Анализ политической культуры. Поведенческий подход.
Когда в середине 70-х годов бихевиоризм подвергся критике, ведущим исследователям политической культуры, опиравшимся на поведенческий подход, вменялась в вину именно попытка создания "научной теории демократии" (4, с. 12). Оппоненты полагали, что поведенческий подход к политической культуре как раз не является научным, ибо согласно ему именно межличностные отношения определяют долгосрочную поддержку той или иной политики.
Характерное для бихевиоризма рассмотрение маленьких социальных единиц как больших Х.Эйлау назвал "ошибкой олицетворения" . Односторонняя приверженность бихевиоризму проявилась и в другом недостатке политико-культурных исследований. Поддержка официальной политики населением доказывалась просто существованием и функционированием конкретных властных институтов.
Так, легко было заявить, что органы власти в Советском Союзе в своей деятельности выражают ценностные предпочтения народных масс, ибо обосновать обратное невозможно. Авторам "Гражданской культуры", кажется, и не приходила в голову идея, что индивид может счесть выгодным скрывать свои истинные политические чувства как от официальных властей, так и от интервьюеров. К этой методологической ошибке добавлялась и другая: зачастую реальность существования определенной политической культуры доказывалась на примере характерного для нее типа поведения, а последний в свою очередь объяснялся спецификой той же самой политической культуры.
Наконец, недостатком модели гражданской культуры было признано и преувеличение прочности связи между политическими институтами и политической культурой, что, как уже подчеркивалось, просто оставляло непонятным существование в системе альтернативных политико-культурных ценностей. В коммунистических обществах, по этой логике, вообще отсутствовали какие-либо культурные ценности, отличные от государственных.
Согласно мнению одного из приверженцев рассматриваемого направления, только те ценности реальны, которые выражены публично и "переданы, изучены и широко распространены в течение существенного периода времени" . Возможно, наиболее серьезный вызов поведенческому подходу был брошен "интерпретирующей теорией", поставившей под сомнение ставшее традиционным понимание "политической культуры" как совокупности способов поведения в политике. К ее рассмотрению вернемся в завершающей части статьи.
Сейчас же перейдем к вопросу о том, как господствующий подход к политической культуре был использован западной советологией. 4.2. Субъективистский подход. Естественное поле