рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ - раздел Политика, Русский вопрос Формирование Наций. Понятие Нация Принадлежит К Числу Понятий, Которые Несмот...

ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ. Понятие нация принадлежит к числу понятий, которые несмотря на свою благородную латинскую родословную, на самом деле родились в средневековой Европе, а классическое свое значение приобрели в XIX веке. Рыночная экономика, представительная демократия, национальное государство - вот три силы, формировавшие облик Европы XIX века. Нация - это, прежде всего, идея. Идея нации, устремленная в будущее, медленно и долго приходила в Европе на смену другой, раннесредневековой европейской исторической идее, идее восстановления Римской империи.

Подобно понятию империя, понятие нация с самого начала было понятием политическим и подразумевало не столько общность языка и культуры, сколько возможность совместного выражения воли народа.

Основание швейцарской нации заложили политические союзы 1291 и 1315 годов, заключенные между кантонами для обороны от империи. Горная страна, населенная различными этносами, именно через создание конфедеративной и демократической системы власти сумела слить различные этносы в единый швейцарский народ с общим национальным самосознанием.

Нация - это не этническая, а идеологическая общность, это то, что народ думает сам о себе, и система социальных институтов, через которые он выражает свое мнение английская нация родилась через подписание Великой хартии вольностей. Именно английская модель представительной демократии вместе с той национальной особенностью, как английская промышленная революция стала для Европы XIX века такой же моделью для подражания, как демократические Афины - для полисов Эллады V-IV веков до нашей эры. Есть европейская культура и нет европейской нации.

Об этом иногда забывают националисты русские и никогда не забывают националисты Европы. И действительно, каждое национальное государство в Европе формировалось по-своему. Если англичане осознали себя как нацию в борьбе против своего короля и финансовых притязаний папы, если французские короли отстаивали идею суверенного государства против идеи возобновления Римской империи, то испанская нация формировалась в борьбе с иноземцами.

Но настоящий свой расцвет идея нации пережила после начала французской революции 1789-1794 годов. Тогда-то явились народу Национальное собрание и национальная гвардия. XIX век ознаменовался в Европе одновременным становлением рыночной экономики, представительных систем правления и национальных государств. И предшествовала этому идея нации, и этой идеей вдруг прониклась вся культура.

Литераторы-романтики открыли национальный колорит. Философы стали рассуждать о душе народа, а историки вчитывать идею нации в события прошлых веков. Результаты оказались интересные, но несколько противоречивые. А Россия? Ее положение было парадоксально. Парадоксальность была не в том, что идея нации родилась раньше самой нации, это как раз в природе вещей, но в том, что эта идея, противопоставляющая Россию Европе, из Европы же и была импортирована Латынина Ю. Идея нации и идея Империи Знание - сила, 1993. 4. с. 75. В начале XX века на смену славянофилам пришли евразийцы. Евразийцы в отличие от своих предшественников судили о России не по Шеллингу или Гегелю, хотя б искусно переложенному, но пытались сопоставить ритмы ее культуры с Индией, с Дальним и Ближним Востоком, с мирами, для которых сами европейские понятия нации и государства были в то время еще неприменимы.

Кто пишет о русской нации, непременно пишет и о российском государстве.

Понятия эти связаны друг с другом, и патриоты наши любят, например, рассуждать о государственной природе русского индивидуального и коллективного сознания. Нет ничего более губительного для идеи нации, чем идея империи. В России в отличие от Англии государство не выросло постепенно, из окружного самоуправления, не развивалось своим путем. Монгольское нашествие прервало этот процесс. А затем государство было наложено сверху, и, в сущности, дальнейшая история России проходит под знаком взаимного отчуждения государства и общества, а точнее, той малой социальной ячейки, мнение которой и является для отдельного человека истинной реальностью.

Россия в течение всей своей многовековой истории жила в режиме сверхвысокого давления. Русь была щитом Европы. Она защитила ее от орд Батыя, она сдерживала агрессивность Золотой Орды в течение следующих десятилетий. Россия внесла серьезный вклад в отражение турецкой агрессии XVI-XVIII вв когда янычары появились под Веной, вторглись в Польшу, когда турецкий султан угрожал многим народам Европы16. Но в российской истории были моменты, когда русские правители, находившиеся между двух огней - между Западом и Востоком, предпочитали союз с последним.

Так вел себя, например, знаменитый русский князь Александр Невский, В столкновении двух цивилизаций, христианской и мусульманской, Россия была, как правило, союзником хотя и не всегда христианской Европы и никогда не забывала своих европейских христианских кровей, помнила о своих особенностях, оставалась самобытной страной.2 Стригин Е. С. Кавказский гамбит.

ЦРУ против ФСБ М 2006 С. 32. Характеризуя российскую цивилизацию, следует отметить, что ей присуща высокая духовность, базирующаяся на аскетическом мировоззрении и коллективистское устройство социальной жизни русская соборность. Самобытность русского народа выражается в его особенном и своеобразном духовном акте. Под актом надо разуметь внутренний строй и уклад человека - его способ чувствовать, созерцать и действовать.

Духовный организм России создал свой особый язык, литературу, искусство. На этот язык, как на родной, отзываются все славяне мира. Но, помимо своих особенных и великих языковых достоинств, он оказался тем духовным орудием, которое передало зачатки христианства, правосознания, искусства и науки всем малым народам нашего территориального массива. Русский мир жил и рос в пространственных просторах и сам тяготел к просторной нестесненности.

Природная темпераментность души русского человека влекла к прямодушию и открытости, превращала его страстность в искренность, в склонность к исповедничеству и мученичеству. Еще при первом вторжении татар русский человек предпочитал смерть рабству и умел бороться до последнего. Таким он оставался на протяжении всей своей истории3. Во время Первой мировой войны из 1 млн. 400 тыс. русских солдат, попавших в немецкий плен, 260 тыс. пытались бежать. Так сильна была тяга к свободе. Во всех войнах XX в. русские проявляли себя героями, которых ничем не сломить.

Так, героических поступков на афганской, чеченских войнах, в других горячих точках было великое множество. Способность гнуться без слома, приспосабливаться не уступая - это наша непохожесть на других, это наша национальная особенность.3 Ильин И. А. О грядущей России. -М 1993. -С. 230-231 Россия исторически формировалась как государство, в котором бок о бок проживали представители различных национальностей, каждая из которых сохраняла свою идентичность и культуру, Этнокультурное разнообразие страны и тот факт, что малые и большие народности пронесли в веках свои самобытные традиции и язык, позволяет исследователям рассматривать Россию как микромодель мира. Национальные регионы, которые присоединялись к Российскому государству, органически встраивались в него, сохраняя свои особенности, а поскольку расширение границ государства шло постепенно, складывался единый сложный организм.

Об органичности расширения государства свидетельствует относительно длительные сроки присоединения национальных территорий.

Длительные процессы межнационального сотрудничества и интеграции сформировали Россию как исторически выстраданную социально-политическую и духовную общность народов и культур, сохранявшуюся независимо от господствовавших политических режимов. В пользу такого взгляда свидетельствует именно тот исторический факт, что народы, объединенные в составе России, сохраняли на протяжении веков свою индивидуальность и культуру, тогда как в других государствах процессы ассимиляции чаще всего нивелировали своеобразие культур включавшихся в их состав народов.

Культура России, вобрав в себя достижения культур сотен народов, сумела не подавить их, а уважительно отнестись к инокультурному присутствию в ее рамках. И она, единственная, сумела реально соединить цивилизации Запада и Востока. Народы России говорят на более чем 200 языках, 80 из которых являются литературными. Эта статистика характеризует уникальное культурное богатство России, которое мы призваны сберечь, пронести через полосу кризисов, не допустив невосполнимых потерь этого основного потенциала страны.

История не раз проверяла на прочность единство и целостность России именно через межнациональные отношения ее народов. И каждый раз народы России доказывали свою состоятельность на основе единого отечества. Русские отличаются от других народов особой любовью к своей родине. Как бы ни было родине тяжело, она все равно остается любимой.

Можно доверять и не доверять власти, ненавидеть правительство, но не любить Россию невозможно. Россия есть целая часть света, огромный Востоко - Запад, она соединяет два мира. И всегда в русской душе боролись два начала - восточное и западное. Востоко - Запад - это география, поместившая русских на просторах между Европой и Азией, это и психология русского народа, ни в чем не знающая меры, во всем доходящая до края, это русская государственность, по самодержавной силе равная русской жажде вольной волюшке, это, наконец, православие, сохранившее в себе язычество, и пронизанные православием культура и быт народа.

Россия - Серединный мир, особая цивилизация, великая держава! Сам термин русская идея впервые употреблен Ф.М. Достоевским в письме к А. Н. Майкову от 18 января 1856 г. Я говорю о патриотизме, об русской идее, о чувстве долга, чести национальной. Вполне разделяю с Вами патриотическое чувство нравственного освобождения славян. Это роль России, благородной, великой России, святой нашей матери.

Да! Разделяю с Вами идею, что Европу и назначение ее окончит Россия. Для меня это давно было ясно 4. Здесь же Достоевский употребляет и антитермин - французские идеи, к которому в дальнейшем присоединятся римская, немецкая и другие варианты западной идеи. По вопросу эволюции понятия русская идея в общественном сознании есть две основные точки зрения. Согласно одной из них И. А. Ильин, М. А. Маслин, возраст русской идеи есть возраст самой России 5, а основными письменными упоминаниями о ней считаются послания инока Филофея царям Василию III и Ивану Грозному XVI в Русская идея здесь выражает представление о том, что историческое призвание России - стать Третьим Римом, т.е. религиозным и государственным центром православия.

Основным аргументом в защиту данного подхода является утверждение о том, что истина христианской веры к XXI в. на Западе утрачена полностью и в своем чистом, первозданном виде сохраняется лишь в православии.

После падения Византии Россия стала единственной державой, способной не только сохранить православие, но и спасти от духовной и государственной гибели православные народы.4 Достоевский Ф. М Полы. собр. соч. В 30 т Л 1987 Т. 28 Кн. 1 С.208 5 Ильин И. А. Русская идея Русская идея М 1992 С. 443. Как понятие общественного сознания русская идея находит свое выражение в двух полярных точках зрения западнической и славянофильской, в свою очередь разделяющихся на множество вариантов, отражающих этапы их исторического развития и нашедших свое воплощение в различных общественно - политических движениях.

Буфером между теми и другими стала позиция, близкая офисным кругам, выраженная триадой графа С. С. Уварова - православие, самодержавие, народность, оформившаяся в лагерь консерваторов. Западническая идея П. Я. Чаадаев, Н. В. Станкевич, Т. Н. Грановский получает свое развитие в теориях народных демократов В. Г. Белинский, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, анархистов М. А. Бакунин, социалистов-революционеров П. Л. Лавров и марксистов от В. Г. Плеханова до В. И. Ленина. Необходимо отметить, что подлинной целью славянофильства и западничества была не борьба друг с другом, а гносеологическая разработка содержания понятия русская идея, продвижение к его смысловым полюсам.

В силу объективности этого процесса он в различных формах продолжался и в советский период русской идеи, происходит он и сейчас в относительно мирных пока! левых и правых. Своеобразие любой национальной идеи определяется ее истоками и этническим характером нации.

Нравственным источником русской идеи является православие, а ее специфическими чертами выступают характерные этнические черты русского народа соборность, мессианизм, миссионизм, профетизм, эсхатологизм и апокалипсизм, гуманизм и анархизм и т. д. Эти черты, вследствие природной антиномичности русского национального характера, могут проявляться в аксиологически противоречивых, но диалектически цельных формах.

Совокупность этих форм и вариантов их проявлений образует содержание русской идеи, наиболее полно раскрывающееся в процессе ее взаимодействия с другими национальными идеями, прежде всего западной идеей, выражающей представление о месте и роли западной цивилизации в историческом процессе вообще и в жизни России в частности. ГЛАВА 2.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Русский вопрос

Разгадать эту тайну души России пытались многие мыслители. Рассматривая состояние развития сфер духовной жизни России религия, право, мораль, наука,… Некоторыми правителями многонационального государства Советский Союз порой это… При зарождении СССР миллионы русских рабочих были брошены на развитие союзных республик. Началась раздача республикам…

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ФОРМИРОВАНИЕ НАЦИЙ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

РУССКИЕ В СССР
РУССКИЕ В СССР. Русский вопрос как таковой возник в первый период советской власти и был обусловлен главным образом особым отношением к русскому этносу со стороны Ленина и его ближайших соратников.

РУСКИЙ ВОПРОС В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ
РУСКИЙ ВОПРОС В ПЕРИОД ПЕРЕСТРОЙКИ. Русский вопрос включает три связанных между собой группы проблем одна из них относится к естественному, как говорят демографы, воспроизводству русского этноса и

ПУТЬ РОССИИ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ
ПУТЬ РОССИИ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОЙ ЭПОХИ. Старая китайская мудрость гласит не дай вам бог жить в эпоху перемен. Мало кто брался оспаривать эту истину. Однако времена не выбирают. Нам вып

РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ
РУССКИЙ ВОПРОС В СВЕТЕ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ РОССИИ. Севастьянов А. Н. Русская идея, век ХХ1-Й Что делать и что не делать М 2002 С. 5.16 Буркин А. И. Симфония против хаоса Десятина 2000 11-12.

Список использованных источников и литературы
Список использованных источников и литературы. Латынина Ю. Идея нации и идея Империи Знание - сила, 1993. 4. 2. Проханов А. Заметки консерватора Наш современник. 1990. 5. 3. Толстых В. Национализм

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги