рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Современные политико-правовые концепции

Современные политико-правовые концепции - раздел Политика, Политические революции второй половины XX века Современные Политико-Правовые Концепции. Теоретическое Содержание Современных...

Современные политико-правовые концепции. Теоретическое содержание современных политических учений сложилось под влиянием научно-технической революции и распространения в общественном сознании своеобразной идейной позиции, получившей наименование сциентизма от латинского scientia - наука. Создавая новые доктрины, западные политологи и правоведы ориентируются на господствующие представления о науке.

Особое внимание они уделяют методологическому обеспечению своих концепций. Проблемы методологии занимают сегодня центральное место в трудах наиболее видных теоретиков права и государства.

История политических и правовых учений Учебник. Под ред. О. Э. Лейста М. Юридическая литература , 1997 С. 681. Для современного этапа развития политических и правовых исследований характерна тенденция к углублению их специализации. Наиболее отчетливо эта тенденция проявилась после окончания второй мировой войны, когда политическая наука обособилась от правоведения и обрела статус автономной отрасли знаний в подавляющем большинстве западных университетов политологию и право теперь изучают на разных факультетах. Специализация исследований в свою очередь привела к изменению структуры как политической, так и правовой науки.

Одним из проявлений этой тенденции выступает дифференциация политической теории, т.е. формирование внутри нее частных концепций, посвященных одной или нескольким проблемам таковы концепции тоталитаризма, плюралистической демократии, правящих элит. Идеологическое содержание современных западных политико-правовых учений отражает противоборство социальных групп высокоразвитого индустриального общества.

Азаркин Н. Н. История политических учений М. Пресса, 1998 С. 685. Наиболее влиятельными течениями в буржуазной социально-политической мысли XX в. являются неолиберализм и консерватизм. Сторонники неолиберальной и консервативной идеологии в целом придерживаются довольно умеренных политических позиций, которые можно рассматривать как центр современного спектра общественной мысли. Левая часть этого спектра представлена различными доктринами социализма, коммунизма и так называемым левым радикализмом концепции новых левых, левацкий экстремизм и т.п Противоположный полюс образуют теории, получившие обобщенное название правого радикализма фашизм и неофашизм, новые правые, расизм. Формирование идей общественного благоденствия проходило параллельно с развитием социального законодательства в странах Западной Европы и США. Инициаторами реформ в области социального обеспечения, как правило, выступали левые силы - партии социалистической ориентации и профсоюзы. Реформы социального законодательства проводили также либеральные и консервативные партии, вынужденные учитывать в своей политике запросы и требования неимущих.

История политических и правовых учений Учебник.

Под ред. О. Э. Лейста М. Юридическая литература , 1997 С. 682. Идеи государства благоденствия и сам этот термин впервые появились в общественно-политической мысли Германии в 80-е гг. XIX столетия. Стремясь ослабить влияние партии социал-демократов, правительство О. фон Бисмарка подготовило тогда серию законов о страховании рабочих промышленных предприятий.

Как указывалось в правительственном заявлении по этому поводу, лечение социальных недугов требует применения не только репрессивных мер против социал-демократов, но и заботы о благосостоянии рабочих. Социальная политика была возведена в ранг официальной доктрины Германии. Она получила закрепление в Веймарской конституции 1919 г первой европейской конституции, наделившей граждан социальными правами правами на объединение в профсоюзы, защиту от безработицы, охрану здоровья и трудоспособности. С конца XIX в. отдельные меры в области социальной политики начинают осуществлять и другие государства, однако ее развитие было прервано экономическим кризисом 30-х гг. История политических и правовых учений Учебник.

Под ред. О. Э. Лейста М. Юридическая литература , 1997 С. 683. Процессы формирования идеологии общественного благоденствия возобновились после второй мировой войны.

Кейнсианские представления о всеобщей занятости и высоких доходах населения оказали ощутимое влияние на реформы, проведенные социал-демократами Швеции и лейбористами Великобритании. Под политикой социального благоденствия в 40-50- гг. понимали программы, направленные на достижение высокого жизненного уровня населения путем создания государственных систем образования, здравоохранения и поддержки жилищного строительства, а также оказания помощи гражданам, которые не в состоянии собственными силами обеспечить себе минимум доходов.

В последующие годы эти программы дополнялись положениями о демографической политике государства, его задачах в области охраны окружающей среды, превенции социальных отклонений, защиты национальной культуры и др. Социальная политика промышленно развитых стран нашла отражение в многочисленных работах, опубликованных в Великобритании и США, где за ней закрепилось название политики государства благоденствия Welfare State. В официальных документах и законодательстве западных стран понятие государства благоденствия используется крайне редко.

Чаще употребляется термин социальное государство. Эта формула содержится в программных документах многих политических партий, а также в конституциях трех государств Западной Европы в Основном законе ФРГ 1949 г Конституции Франции 1958 г. и Конституции Испании 1978 г. Общественно-политические движения и партии вкладывают в понятие социального государства разное содержание.

Идеологи либерально-демократических партий трактуют его как государство социальных услуг. Либералы считают, что социальная политика позволяет стабилизировать развитие общества, уладить возникающие в нем конфликты и тем самым добиться утверждения в общественной жизни отношений солидарности и партнерства. Азаркин Н. Н. История политических учений М. Пресса, 1998 С. 686. Социальное государство, писал западногерманский юрист Э. Губер, представляет собой государство современной индустриальной эпохи, которое стремится преодолеть посредством социальной интеграции конфликт между индустриальным классовым обществом и традиционной государственностью. Важнейшими задачами современного государства он называл обеспечение полной занятости и умиротворение общества. Идеологи неолиберализма выдвигают лозунги общества с высоким уровнем потребления, оказания помощи малоимущим, но избегают говорить о всеобщем благоденствии, опасаясь породить у социальных низов завышенные ожидания.

История политических и правовых учений Хрестоматия Под ред. В.П. Малахова М. Акад. проект, 2000 С. 721. Социал-демократические партии рассматривают социальное государство как ступень к своей главной цели - демократическому социализму.

Государственная власть, заявляют они, призвана подготовить условия для перехода к социальной демократии, при которой демократические методы управления будут применяться во всех сферах общественной жизни. Одновременно подчеркивается, что социальная политика является не услугой или милостью со стороны государства, а его прямой обязанностью, вытекающей из предоставленных гражданам социальных прав. Теоретики социал-демократии разрабатывают идеи правового социального государства, ответственного перед своими гражданами, и возлагают на него обширный круг задач, вплоть до утверждения в обществе отношений социальной справедливости.

История политических и правовых учений Учебник. Под ред. О. Э. Лейста М. Юридическая литература , 1997 С. 684. Промежуточное положение между позициями неолибералов и социал-демократов занимают концепции, выдвинутые идеологами средних классов и демократически настроенной интеллигенции.

В идеологии именно этих слоев сложилась теория государства благоденствия. Она возникла в 50-е гг в период экономического подъема в странах Западной Европы и США. Одним из создателей теории был шведский экономист и государственный деятель Карл Гуннар Мюрдаль 1898-1987 гг автор известной книги За пределы государства благоденствия. В основе его концепции лежит утверждение о том, что всеобщее благоденствие уже достигнуто в индустриальных странах Запада.

Остальные страны рано или поздно встанут на тот же путь экономического и социального развития. Суть теории общественного благоденствия, как ее формулировал Мюрдаль, заключается в том, чтобы мирно и без революции - а фактически взамен революции - проводить в капиталистическом государстве скоординированную публичную политику, и притом с такой эффективностью, которая постепенно привела бы экономику страны в соответствие с интересами большинства граждан. Государства благоденствия, согласно его концепции, обладают рядом общих признаков.

Богатейшие страны Запада имеют смешанную экономику, т.е. рыночные отношения сочетаются в них с государственным планированием. Возражая Ф. фон Хайеку и его последователям, Мюрдаль доказывал, что планирование в современном капиталистическом обществе вызвано объективными причинами, и прежде всего образованием монополий.

Индустриально развитые страны Запада, писал он, бесконечно далеки от либеральной модели свободного рынка. Государственное вмешательство необходимо для поддержания равновесия и стабильного роста экономики. Планирование призвано урегулировать деятельность крупных экономических объединений и не затрагивает, следовательно, индивидуальной свободы. История политических и правовых учений Учебник. Под ред. О. Э. Лейста М. Юридическая литература , 1997 С. 685. Для государств социального благоденствия характерна также тенденция к демократизации политической жизни.

Всеобщее избирательное право и рост общественного благосостояния, утверждал Мюрдаль, позволяют перейти к децентрализации государства и передать часть функций, которые традиционно осуществляло правительство, органам местного самоуправления и добровольным объединениям граждан. В отличие от государств прошлого века, современная западная демократия предполагает удовлетворение интересов всех слоев общества, их участие в распределении социальных благ. Политический процесс в наиболее развитых государствах благоденствия к ним Мюрдаль относил Швецию и Великобританию поставлен под расширяющийся народный контроль. Общественная жизнь при всеобщем благоденствии изображалась теоретиком как состояние полной гармонии и преодоления идеологических разногласий, Более обстоятельно эту тему осветил американский социолог Даниел Белл в своей книге Конец идеологии. Как и Мюрдаль, он называл отличительными признаками государства благоденствия смешанную экономику, децентрализацию политической власти и отсутствие в обществе идеологического противоборства вследствие удовлетворения интересов всех социальных слоев. История политических и правовых учений Хрестоматия Под ред. В.П. Малахова М. Акад. проект, 2000 С. 714. Недостатком современного государства теоретики считали его национальный характер.

В связи с этим Мюрдаль призывал выйти за пределы организации благоденствия в национальных масштабах и положить идеи социальной политики в основу межгосударственных отношений. Будущее представлялось ему в виде мирового порядка социальною олагиденсгьия.

В некоторых концепциях эти идеи были соединены с представлениями о конвергенции социализма и капитализма как общественно-экономических систем.

Экономический кризис 70-х гг. и последовавшие за ним события опровергли многие положения, содержавшиеся в теории государства благоденствия. В настоящее время она утратила целостный характер и развивается преимущественно в исследованиях, посвященных отдельным проблемам общественного благополучия - компенсаторной и распределительной справедливости Дж. Роулс, прав граждан на равную долю социального благоденствия Р. Дворкин и др. Авторы принципиально иной теории, теории демократического социализма исходили из того, что предсказание Маркса и вслед за ним Ленина об обострении классовой борьбы и принятии ею революционных форм, их представления о государстве как организации господствующего класса, орудии его диктатуры, о сугубо классовом и формальном характере демократии не соответствуют современным реалиям, что на смену полярности классовых интересов приходит социальный плюрализм, позволяющий их согласовывать.

Рабочие и капиталисты даже перестают быть врагами капиталисты уже не обладают полновластием в обществе, а рабочие стали полноправными гражданами государства и могут использовать его для защиты своих интересов.

В современной развитой системе политической организации общества, утверждают авторы рассматриваемой теории, государство - только одна из форм входящих в нее ассоциаций, и права требовать повиновения индивидов у него не больше, чем у других ассоциаций, которые выполняют существенные общественные функции и лучше государства обслуживают социальные нужды.

История политических и правовых учений Хрестоматия Под ред. В.П. Малахова М. Акад. проект, 2000 С. 754. Отсюда рост их власти в решении общественных дел, отсюда диффузия, дисперсия власти над обществом между взаимодействующими ассоциациями и государством и, следовательно, снятие остроты проблемы борьбы за государственную власть.

Вместо завоевания власти рабочим классом речь должна идти об исполнении власти его представителями - социалистическими партиями в условиях существующих форм демократии, позволяющих создать благоприятные условия для наступления социализма у Реннера социализм уже вступает в фазу своего осуществления в рамках капитализма. Азаркин Н. Н Левченко В. Н Мартышин О. В. История политических учений М. ПРОСПЕКТ, 1996 С. 712. Пролетарская революция представляется авторам теории невозможной в современных условиях и нежелательной, ибо препятствует развитию демократии и приводит, как показал опыт, к диктатуре.

Демократия и диктатура пролетариата несовместимы. Рабочий класс должен ориентироваться на завоевание парламентского большинства что английские лейбористы назовут революцией с согласия. Это не должно привести к коренным изменениям отношений собственности, поскольку современная концепция социализма несовместима с общественной собственностью на все средства производства целью должно являться сочетание общественной собственности в ряде важнейших отраслей производства с частной собственностью в значительно большей группе отраслей промышленности т.е. то, что было сделано после второй мировой войны во многих развитых странах мира. Ведущие идеи демократического социализма были закреплены в принятой в 1951 г. во Франкфурте I конгрессом Социалистического интернационала, объединившего около 50 социал-демократических и социалистических партий.

Декларации Цели и задачи демократического социализма. В ней подвергается критике довоенный и послевоенный капитализм, признается обострение в ряде стран социальных и классовых противоречий, указывается на последствия поддержки крупным капиталом фашизма и провозглашается намерение преодолеть капитализм и создать строй, где интересы всех стоят над интересами прибыли. Критикуются и система колониального господства, паразитические формы эксплуатации со стороны местных финансовых олигархий и иностранного капитала в экономически слаборазвитых странах, где народы начинают распознавать в социализме ценную помощь в их борьбе за национальную свободу и лучшие условия жизни. Коммунизм, по мнению авторов Декларации, является инструментом нового империализма, породившим в Советском Союзе огромные контрасты в распределении богатств и привилегий, создавшим новое классовое общество, в котором отсутствует демократия и господствует государственная монополия с тоталитарным планированием. Социализм характеризуется в Декларации как международное движение, участники которого стремятся к одной цели - к системе социальной справедливости, лучшей жизни, свободе и миру во всем мире. Социалисты могут исходить из марксистского или иного метода анализа общества, вдохновляться религиозными или гуманистическими принципами.

Главное - расширение свободы индивидуума на основе социальной обеспеченности и постоянно растущего благосостояния.

Необходимым условием этого является использование институтов демократии для создания социалистического общества и его развития.

Азаркин Н. Н Левченко В. Н Мартышин О. В. История политических учений М. ПРОСПЕКТ, 1996 С. 713. Обязательными признаками демократии в Декларации называются свобода слова, образования, религиозных убеждений, свобода выборов при всеобщем голосовании, судебная система, обеспечивающая гласный процесс в независимых судах, партийный плюрализм и право на оппозицию.

Основные постулаты демократического социализма, изложенные во Франкфуртской декларации 1951 г отражают многие реалии современного мира, существенно осложнившиеся политические системы в развитых странах.

Наряду с защитой демократии и признанием ведущей роли ее институтов в современном мире демократия как необходимое условие существования современного мира и развития социализма видна и абсолютизация ее значения демократия как практически единственное средство социалистических преобразований в обществе. Франкфуртская декларация в силу достаточно общих характеристик целей современного социалистического движения отразила идеи и левой и правой ориентации в демократическом социализме левые не отрекаются полностью от марксизма, признавая его в основе гуманным, свободным и демократическим социализмом, правые отрицают всякое значение его, ориентируясь, например, на христианский социализм. Именно это сделало Декларацию приемлемой и для тех и для других.

Поэтому ее основные положения и легли без существенных изменений в основу последующих программ социал-демократических партий мира Годесбергская программа Социал-демократической партии Германии 1959 г. и др Среди наиболее существенных новых акцентов, появившихся после ее принятия, необходимо отметить характерное для нашего времени внимание к созданию условий для всестороннего развития, самоутверждения и самоосуществления каждого человека, его права занять в обществе место свободно мыслящего индивида.

Теория демократического социализма оказала влияние на политические концепции в ряде стран, освободившихся после второй мировой войны от колониальной зависимости. К ней близки разного рода теории национального социализма индийский образец социалистического общества, индонезийский социализм, бирманский путь к социализму, африканский социализм, арабский социализм. Азаркин Н. Н Левченко В. Н Мартышин О. В. История политических учений М. ПРОСПЕКТ, 1996 С. 714. Наиболее значительно влияние демократического социализма на идеи индийского образца социалистического общества и арабского социализма. Возглавлявший национально-освободительное движение в Индии Индийский национальный конгресс ИНК после провозглашения независимости продолжал ориентироваться на социально-политические взгляды Ганди, но отошел от некоторых их крайностей возврат к патриархальному образу жизни, ненасильственная власть. ИНК пытался совместить гандизм с идеологией демократического социализма. В резолюции ИНК Демократия и социализм ставится задача построения в Индии социализма демократическим путем.

Сами понятия демократия и социализм, по мнению авторов резолюции, динамичны и будут изменяться, поэтому им нельзя дать никакого окончательного определения - само развитие страны покажет, к какой демократии и какому социализму придет Индия. В настоящее время можно дать лишь общее представление о них. Демократическое социалистическое общество в Индии будет обществом, где исчезнет бедность и установятся равенство и равные возможности для всех. Методы производства в этом обществе должны находиться под контролем государства, но не все принадлежать ему. Такая смешанная экономика, контролируемая государством, будет функционировать на благо всех членов общества, а не отдельных его групп, что приведет к последовательным изменениями в мышлении людей, распространению в их сознании социалистических идеалов, связанных с нравственными традициями индийского мировоззрения.

История политических и правовых учений Хрестоматия Под ред. О.Э. Лейста М Городец, 2000 С. 684. В духе этой резолюции в 1976 г. в преамбулу Конституции Индии была внесена поправка, говорящая о намерении народа страны идти по пути строительства суверенной, социалистической, светской, демократической республики. Нужно иметь в виду, что в последние годы в идеологии ИНК акцент со слова социализм все больше перемещается на слово демократический и даже гандийский. Менее близок к демократическому социализму арабский социализм, в котором превалирует религиозный фактор как главное средство обоснования социалистического идеала.

Отправляясь от некоторых принципов мусульманской морали с ее проповедью равенства и братства всех мусульман, представители этого направления национального социализма утверждают, что уже Мухаммед был социалистом, что социализм возник вместе с исламом и что раннее арабское общество было социалистическим.

Выдвигается идея о том, что религиозные догматы ислама не противоречат современной действительности и могут быть стимулом практической деятельности по ее преобразованию.

Путь преобразований, по мнению одного из влиятельных египетских пропагандистов арабского социализма Ляман Мутыла, предполагает налаживание двух экономических секторов производства - частного и общественного. Общая и прикладная политология Учебное пособие.

Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова М. МГСУ Изд-во Союз , 1997 С. 723. Это со временем и снимет проблему эксплуатации человека человеком, господству одного класса над другим должен придти конец и будет создано общество, в котором каждый будет удовлетворять свои законные требования в условиях сотрудничества и социального спокойствия. Таким образом, процессы, характерные для послевоенного развития западноевропейского общества, послужили питательной средой для дальнейшей разработки теории и определили ее достаточно широкое и, что не менее важно, стабильное влияние.

Именно в этот период наряду с совершенствованием политических институтов демократии набирает силу тенденция к ее социализации.

Возрастает социальная роль государства в результате активизации его экономических и социальных функций. Повлияло и усложнение политической организации современного общества.

Все это создало объективную основу для поиска моделей социализма как улучшенного капитализма или гуманного социализма.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политические революции второй половины XX века

История революций не сводится к простому воспроизведению одинаковых феноменов или по вульгарно-марксистской модели к последовательности закономерных… Она составляет серию освободительных движений, не достигающих своей… Таким образом, налицо актуальность сформулированной темы работы, которая позволяет не только определить новые подходы…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Современные политико-правовые концепции

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Историческое определение понятия революция
Историческое определение понятия революция. Ключевыми моментами в определении революции являются 1. Свержение сакрализованной власти и следующая за ней секуляризация. Секуляризация, в собств

Понятие революции в философии
Понятие революции в философии. Философия обратилась к революции в момент, когда она стала историчной, то есть отвергла фиксированные метафизические определения человека и осмыслила его сущность как

Алжирская революция
Алжирская революция. гг. Современный Алжир - одна из наиболее крупных и развитых стран Африки. По размерам территории - 2 381,7 тыс. кв. км - Алжиру принадлежит второе место среди африкански

Кубинская революция
Кубинская революция. Некоторые страны разделили русскую участь выхода из темного времени, также изменив форму правительства на Коммунистическое. Куба принадлежит к подобным удачливым странам

Эволюция революционных доктрин в XX веке
Эволюция революционных доктрин в XX веке. До последнего времени результатом усилий всех революционеров были политические революции. Они представали в самом разном обличии. Но в случае успеха перево

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги