатных изданиях, радио и телевидение работало только в одну сторону.

Это воздействие может создавать атмосферу нравственного воодушевления, использовать моральный фактор в политике, а может создавать моральный смог, подрывать нравственные устои нации, чтобы ослабить противодействия масс неугодных политике. Однако ведущее воздействие политики отнюдь не означает отрицание морали как особой формы общественного сознания. Недопустимо смешение политики и морали. Коренной вопрос о власти может быть решен только политической борьбой.

Решение политических проблем не всегда укладывается в нормы нравственности. Особенно часто нарушается заповедь о неприкосновенности жизни и собственности человека, его прав и свобод. Тем не менее политика, как правило, не покушается на пересмотр норм нравственности, другое дело, что политики могут применять эти нормы в одном случае, а в другом случае совершенно про них забывать. Нравственная оценка политических решений и личности политика. Политические решения принимаются органами государственной власти, политическими лидерами, руководителями.

Политические лидеры, по мнению некоторых авторов это персонифицированные массовые желания, ожидания и эмоции. Нравственные образцы в политике это образ желаемого я, каким хотелось бы быть, какой хотелось создать. Это должны быть нестандартные, выдающиеся личности, которые могут стать образцами поведения. В принятии политических решений учитывается, что политика имеет дело с объективными реальностями природными, экономическими, биологическими, межгосударственными и т. п Политик, принимающий решения, имеет дело с конкретными людьми только в конечном счете. Следовательно, нравственное обоснование политических решений будет иметь самую общую характеристику в виде соответствия их общечеловеческим ценностям, принципам гуманизма, свободы и т. п. Политический выбор стратегического характера должен быть всесторонне фундаментирован, в том числе и с нравственной точки зрения, а именно как это отразится на нравственном здоровье общества.

Политика аккумулирует интересы миллионов людей.

Но она не может игнорировать интересы личности. В разработке политических решений проявляются такие качества политических лидеров, как интеллект, умение прогнозировать последствия принимаемых решений, отношение к своему долгу и др. Если при принятии решения возникает коллизия между моралью и возможными политическими результатами, долг политика максимально ориентироваться на нравственные критерии. Нравственной оценке подвергаются и результаты политических решений. Эта оценка учитывает, какими методами проводится политика и каковы последствия политических решений для людей.

Могут оцениваться только общие итоги политики. Скорее всего, нельзя возложить моральную ответственность на политику за каждую личность, попавшую в жернова политической машины. Такой ответственности не может вынести ни один человек. Власть сильнейшим образом воздействует на личность политика и, как правило, не в лучшую сторону. Власть, будучи бесконтрольной, способна не только деформировать нравственные и психологические основы личности, но и провоцировать его полную деградацию.

Необязательность, недобросовестность, некомпетентность и безграмотность аморальны в политической деятельности. Политика всегда была, есть и будет сферой морали и особенно опасной социальной безнравственности. Несоответствие политических и нравственных действий и состояния сознания расхождение слова и дела, запроса и отклика на него, надежды и обещания, правды и лжи и пр.также безнравственны.

Политика это искусство предвидения, область продуманных шагов, мер, маневров, компромиссов, расчетов, но и хитрости, обмана, заигрывания, большой, но не всегда честной игры. И сегодня честность, искренность, высокая нравственность с великим трудом утверждаются в политике. Карьеристы, авантюристы, экстремисты, деляги и махинаторы наиболее опасны для политики, часто находят пути проникновения в нее. Переход к честной политике, характерной для настоящего гуманного общества длинный и трудный процесс.