рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Легальность и легитимность политической власти

Работа сделанна в 2006 году

Легальность и легитимность политической власти - Курсовая Работа, раздел Политика, - 2006 год - Политические партии и современные лидеры России Легальность И Легитимность Политической Власти. Легальность Легальная ...

Легальность и легитимность политической власти.

Легальность Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений с помощью установленных законом процедур. Легальная власть - это политическая власть, носящая правовой характер.

Она называется еще разумно узаконенной, поскольку господство связано с верой в правильность юридических норм и необходимость их выполнения. Подчиненные следуют обезличенным нормам, принципам и правилам, поэтому они подчиняются лишь тем, кто наделен соответствующими полномочиями. Один руководитель может проявлять себя как выдающаяся личность, быть даже харизматическим, но подчиняться будут другому - серому, не выдающемуся, но поставленному сверху.

Часто бывает и так, что подчиненные моментально перенастраиваются, когда начальником отдела назначают нового руководителя, хотя со старым они проработали 20 лет и он вроде бы является для них традиционным лидером. Уволенному и любимому начальнику они выразят сочувствие и горячую поддержку, но его приказы уже никто выполнять не будет. Это признак того, что в данном общее верховодит всем не традиция или харизма, а закон, приказ, постановление.

В демократическом государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Легитимность здесь основана на доверии граждан к устройству государства, а не к отдельной личности. При легальном типе власти каждый служащий получает фиксированное жалованье. Легитимность Важное значение для политической стабильности и поддержки лидеров имеет концепция легитимности законности власти. Законность власти можно определить как степень естественного признания населением страны системы, к которой она принадлежит.

Государство может быть легитимным, если граждане чувствуют, что оно оправдывает их надежды. Власть обретает законность тремя способами 1 благодаря традиции, иначе говоря, благодаря тому, что она всегда обладала законностью. Правооснование власти в монархическом обществе принадлежит к этому типу, в силу признания правомерности системы законов, в условиях которой субъекты пришли к власти и отправляют свои обязанности 2 на базе харизмы, веры в руководителя, которому приписывают выдающиеся личные достоинства возможен элемент обожествления. Такая вера может возникнуть в результате появления лидеров, имеющих исключительный талант. 3 на принципе рациональности, с помощью которого устанавливается политическая власть.

Для поддержки властей и режима очень важно утвердить в обществе сознание законности власти, ее носителей. Именно вера в законность режима обеспечивает стабильность политической системы, всех властных отношений.

Объектами легитимности выступают политические элиты, административный персонал, нормы и структуры режима. Источниками легитимности являются основополагающие идеологические принципы, приверженность структуре и нормам режима, преданность конкретным авторитетам. Показателями легитимности являются уровень принуждения, применяемый для проведения политики в жизнь наличие попыток свержения правительства или лидера сила проявления гражданского неповиновения, а также результаты выборов, референдумов, массовость демонстраций в поддержку власти оппозиции. Политические отношения на определенных этапах развития могут привести к кризису легитимности, корни которого следует искать в характере изменений в обществе.

Кризис легитимности чаще всего возникает тогда, когда статусу основных социальных институтов грозит опасность, когда прогрессивные требования основных групп общества не воспринимаются политической системой. Кризис может возникнуть и в обновленной общественной структуре, если системе в течение длительного времени не удается оправдать надежды широких общественных слоев.

Для поддержания законности власти используются различные средства и методы изменение законодательства и государственного управления создание такой политической системы, законность которой основана на традициях харизматические лидеры успешное осуществление государственной политики и программ поддержание законности и правопорядка в стране. Функционирование политических систем свидетельствует о том, что все они сталкиваются с проблемами законности, успешное решение которых укрепляет жизнеспособность политических институтов, обеспечивает стабильность и эффективность их функционирования.

Очевидно, некоторые государства исчезли с политической карты мира потому, что им не удалось справиться с проблемами легитимности. 1.2.4. Проблемы осуществления политической власти в России. Проблема разделения властей. Сегодня, по-прежнему, остается сложной социально-политической проблемой взаимодействие разделенных властей.

Формально разделение властей конституцией предусматривается, но власть президента, как главы государства, или вбирает в себя ряд важнейших функций других ветвей власти, или позволяет осуществлять нейтрализацию нежелательных для себя тенденций в структурах законодательной, исполнительной и судебной властей. Крайне важной проблемой остается и разделение власти внутри самих автономных ветвей власти. Речь идет, например, о распределении функций и компетенции внутри правительства, разделение парламентов на палаты, представляющие либо разные интересы национальные и общенародные, а также партийные и социальные ориентации, либо разделенные по уровню компетенции, функциям, представительству и т. д. Краеугольную роль в системе разделения власти имеет выделение в сфере судебной власти внешнего контрольного органа - конституционного суда, играющего роль арбитра в отношениях между ветвями власти.

Это - один аспект проблемы.

Другой же, может быть, еще более важный и характерный для России особенно периода нынешних преобразований, состоит в том, что разделение власти происходит не только на официальном уровне. Власть разделяется также между легальными и открытыми структурами и скрытыми, хотя и легальными. Это деление обычно происходит двояким образом на скрытые действия легальных организаций негласные распоряжения, приказания, решения министров, мэров и губернаторов, скрытые, но весьма конкретные акции парламентских фракций и или групп депутатов, закулисная борьба в парламентах и т. д. на длительно существующие официальные, но, по существу, законспирированные организации органы безопасности, разведки, контроля и др подлинная роль которых в политике скрыта иногда и от ее формальных субъектов влиятельные лица в парламентах, министерствах, так называемые тайные правящие силы и т. д Любая ветвь власти или ее представители фактически могут делиться влиянием, полномочиями и функциями со сферой нелегальных, теневых и даже противоправных структур.

Речь идет, например, о сращивании теневой экономики, коррумпированных судей, парламентариев, министров и т. д то есть о создании мафиозных групп.

В периоды общественных и политических кризисов все формы скрытого влияния и перераспределения властных полномочий официальных государственных и нелегальных структур могут стать не только весьма распространенными, но и крайне социально опасными. Перераспределение законодательной, исполнительной и судебной власти со скрытыми структурами создает условия для криминализации политики, репрессивных акций, давления на гражданское общество, а в самых крайних проявлениях - для дестабилизации политической ситуации, верхушечных заговоров и даже переворотов.

Коррупция в органах власти. Уровень коррупции составляет фактически второй бюджет страны, т.е. в стране существует второе - теневое - налоговое министерство. Бизнес живет, по сути, не по законам, а по воле чиновников.

Законы, принимаемые на федеральном уровне, по большому счету не работают. Их многообразие, бессистемность, противоречивость, декларативность, нечеткость, обилие отсылочных норм не способствуют подъему экономики, развитию политического процесса. Криминальный подход к определению сущности российского государства имеет несколько разновидностей государство коррумпированное, государство мафиозное, государство организованно-преступное. Вывод о коррумпированной сущности государства обосновывается высоким уровнем взяточничества, злоупотребления служебным положением, хищениями и т. п. Действительно, по рейтингу коррумпированности чиновников и политиков Россия сегодня находится в десятке самых неблагополучных стран мира, соседствуя с такими государствами, как Венесуэла, Камерун, Индия и Индонезия.

Действительно, влияние на властные структуры государства основных финансовых групп очень сильно. Оно осуществляется несколькими путями вхождение олигархов во власть В. Потанин, Б. Березовский и др делегирование на министерские посты представителей олигархии, все большая зависимость правительства от финансовых ресурсов, контролируемых олигархией, и т.п. Олигархи настояли на создании так называемого Совета экономического взаимодействия. В него должны были войти десять представителей деловых кругов и столько же представителей правительства.

Совет должен был выработать рекомендации правительству по вопросам экономической политики. Смена правительства не позволила им учредить этот орган.

Проблема российского федерализма. Верно утверждение, что реформы в России пойдут только тогда, когда реально заработает полноценное местное самоуправление. В России трехуровневая федерация - Центр, органы государственной власти субъектов Федерации, местное самоуправление. Местная власть законодательно задумывается двухуровневой на первом - сельские и городские поселения, на верхнем - муниципальный район или городской округ, состоящие из нескольких поселений. Но в целом реформа местного самоуправления может быть реализована либо в интересах людей как подлинное самоуправление - самоуправление граждан на территории проживания, либо в интересах государства как обеспечение контроля за действиями поселений. В последние годы постоянно снижается доля регионов в консолидированном бюджете, т. е. происходит обескровливание бюджетов субъектов Федерации, муниципальных образований.

Высказывается мнение, что необходимо не вести речи о выравнивании условий жизни населения разных регионов посредством бюджетных вливаний и перераспределения средств через федеральный бюджет, а вырабатывать механизмы, способствующие преодолению их отсталости, повышению уровня финансовой обеспеченности, уменьшению бюджетной зависимости на базе динамичного развития экономики регионов.

И это - именно одна из главных задач государства. В то же время, необходима выработка и общегосударственных минимальных социальных стандартов, финансирование которых из федерального бюджета с учетом особенностей субъектов Федерации должно составлять основу муниципальных бюджетов.

Иначе постоянное и растущее отсасывание денег из регионов и местных органов власти может привести - да местами уже и приводит - к социальному протесту. Если рассматривать организацию местного самоуправления как фактор формирования гражданского общества, то нужно, прежде всего, иметь в виду, что примерно на 70 территории страны сегодня оно попросту отсутствует. И у властей это особых проблем, казалось бы, не вызывает.

Более того, в самом реформировании-то многие из власть предержащих не ахти, как и заинтересованы. Прежнее, хотя и ущербное, самоуправление в виде Советов распалось, а нового так и не было создано за все годы преобразований. Нынешние губернаторы, в большинстве своем, естественно, против развития самоуправления мест, ибо сами уже привыкли все держать в собственных руках и ни о каком перераспределении власти не хотят и слышать. В некоторых регионах, например, областная власть вообще стремится отобрать у органов местного самоуправления реальные права распоряжаться существенной частью имущества и управление финансами.

Правительство Российской Федерации, настроенное решать лишь тактические задачи, также не видит необходимости развивать местное самоуправление, ибо становление последнего потребует каких-то шагов в поддержку, т. е. создания механизмов, в чем-то заменяющих его собственные действия. Относительно же стратегии развития страны правительство само еще никак не может определиться, а не то, чтобы растолковать это обществу.

Проблема политической активности населения. Общим местом является тезис, согласно которому демократические преобразования в стране не могут быть реализованы без самой активной поддержки населения. В обществе все более растет понимание того, что выход, рывок, видимо, невозможны без значительной активизации масс, пробуждения населения от спячки, в которой оно пребывает. А ведь это означает совсем иную политику. Это означает прямое обращение власти к нации, объяснение народу, в каком положении страна, что к этому привело, предложение обсудить ситуацию, совместно найти оптимальные пути выхода.

Только тогда возможно рассчитывать на активную поддержку людей. А иначе все попытки осуществления преобразования превращаются в насильственное осчастливливание народа, что мы уже проходили. Принадлежит ли власть народу, много ли народовластия в России? Едва ли не все принципы, права и свободы, составляющие неотъемлемые черты современной демократии, признаны и зафиксированы Конституцией и другими правовыми актами Российской Федерации.

Это и суверенитет народа, и признание человека высшей ценностью, верховенство закона, равенство всех граждан перед судом, плюрализм интересов и взглядов. Однако фактов этому мало. Кризисные ситуации в различных сферах экономической, политической, идеологической, судебно-правовой и т. п. тому подтверждение. Государственная власть принадлежит государству, его органам.

Ее реальные рычаги находятся в руках узкой группы людей, преимущественно из окружения главы государства. Между кланами и должностными лицами, принадлежащими к той или иной группировке, ведется борьба. Властные полномочия используются произвольно. Это влечет за собой отчуждение общества от власти. Оно возникает вследствие одностороннего подчинения граждан правилам и предписаниям, регламентирующим их повседневную жизнь. Фактически власть не гарантирует индивидам неприкосновенность их гражданских прав. Мы находимся в парадоксальной ситуации, когда, с одной стороны, существует сильное отчуждение народа от власти, а с другой - массы людей возлагают надежды не на себя, а исключительно на государство.

Причем не только больные, пенсионеры, но, к примеру, и те, кто добывают нефть, золото и алмазы. 1.3. Понятие государства и гражданского общества. 1.3.1. Происхождение и признаки государства. Происхождение Государство появилось на исторической сцене 5-6 тыс. лет назад и с тех пор постоянно эволюционировало.

Почему же раньше, причем очень долго, люди могли обходиться без раздутого госаппарата, полиции и армий? Причин тому много. Одна из них очевидна - небольшая плотность населения. В первобытное время небольшие группы людей по 40-60 человек разбредались по огромным территориям в поисках провианта. Они встречались лишь тогда, когда надо было осуществить торговый обмен, кого-то женить на представителе другой группы или оттеснить со своей территории. За 10-15 тыс. лет численность людей выросла в тысячу раз, людям труднее стало жить в переполненном пространстве, и они придумали государство.

Государство - это организация суверенной политической власти, действующая на территории страны, использующая право и специальный аппарат принуждения для обеспечения безопасности населения и прав граждан, для управления страной. Его признаки 1 отделение публичной власти от общества, ее несовпадение с организацией всего населения, появление слоя профессионалов - управленцев 2 территория, очерчивающая границы государства.

Законы и полномочия государства распространяются на людей, проживающих на определенной территории 3 суверенитет, т. е. верховная власть на определенной территории. В обществе много видов власти, но высшей должно обладать государство, решения которого обязательны для всех граждан. Лишь ему принадлежит право на издание законов 4 монополия на легальное применение силы или физическое принуждение, для чего у государства имеются специальные средства и органы - армия, полиция, службы безопасности, суд, прокуратура 5 право на взимание налогов, которые идут на содержание многочисленной рати служащих и финансирование государственной политики оборонной, экономической, социальной 6 обязательность членства в государстве - гражданство.

В отличие от партии или профсоюза, где пребывание добровольное, гражданство человек получает с момента рождения 7 представительство от имени общества в международных организациях и событиях.

Государство выступает субъектом международных отношений. В международном праве выделяются три минимальных признака государства территория объединенный правовым союзом народ граждане, гражданство суверенная власть, распространяющаяся на всю или большую часть территории страны. Государство считается существующим, если у него есть особая система органов и учреждений, выполняющих функции государственной власти право, закрепляющее определенную систему норм, санкционированных государством определенная территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства. 1.3.2. Исторические формы и функции государства.

Исторические формы государства Существует много классификаций выделения исторических форм государства. Но самой лучшей признана типология Аристотеля. Он выделял три основные формы монархию, аристократию, демократию и три извращённые, означающие упадок или искажение первых - тиранию неограниченная монархия, превращающаяся в автократию, олигархию неограниченная аристократия, охлократию неограниченная демократия, анархия. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь.

При демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе способа жизни. Суверенитет означает, что законным источником власти выступает именно он, народ. Демократия основана на признании народа в качестве источника власти. Главные принципы демократии - власть большинства, равноправие граждан, защищённость их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов.

При демократии правительство - это совокупность выбранных народом высших руководителей, которые для лучшего отправления государственных дел нанимают штат чиновников. Таким образом, народ не только выбирает, но и оплачивает руководство. Стало быть, демократия означает свободу не только в выборе политического режима, но и в определении размеров налога, который берётся с граждан.

Через налоги граждане оплачивают услуги аппарата управления, поэтому только они вправе определять, справляется со своей задачей этот аппарат или нет. Три правильные основные формы правления - монархию, аристократию, демократию - можно объединить в одну и назвать её республикой. Под республикой понимается форма правления, при которой глава государства например, президент избирается населением или специальной избирательной коллегией. Законодательная власть принадлежит выборному представительному органу парламенту. В республике сочетаются элементы демократии, аристократии и монархии.

В самом деле, страной правит один человек монархическое начало, но его власть ограничивается законодательным органом, парламентом, представляющим собой группу лучших и благородных граждан, которых выбирает всё или большинство народа демократия. В республиках источником власти выступает народное большинство, а высшие органы государства избираются гражданами.

Классическим примером республиканского устройства государства является Древний Рим. Именно он послужил образцом для последующих форм правления подобного типа в Европе. Коротко охарактеризуем извращенные формы правления. Автократия - форма государственного устройства, при котором глава государства соединяет в себе законодательную и исполнительную власть, то есть полновластием. Олигархия - режим, при котором политическая власть принадлежит узкой группе лиц богачей, военных и т. п Охлократия - в древнегреческих учениях о государстве - господство толпы. Это вид демократии, при которой государственное управление основано не на законах, а исключительно на меняющихся прихотях толпы, постоянно попадающей под влиянием демагогов. Функции государства Основные функции современного государства принято разделять на внутренние и внешние.

К внутренним функциям относятся А защита сущёствующего способа производства, экономической и социальной систем Б подавление классовых противников в обществах, разделенных на классы с противоположными интересами В управление экономикой в странах социализма либо регулирование хозяйственной деятельности в капиталистических странах Г охрана общественного порядка и поддержание дисциплины Д регулирование социальных отношений Е культурно-воспитательная, идеологическая деятельность и т. п. Внешние функции составляют - защита интересов данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами на международной арене - обеспечение обороны страны либо военной и политической экспансии в отношении других государств - развитие нормальных отношений с другими государствами - развитие взаимовыгодного сотрудничества на основе принципов мирного сосуществования. 1.3.3. Гражданское общество понятие, сущность и история развития.

Понятие Гражданское общество - это совокупность социальных образований групп, коллективов, объединённых специфическими интересами экономическими, этническими, культурными и т. д реализуемыми вне сферы деятельности государства.

В теоретических исследованиях гражданского общества его сущность интерпретируется по - разному.

Одни авторы используют понятие гражданское общество в качестве характеристики определённого состояния социума. При такой трактовке гражданское общество идентифицируется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности. Другое толкование гражданского общества связано с представлением о нём как об определённой сфере социума - сфере внегосударственных отношений и институтов.

Государство создаёт те или иные, благоприятные или неблагоприятные, условия для функционирования автономной частной сферы и таким образом влияет на её жизнь. История развития Термин гражданское общество можно найти и у античных авторов, и в литературе европейского средневековья, и в трактатах Нового времени. Исходные категории в осмыслении гражданского общества заимствованы из обихода Древней Греции и Древнего Рима. Однако самого этого явления в античном мире не было, и быть не могло - полития по определению представляла собой нерасчленимо слитное существование общества и государства, гражданина и политика.

В недрах средневекового общества уже вызревали субъекты будущего гражданского общества монашеские ордены, ремесленные корпорации, купеческие гильдии и т. д. Первые гильдии появляются в Европе около 1100 г. Основными принципами, их скреплявшими, были солидарность, взаимопомощь, чувство профессиональной и групповой чести, общее понимание справедливости.

В рамках западного ареала происходило уникальное взаимодействие, взаимоналожение нескольких исторических тенденций и культурных традиций античности и христианства 55, 52 . В результате гражданское общество на Западе сложилось как система независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны обеспечить условия для самореализации отдельных индивидов и коллективов, реализации частных интересов и потребностей. При применении понятия гражданского общества к неевропейским социумам распространены два подхода. В соответствии с первым процесс формирования гражданского общества в незападных странах целиком приписывается западному влиянию, рассматривается как часть процесса вестернизации.

Согласно второму подходу, вообще не имеет смысла говорить о гражданском обществе вне западного мира, поскольку оно является уникальным продуктом западной цивилизации. Хотя на Западе и Востоке происходили сходные процессы, только имели они разную степень интенсивности и различающиеся формы.

Семья, община, конфессиональные объединения, профессиональные группы, неформальные коллективы и т. п. существовали в традиционных обществах Востока точно так же, как в средневековой Европе. Они стремились защищать свои групповые или корпоративные интересы в принципе теми же способами, что и европейские города, гильдии или коммуны. Для периода европейского средневековья было характерно сравнительно мягкое государство, что объяснялось кризисом римской имперской традиции и римского универсалистского наследия.

Попытки создать второй Рим Карл Великий, Гогенцоллерны не увенчались успехом. Отсюда - специфика европейского феодализма, определённая фрагментарность европейских обществ, борьба пап с императорами, возможность автономии городов и т. п. Неевропейские общества не отличались столь широким плюрализмом. Государство играло в них гораздо более значительную роль, стесняя самодеятельность общества.

Империи на Востоке в позднем средневековье и новом времени существовали не только в идее, но и в реальности. Тем не менее, процессы, параллельные вызреванию гражданского общества в Европе, в незападных регионах всё же происходили - Япония, Китай, Индия 55, 56 . По характеру доминирующей роли государства Россия ближе к восточному типу обществ, но в России эта роль в силу ряда исторических, природно-географических и геополитических причин была выражена ещё рельефнее, чем в других странах 55, 57 -59 . 1.3.4. Взаимодействие государства и гражданского общества.

Существуют две основные дистинкции о взаимодействии государства и гражданского общества. Ш Гражданское общество как сфера, отличная от государства. Это разграничение сопровождается различными оценками. Скажем, у Гегеля гражданское общество находится где - то посередине между семьёй и государством. Государство представляет собой более высокую ступень, нежели институты гражданского общества. Примерно такой же подход у И. Бентама, Ж. Сисмонди, Л. фон Штейна.

Ш Но существует и другая тенденция - возвышение гражданского общества над государством Т. Спенс, Т. Ходжскин, Т. Пейн. Она особенно ярко выражена у Томаса Пейна, для которого государство есть просто необходимое зло, и чем меньше будет сфера его воздействия, тем лучше. В умеренной форме эта позиция характерна также для А. Токвиля и Дж. С. Милля. Но в реальной жизни государство и гражданское общество как были, так и остаются достаточно тесно связанными.

Гражданское общество достигает расцвета только в условиях демократии, а последняя формируется, развивается и сохраняется лишь на прочной основе гражданского общества. Чем более развито гражданское общество, тем больше оснований для установления демократических форм государства. И наоборот, чем менее развито гражданское общество, тем более вероятно существование авторитарных и тоталитарных режимов государственной власти. Также гражданское общество осуществляет действенный контроль над государством, но и государство умеряет частные или корпоративные интересы гражданского общества. Гражданское общество предполагает сбалансированный взаимоконтроль, взаимоограничение государственных и негосударственных органов и движений, чтобы деятельность государственных органов всегда была в поле зрения негосударственных, а последние, в свою очередь, сообразовали свою деятельность с законом и учитывали объективные потребности государства. 1.3.5. Государство и гражданское общество в России.

Россия - демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Ценностный смысл идеи правового государства состоит в утверждении суверенности народа как источника власти, гарантированности его свободы, подчинении государства обществу.

Как раз эти положения и закреплены в конституции Российской Федерации во второй и третьей статьях. Основополагающими принципами правового государства являются верховенство правового закона, господство закона во всех сферах общественной жизни. Закон, принятый верховным органом власти при строгом соблюдении всех конституционных процедур, не может быть изменён, отменён или приостановлен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партийных органов, сколь бы высоки и авторитетны они ни были. Вся общественная деятельность осуществляется в строгом соответствии с законами, закреплёнными конституцией правового государства.

Реальность прав и свобод граждан. Этот принцип состоит в признании, утверждении и надлежащем гарантировании прав и свобод человека и гражданина.

Причём предполагается, что права и свободы человека не являются неким даром властей, а принадлежат ему от рождения. Взаимная ответственность государства и личности. Этот принцип выражает нравственные начала в отношениях между государством как носителем политической власти и гражданином как участником её осуществления. Государство путём издания законов берёт на себя конкретные обязательства перед гражданами, общественными организациями, другими государствами и всем международном сообществом.

Не менее важна и ответственность перед обществом и государством. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Данный принцип имеет целью исключить монополизацию власти в руках одного лица, органа или социального слоя и обеспечить соответствие всей системы публичной власти требованиям права и их последовательного соблюдения. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов.

К ним относятся суд, прокурорский надзор, арбитраж. Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы, но и создаёт разветвлённый механизм социально - правовой защищённости человека. В целом механизм обеспечения прав и свобод человека - это система взаимосвязанных форм и средств нормативных, конституциональных и процессуальных, обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию определённых прав и соответствующих обязанностей.

Сущность правового государства заключается в обеспечении всеобщего блага и блага отдельного человека. Это обусловливает общие принципы устройства и деятельности такого государства открытость государственной власти, её демократизм и либерализм, приверженность гражданскому миру и социальному согласию, социальной справедливости и солидаризму, предоставление всем равных возможностей, широкая социальная защита населения. Для создания крепкого правового государства Россия должна преодолеть тяжелое наследие тоталитарной системы.

В России гражданское общество лишь начинает формироваться, моральная деградация людей, неизбежная в посттоталитарном обществе, порождает глухоту по отношению к обездоленным и не способствует решению острых социальных проблем. Разрушение тоталитарного общества и переход к рыночным отношениям привели не только к развалу старых экономических структур, но и потере привычных духовных ориентиров - справедливости, равенства, нравственности. Всё это привело к тому, что в настоящее время у нас отсутствует представление о контурах общества, которое мы хотим создать.

В частности, нет ясности относительно позиции государства по отношению к гражданину в условиях перехода к рынку. Серьёзные ошибки, допущенные в процессе реформирования российского общества, привели к снижению экономического потенциала страны, к крайней поляризации общества, ухудшению жизненных условий большинства населения. И хотя по конституции Россия является правовым государством - это только программная установка, для осуществления которой потребуется длительная и напряжённая работа.

Гражданское общество ещё до конца не сформировалось в России. Многие его элементы предстоит создавать во многом заново. Можно выделить наиболее принципиальные направления становления гражданского общества в современной России v Формирование и развитие новых экономических отношений, включающих плюрализм форм собственности и рынок, а также обусловленной ими открытой социальной структуры общества v Появление адекватной этой структуре системы реальных интересов, объединяющих индивидов, социальные группы и слои в единую общность v Возникновение разнообразных форм трудовых ассоциаций, социальных и культурных объединений, общественно - политических движений, составляющих главные институты гражданского общества v Обновление взаимоотношений между социальными группами и общностями национальными, профессиональными, региональными, половозрастными и др. v Создание экономических, социальных и духовных предпосылок для творческой самореализации личности v Формирование и развёртывание механизмов социальной саморегуляции и самоуправления на всех уровнях общественного организма.

В отличие от стран Запада современное российское государство имеет дело не со структурированным обществом, а, с одной стороны, с быстро формирующимися элитарными группами, с другой - с аморфным, атомизированным обществом, в котором преобладают индивидуальные потребительские интересы.

Сегодня в России гражданское общество не развито, многие его элементы вытеснены или заблокированы, хотя за годы реформирования произошли существенные изменения в направлении его формирования.

Современное российское общество является квазигражданским, его структуры и институты обладают многими формальными признаками образований гражданского общества. В стране насчитывается до 50 тыс. добровольных объединений - потребительских ассоциаций, профессиональных союзов, экологических групп, политических клубов и т. п. Однако многие из них, пережив на рубеже 80 - 90 - х гг. короткий период бурного подъёма, в последние годы бюрократизировались, ослабели, утратили активность.

Рядовой россиянин недооценивает групповую самоорганизацию, а наиболее распространённым социальным типом стал индивид, замкнутый в своих устремлениях на себя и свою семью. В преодолении такого состояния, обусловленного процессом трансформации, и состоит специфика современного этапа развития. 1.4. Демократия как форма общественной власти. 1.4.1. Понятие демократии.

Исторические формы демократии. Понятие Слово демократия происходит от двух греческих слов демос - народ и кратос - сила, правление. Демократия обозначает такое устройство, при котором все граждане управляют своим собственным распорядком жизни, определяют и влияют на общественную жизнь. Говорят ещё о том, что при демократии народ суверенен, т. е. независим от властей в выборе своего способа жизнедеятельности. Суверенитет также означает, что законным источником власти выступает именно народ.

Термин демократия употребляется также применительно к организациям и деятельности политических и социальных институтов например, партийная демократия, производственная демократия. Лоренс Питер даёт такое определение демократии Демократия - это процесс, в ходе которого люди свободно выбирают козла отпущения. А Генри Луис Менкен считает, что Демократия - это теория, согласно которой простые люди знают, чего хотят, и должны получить это без всякого снисхождения. Исторические формы демократии Несомненно, первым историческим типом демократии является первобытная.

Она возникла раньше всего и сохранилась до сих пор в небольших племенах, заброшенных где-то далеко в джунглях Амазонки или в труднодоступных районах Новой Гвинеи. Их описание и анализ донесли до нас антропологи. Чаще всего их именуют потестарными системами власти и вождествами. Вторым историческим типом демократии являлась античная, прежде всего древнегреческая.

Если первобытная являлась демократией для всех, то античная - для избранных. Политические выгоды она сулила лишь так называемым свободным гражданам. Третьим историческим типом демократии является американская - самая развитая из всех когда-либо существовавших. Её недостатки, которые, в частности, обнаружились на президентских выборах 2001 г чуть не приведшие к политическому кризису, свидетельствуют о том, что это постоянно развивающаяся, быстро меняющаяся, а значит, живая политическая система.

Она тиражирована во многих странах мира, прежде всего в англосаксонском мире. Хотя западноевропейские или азиатские варианты демократии в чем-то отличаются от американского оригинала, именовать их самостоятельным историческим типом нельзя на том основании, что сходства между ними больше, чем различий. Четвертым историческим типом демократии надо считать российскую. Она отличается от всех предыдущих большим вкраплением авторитарных элементов, централизацией власти и некоторыми другими важными чертами.

Ее называют несовершенной, нецивилизованной, варварской демократией. Но все это оценочные критерии, которые никак не могут прояснить существа дела. А суть дела заключается в том, что мы имеем дело именно с демократией, но только особым, четвертым типом. Специалист в области сравнительной политологии Д. Каган, сравнивая исторические типы демократии, анализируя характер демократии в человеческой истории, утверждает, что Афины и Соединенные Штаты являются единственными демократиями, которые просуществовали более двухсот лет каждая 18,226 - 227 . Хотя греки и придумали термин демократия и разработали основы теории демократии, но реальная демократия появилась только в XX в т. е. спустя 2500 лет после них. Демократия неустойчива, т. к. очень чувствительна к любым экономическим невзгодам.

Стоит ухудшиться материальному положению простого народа, как он тут же ищет сильного лидера, который сулит золотые горы. Расплатой за иллюзии становится тирания. 1.4.2. Современные формы демократии либеральная, плюралистическая, коллективистская демократия.

Либеральная демократия - система демократии, основанная на многопартийной системе в сочетании с рыночной системой в сфере экономического производства. Идейно-политический либерализм предшествовал либеральной демократии. Его основоположники Дж. Локк и Ш. Л. Монтескье сформулировали такие основополагающие принципы политического либерализма, как приоритет индивидуальной свободы, базирующийся на принципах естественного права, отделение государства от гражданского общества, разделение властей.

На основе этих принципов идеи демократии как народовластия наполнялись либеральным содержанием. Стержневыми идеями в теориях либерализма являются политическое равенство и представительное правление. Идея о прирожденных, неотчуждаемых правах человека на жизнь, свободу и частную собственность выступает центральной в либеральных концепциях. Частная собственность рассматривается как основа индивидуальной свободы, а свобода - как необходимое условие самореализации личности.

Отсюда вытекает апология демократического индивидуализма и трактовка общества, как совокупности равноценных и независимых личностей. Так возникает идея государства как ночного сторожа, основная функция которого сводится к защите частной собственности, свободы и неприкосновенности личности. Либеральная демократия обладает следующими свойствами 1 Реальная власть принадлежит - как фактически, так и в соответствии с конституционной теорией - выборным чиновникам и назначаемым ими лицам. 2 Исполнительная власть ограничена конституционно, а ее подотчетность обеспечивается другими правительственными институтами независимой судебной властью, парламентом, омбудсменами, генеральными аудиторами . 3 В либеральной демократии не только не предопределены заранее результаты выборов, не только при проведении последних велика доля оппозиционного голосования и существует реальная возможность периодического чередования партий власти, но и ни одной придерживающейся конституционных принципов группе не отказано в праве создавать свою партию и принимать участие в избирательном процессе даже если заградительные барьеры и другие электоральные правила не позволяют малым партиям добиваться представительства в парламенте . 4 Культурным, этническим, конфессиональным и другим меньшинствам, равно как и традиционно дискриминируемым группам большинства не запрещено законом или на практике выражать собственные интересы в политическом процессе и использовать свои язык и культуру. 5 Помимо партий и периодических выборов, имеется множество других постоянных каналов выражения и представительства интересов и ценностей граждан.

Такими каналами являются, в частности, разнообразные автономные ассоциации, движения и группы, которые граждане свободны создавать и к которым вправе присоединяться. 6 В дополнение к свободе ассоциации и плюрализму, существуют альтернативные источники информации, в том числе независимые средства массовой информации, к которым граждане имеют неограниченный политически доступ. 7 Индивиды обладают основными свободами, включая свободу убеждений, мнений, обсуждения, слова, публикации, собраний, демонстраций и подачи петиций. 8 Все граждане политически равны хотя они неизбежно различаются по объему находящихся в их распоряжении политических ресурсов, а упомянутые выше личные и групповые свободы эффективно защищены независимой, внепартийной судебной властью, чьи решения признаются и проводятся в жизнь другими центрами власти. 9 Власть закона ограждает граждан от произвольного ареста, изгнания, террора, пыток и неоправданного вмешательства в их личную жизнь со стороны не только государства, но и организованных антигосударственных сил. Теория плюралистической демократии - это буржуазно-реформистская концепция, согласно которой политическая власть в современном буржуазном государстве превратилась в коллективную власть множества организаций, объединений ассоциаций предпринимателей, церкви, профессиональных союзов, политических партий, фермерских объединений и т. д В результате этого происходит якобы утверждение всеобщей плюральной демократии, как разновидности и конкретизации чистой демократии. В целом эта теория характеризуется эклектизмом, является попыткой критики монистической концепции государства и политической власти, принятой историческим материализмом.

Общей посылкой в концепциях плюралистической демократии выступает положение о том, что государство является демократическим лишь при наличии множества организаций либо автономных групп, участвующих в осуществлении власти.

Возникновение идей политического плюрализма было связано с усложнением социальной структуры зрелого капиталистического общества, формированием многопартийных систем в промышленно развитых странах.

Начало плюралистическим воззрениям на политику положили идеологи реформистского социализма.

Многообразие социальных объединений рассматривалось ими как средство, призванное выражать и защищать интересы непривилегированных слоев общества, и, прежде всего рабочих, которые в условиях парламентской демократии лишены возможности реально воздействовать на политику высших органов государства, и добиваются защиты своих интересов с помощью альтернативных негосударственных организаций - профсоюзов, гильдий, потребительских кооперативов.

Плюралистические концепции демократии в вопросе о главном представителе народовластия занимают как бы промежуточное положение между индивидуалистскими личность и коллективистскими народ теориями демократии.

Эта группа теорий исходит из того, что ни личность, ни народ не являются главными движущими силами политики в демократическом государстве.

Именно в группе, а также в межгрупповых отношениях формируются интересы, ценностные ориентации и мотивы политической деятельности индивидов.

С помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. Что же касается народа, то и он не может выступать главным субъектом политики, поскольку представляет собой сложное, внутренне противоречивое образование, состоящее из разнообразных, конкурирующих в борьбе за власть групп.

Назначение демократии состоит в предоставлении всем гражданам возможности открыто выражать свои интересы, находить с помощью взаимных компромиссов их баланс, равновесие, в предотвращении с помощью создания многочисленных независимых центров политического влияния, социальных противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами и даже политическим большинством. Наиболее видными представителями плюралистической демократии теории групп являются следующие ученые А.Бентли, Г.Уоллес, Дж. Мэдисон, Г.Ласки и др. Общие черты теории плюралистической демократии следующие 1 признание заинтересованной группы центральным элементом демократической политической системы, гарантирующим реализацию интересов, прав и свобод личности.

Сама личность при этом оттесняется на второй план, хотя и не отрицается ее статус как первичного субъекта власти 2 рассмотрение соперничества и баланса групповых интересов как социальной основы демократической власти, ее динамики 3 развитие идеи сдержек и противовесов, ее распространение с институциональной сферы либерализм на социальные отношения 4 узаконение разумного эгоизма, личного и группового интереса как генератора политики 5 значительное расширение сферы деятельности государства, рассмотрение его как арбитра, сохраняющего равновесие соперничающих интересов и обеспечивающего саморегулирование всего общества 6 утверждение о диффузии, распыление власти и правящей элиты в современном демократическом государстве 7 трактовка множественных, плюралистических элит как главного проводника влияния масс на политику 8 забота о формировании демократической культуры, которая рассматривается как условие цивилизованного характера борьбы интересов и относительно безболезненное разрешение функциональных конфликтов 9 поддержка государством социально ущемленных групп и индивидов с целью повышения их жизненных шансов и укрепления социальной справедливости.

С плюралистическими концепциями демократии вполне совместимы теория и практика социального правового государства.

Плюралистические концепции демократии сохраняют почти все ценности либеральной демократии, но дают им специфическую интерпретацию и обогащают целым рядом новых идей. Результатом плюралистического видения демократии является ее трактовка как формы правления, обеспечивающей баланс сил между конфликтующими экономическими, профессиональными, этническими, религиозными, демографическими, региональными и другими группами, как усредненного равновесия влияний, исключающего монополию одной из групп на принятие решений и действие власти в интересах лишь какого-нибудь слоя. Однако концепции плюралистической демократии имеют и недостатки.

Среди них нужно выделить следующие ь идеализация действительности, преувеличение роли групповой идентификации населения, участия граждан в групповых интересах ь игнорирование или недостаточный учет влияния многочисленных социальных групп на власть бизнеса, ВПК, профсоюзов ь трактовку государства как нейтрального арбитра ь углубление противоречия между равенством и свободой.

Теория коллективистской демократии.

В своей исторически первой, античной, форме демократия явно тяготела к коллективистской модели. Она основана на общей заинтересованности свободных граждан в сохранении рабовладения, которое было преимущественно совместным, общинным, а также целого ряда социальных привилегий. Для античной демократии были характерны фактическое отождествление народа с большинством населения, а также неограниченная власть большинства над меньшинством и беззащитность личности по отношению к государству.

Убедительные примеры - присуждение к смерти величайшего мыслителя того времени Сократа, изгнание философа Анаксагора. Эта демократия тяготела к вырождению в охлократию - власть толпы, черни, а затем - в деспотию.

Примером коллективистской демократии являлась демократия города-государства Афины в V веке до новой эры. Коллективистские взгляды на демократию присутствовали и в более поздние по сравнению с античностью времена. Они достаточно ярко выражены в коммунистических утопиях Т. Мора, Э. Кабе и других коммунистов-утопистов. Однако детальную теоретическую разработку и концептуальное выражение они получили у Ж. Ж. Руссо, которого называют создателем теории тоталитарной демократии.

Теория демократии Ж. Ж. Руссо исходит из принадлежности всей власти народу. Образование народа означает полное отчуждение каждого из членов ассоциации со всеми его правами в пользу всей общины. С этого момента личность утрачивает свои права. Они становятся ей не нужны, т.к. целое государство, подобно любому другому живому организму, заботится о своих членах, а граждане, в свою очередь, обязаны думать о благе целого - государства. Именно народ обладает общей волей, неделимым и неотчуждаемым суверенитетом, который понимается как осуществление всеобщей воли. Идеи Ж. Ж. Руссо принцип народного суверенитета, прямого голосования и др. нашли свое выражение в конституции Франции 1789 г. В то же время они послужили и оправданием якобинского террора.

Не случайно Робеспьер назвал Ж. Ж. Руссо провозвестником революции. Тоталитарная направленность теории демократии Ж. Ж. Руссо получила дальнейшее развитие и практическое завершение в ленинской теории демократии, а также в различных моделях социалистической демократии. 1.4.3. Предпосылки демократии.

Выделяют экономические, социальные, политические и внешнеполитические предпосылки демократии. Экономические предпосылки демократии предполагают высокий уровень развития экономики в целом. К социальным предпосылкам демократии относится относительно высокий уровень благосостояния граждан, который способствует сглаживанию социального неравенства, так как поляризация общества на богатых и бедных порождает неразрешимые политические конфликты, несовместимые с демократией.

Важнейшей предпосылкой демократии является грамотность населения, его высокий образовательный уровень. Экономические и социальные предпосылки только тогда результативны, когда их связывает соответствующая политическая культура. Демократии более всего соответствует гражданская культура, основанная на активном политическом участии и общественном плюрализме и высоко ценящая права человека, его свободу и ответственность, способность к самоограничению и компромиссам.

Безусловно, что для становления и развития демократии важны в первую очередь внутренние предпосылки. Однако в современном мире растущее влияние оказывают и внешнеполитические факторы политический, экономический, информационный, не исключен и военный. 1.4.4. Общие модели демократизации. Модель конкурентной элитистской демократии. Основателями данной модели демократии можно считать Макса Вебера и Йозефа Шумпетера. Конечно, на формирование модели конкурентной элитистской демократии оказали влияние и другие исследователи Джон Дьюи, Гаэтано Моска, Вильфредо Парето, Моисей Острогорский, но именно к концепциям плебисцитарной демократии, легитимности и государства Вебера и конкурентной демократии Шумпетера наиболее часто обращались и обращаются исследователи демократии.

Говоря о плебисцитарной демократии, Вебер в своей работе Политика как призвание и профессия подчеркивал ее отличия от парламентарной демократии Такому идиллическому состоянию господства кругов уважаемых людей и, прежде всего, парламентариев, противостоят ныне сильно от него отличающиеся самые современные формы партийной организации.

Это детища демократии, избирательного права для масс, необходимости массовой вербовки сторонников и массовой организации, развития полнейшего единства руководства и строжайшей дисциплины. Господству уважаемых людей и управлению посредством парламентариев приходит конец. Предприятие берут в свои руки политики по основной профессии, находящиеся вне парламентов.

Либо это предприниматели - например, американский босс и английский election agent были, по существу, предпринимателями либо чиновник с постоянным окладом. Формально имеет место широкая демократизация Вождем становится лишь тот, в том числе и через голову парламента, кому подчиняется эта машина. Иными словами, создание таких машин означает наступление плебисцитарной демократии. Шумпетер дал классическую формулировку демократии как конкуренции между двумя или более группами элит за власть на более или менее регулярных и открытых выборах.

Она стала одной из основных при выборе переменных в сравнительном исследовании демократических систем. Шумпетер проводил различие между классической доктриной демократии, основанной на общем благе и воле народа, при которой избиратель наделен властью принимать политические решения, и теорией демократии, где решение проблем избирателями является вторичным по отношению к избранию тех, кто будет принимать решения.

Классическая доктрина демократии, считал он, находится в кризисе, и с ней нельзя сегодня согласиться. На первый план выходит концепция демократии, при которой роль народа состоит в создании правительства или посреднического органа, который в свою очередь формирует исполнительный национальный орган или правительство. Вот как Шумпетер определял новую концепцию демократии Демократический метод - это такое институциональное устройство для принятия политических решений, в котором индивиды приобретают власть принимать решения путем конкурентной борьбы за голоса избирателей. Обосновывая данную концепцию, он видел ее преимущества в том, что она касается легко проверяемых эмпирически вещей - наличия или отсутствия демократической процедуры.

Классическая теория демократии, не содержала такого критерия, так как воле и благу народа могли служить и недемократические режимы и правительства. Например, при парламентарной демократии типа английской критерий демократии выполняется, а конституционная монархия не является демократической, поскольку электорат и парламент обладают всеми правами, которые у них есть при парламентской демократии, но с одним решающим исключением у них нет власти назначать правительство.

Далее, новая теория уделяет значительное внимание такому феномену, как лидерство. Классическая теория, считал Шумпетер, этого не делает. Именно понятие лидерства позволяет объяснить, как и откуда возникает общая воля, как она подменяется или фальсифицируется.

В этом смысле лидерство является доминирующим механизмом почти любого коллективного действия, а новая концепция демократии - более реалистичной, чем классическая. Новая концепция не отрицает существования воли группы, но рассматривает ее как скрытую до определенного времени, пока какой-нибудь политический лидер не вызовет ее к жизни и не превратит ее в фактор политической жизни. Взаимодействия между групповыми интересами и общественным мнением и способом, которым они создают то, что, мы называем политической ситуацией, под таким углом зрения видны в новом, более ясном свете пишет Шумпетер.

Как важное качество новой концепции следует отметить также включение проблемы политической конкуренции в виде борьбы за лидерство. Демократия в этой связи использует всегда некий признанный метод ведения конкурентной борьбы, а система выборов - практически единственно возможный способ борьбы за лидерство для общества любого размера. Новая концепция демократии анализирует отношение между демократией и индивидуальной свободой.

Важно отметить, что Шумпетер не считал демократию режимом, гарантирующим больший по сравнению с другими режимами объем индивидуальной свободы, но утверждал, что если каждый волен бороться за политическое лидерство, выставляя свою кандидатуру перед избирателями, то в большинстве случаев, хотя и не всегда, это означает значительную долю свободы дискуссий для всех. Существенной характеристикой демократического метода является не только функция избирателя формировать правительство прямо или через посреднический орган, но и функция роспуска правительства. При этом контроль над правительством со стороны избирателя ограничен именно этой функцией возможностью отказаться переизбирать правительство или парламентское большинство, его поддерживающее.

Наконец, в противовес классической концепции демократии с акцентом на воле народа, новая концепция делает акцент на воле большинства. Принцип демократии в таком случае писал Шумпетер означает просто, что бразды правления должны быть переданы тем, кто имеет поддержку большую, чем другие конкурирующие индивиды или группы. Эмпиричность и реалистичность новой концепции демократии обеспечила ей в дальнейшем широкую поддержку исследователей, которые использовали ее при создании гипотез, индексов и индикаторов демократии.

Обобщенная характеристика конкурентной элитистской концепции демократии была дана Д. Хелдом в его книге Модели демократии. Хелд специально выделяет эту модель демократии, объединяя центральные элементы концепций Вебера и Шумпетера.

Данная модель демократии выражает особенности политической системы индустриального общества с фрагментированной структурой социального и политического конфликта, недостаточной информированностью электората, толерантностью политической культуры и развитой стратой технически натренированных экспертов и менеджеров. Ключевыми признаками данной модели выступают o парламентарное управление с сильной исполнительной властью, o конкуренция между жизнеспособными политическими элитами и партиями, o преобладание парламента над партийной политикой хотя это и противоречит веберовской концепции плебисцитарной демократии, o главенство политического лидерства, o наличие бюрократии - независимой и хорошо натренированной администрации, o конституционные и практические ограничения на сферу принятия политических решений Модель демократии Липсета-Лернера.

Основанием для данной модели послужили исследования различных социально-экономических условий демократии, проведенные во второй половине 50-х гг. Д. Лернером и С. Липсетом.

Эту модель демократии иногда определяют как политико-модернизационную теорию. Демократия в этой модели выступает, прежде всего, результатом развития ряда социальных и экономических условий урбанизации, индустриализации, образования, коммуникаций, которые приводят к формированию определенной дифференциации общества и активности различных групп интересов и представляющих их элит в сфере борьбы за государственную власть.

Если Лернер делал акцент на деятельности различных элитных групп, на наличии развитых средств массовой коммуникации, то Липсет - на конкуренции элит, поддержке населением существующих правил политической игры легитимация и эффективности действия демократий как условия стабильности и поддержки режима. Собственно концептуализация демократии в данной модели отражает следующие ее основные характеристики политика - культурные система верований в демократические нормы поведения и в эффективность режимов, политико-структурные наличие властвующих и оппозиционных элитных групп, отношения конкуренции между ними, политико-институциональные избирательная система, нормы смены политических элит, политико-партисипаторские участие население в выборах. Так, Липсет определяет демократию в сложном обществе как политическую систему, которая имеет постоянные конституционные возможности для замены правящих лиц. Ученый выделяет необходимые условия, которые не только определяют демократичность политической системы, но и ее стабильность или нестабильность 1 система верований, легитимизирующих демократическую систему и отдельные ее институты, которые принимаются в качестве своих всеми 2 некоторый набор политических лидеров, осуществляющих управление 3 одна или больше групп лидеров вне правительства, которые действуют как легитимная оппозиция, пытаясь завоевать правительственные посты.

В этом смысле политическая система демократии считается стабильной, если в ней существует ценностная система верований, позволяющих мирно осуществлять игру власти правящая группа признает права оппозиции, оппозиционная группа подчиняется решениям правящей если результатом политической игры выступает смена группировок, осуществляющих управление государством если есть условия для эффективной оппозиции и для народного влияния на политику, и при этом власть чиновников не является максимальной.

Модель полиархической демократии Роберта Даля. Эта модель следует общей направленности либеральной демократической теории, но в ней более подробно анализируется набор условий, определяющих действительную, а не формальную демократию.

Термин полиархия первоначально был предложен Далем и Линдбломом в их книге Политика, экономика и благосостояние 1953 , но наиболее полно представлен в работе Даля Полиархия Участие и оппозиция 1971 . Что касается термина полиархическая демократия, то он разработан Далем в работе Введение в теорию демократии 1956 . Для более строгой концептуализации Даль избирает два основных измерения политических систем степень оппозиционности или конкурентности политических элит в системе и уровень политического участия населения в выборе элит. Публичная конкуренция политических элит и включенность населения в политический процесс делают понятие полиархии близким к понятию демократии. Но полиархия у Даля не тождественна демократии.

Во-первых, если демократия является идеальным типом политических систем, то полиархия характеризует реальный тип, т.е. представляет собой отражение некоторого уровня реализации идеального типа. Во-вторых, полиархия является подобно демократии качественным признаком политических систем и вместе с тем в отличие от демократии их измерением, т.е. можно говорить о степени полиархичности системы полная полиархия или гегемония. В-третьих, поскольку полиархия не совпадает с демократией т.е. идеалом, то ее характеристика как демократического режима ограничивается лишь наиболее общими институциональными требованиями демократии или гарантиями, по Далю. В-четвертых, полиархия как термин применяется для характеристики всей национальной системы, а не отдельных ее уровней.

Полиархическая политическая система должна характеризоваться высокой степенью управленческой отзывчивости к политическим предпочтениям граждан, которые являются равноправными. Для того чтобы система характеризовалась высоким и достаточно устойчивым уровнем отзывчивости, в ней должны быть обеспечены следующие неотъемлемые права граждан 1 формулировать свои предпочтения, 2 передавать свои предпочтения согражданам и правительству посредством индивидуальных или коллективных действий, 3 влиять своими предпочтениями на выработку управленческих решений.

Гарантиями действенности процедуры формулирования, передачи и влияния предпочтений выступают свобода формировать организации и объединяться в них свобода выражения предпочтений право голоса относительно неограниченное право на работу в государственных органах право политических лидеров соревноваться за поддержку и голоса избирателей альтернативные источники информации свободные и справедливые выборы институты выработки государственной политики, которые зависят от избирателей и других форм выражения предпочтений.

Первые пять гарантий обеспечивают функцию формулирования предпочтений, семь - относятся к передаче предпочтений и коммуникации, а все восемь обеспечивают весомость предпочтений для выработки государственных решений.

В книге Введение в теорию демократии Даль подробно анализирует условия принятия политических решений, необходимые для обеспечения демократического выражения предпочтений.

При этом он ведет поиск механизма демократии, обеспечивающего гарантии того, что высказанные на выборах предпочтения действительно являются реальными и соблюдается демократическое равенство избирателей. Именно этот механизм и является полиархической процедурой выражения предпочтений.

Следует заметить, что речь идет не о нормативной теории демократии, а о теории, построенной на основе анализа национальных государств и социальных организаций, относимых политологами к демократическим.

На основании характеристики, присутствующей уже в популистской модели демократии народный суверенитет и политическое равенство Даль формулирует правило, гласящее, что из существующих вариантов политических курсов выбирают тот, которому отдано предпочтение большинства членов общества.

Полиархическая процедура принятия решения, основанная на данном правиле, регламентируется следующими условиями 1 каждый член данной организации совершает действие, которое расценивается как выражение предпочтения по отношению к имеющимся альтернативам, т.е. голосует 2 при подведении итогов волеизъявления подсчете голосов сделанный каждым выбор имеет одинаковый вес 3 победившим объявляется вариант, получивший наибольшее число голосов 4 каждый участник голосования, имеющий перед собой некий набор вариантов, из которых, по крайней мере, один он считает предпочтительным по сравнению с любым другим из имеющихся на данный момент, может включать предпочитаемый им вариант варианты в число выносимых на голосование 5 каждый участник голосования располагает идентичной информацией об имеющихся вариантах 6 варианты лидеры или политические курсы, получившие большее количество голосов, заменяют любые варианты лидеров или политические курсы, получившие меньшее количество голосов 7 распоряжения выборных официальных лиц выполняются 8.1 либо все принимаемые в период между выборами решения исходили бы из решений, принятых на стадии выборов т.е. выборам придается определенная контролирующая функция 8.2 либо новые решения, принятые в период между выборами, определялись бы предшествующими семью условиями, которые действовали бы в значительной степени в иной институциональной среде 8.3 либо соблюдалось бы и то, и другое. Данные условия определяют выбор решения пер

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политические партии и современные лидеры России

С. 46 - 5. Политические партии и общественно - политические движения С. 59-1. Политические партии их происхождение, сущность и функции С. 2.… Политика, как отмечал ещё древнегреческий мыслитель Аристотель, стала… Любое государство нуждается в органах власти, а народ - в правителе. Нас 6 миллиардов, каждый из нас живёт в…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Легальность и легитимность политической власти

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Эта работа не имеет других тем.

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги