Этнорелигиозные конфликты

Содержание Введение 1. Понятие «межэтническая напряженность» 2. Причины этнорелигиозных конфликтов 3. Современные этнорелигиозные конфликты 15 Заключение 28 Список литературы 30 Введение Современное человечество представляет собой довольно сложную этническую систему, включающую в себя несколько тысяч различного рода этнических общностей (наций, народностей, племен, этнических групп и т.п.). При этом все они отличаются друг от друга, как своей численностью, так и уровнем развития.

Неравномерность социально-экономических, этнических и демографических процессов в развитии народов мира по-своему отразилась в политической карте мира. Все населяющие планету этнические общности входят в состав немногим более 200 государств. Поэтому большинство современных государств полиэтнично. Вся эта пестрота этнической структуры закономерно порождает различного рода проблемы, противоречия, напряженность, конфликты в отношениях между народами.

Одни из них носят затяжной характер и продолжаются уже несколько десятилетий, другие резко обострились в последние 10-15 лет. Практически все они являются межэтническими. Поэтому проблема этнических конфликтов актуальнейшей темой. 1. Понятие «межэтническая напряженность» Природа любого социального конфликта, в том числе и этнического, всегда сложна и противоречива, поскольку имеет целый комплекс причин и конфликтогенных факторов, явные и латентные (скрытые) интересы сторон определенные этапы развития и формы противоборства.

Однако всякий этнический конфликт начинается с состояния этнической напряженности, т.е. особого психического состояния этнической общности, которое формируется в процессе отражения групповым этническим сознанием совокупности неблагоприятных внешних условий, ущемляющих интересы этноса, дестабилизирующих его состояние и затрудняющих его развитие. Как и всякий живой организм, а этнос является биосоциокультурным образованием, этническая общность либо противится деструктивным действиям, либо ищет формы адаптации, чтобы их ослабить.

Поэтому состояние межэтнической напряженности — не только психологический фон конфликта, по и способ мобилизации внутренних психологических ресурсов этноса для защиты своих интересов. Степень этнической напряженности зависит от структуры и содержания межэтнических коммуникаций, особенностей этнической культуры взаимодействующих общностей и исторического характера отношений между ними. Эти компоненты обретают свое существование в виде представлений, мнений, убеждений по поводу существующей практики межэтнических отношений в государстве; в виде этнокультурных установок, поведенческих моделей, а также в виде отдельных фрагментов исторической памяти этноса, включающей оценочное знание исторических событий в сфере межэтнических отношений.

Очень важна для формирования межэтнической напряженности история межэтнических отношений. Историческая память особенно хорошо помнит национальные обиды и признательности.

А митинги на исторические темы очень способствуют переводу социальной напряженности в межэтническую. Всегда удобнее указать на исторического врага, чем разобраться в том, кто виноват в сегодняшнем положении народа и, самое главное, что нужно сделать, чтобы выбраться из него. Прошлое в таком случае начинает восприниматься через призму настоящего. Этническая напряженность как массовое психическое состояние основана на эмоциональном заражении, психическом внушении и подражании.

Социально-психологические процессы в митингующей толпе близки к массовой психологии толпы, где индивид снижает уровень критического отношения к себе и ответственности за свое поведение, идет сдвиг от рационального к эмоциональному, осознание общей силы и личной анонимности. Психологи наблюдают в группе кумулятивный эффект — усиление эмоциональной волны, как правило тревожного или агрессивного содержания. В толпе легко перейти от эмоций к действию — для этого нужен лидер или лидирующая группа.

Очень велика вероятность перехода к насилию, что еще более усиливает межэтническую напряженность. Значительно стимулируют процесс нагнетания межэтнической напряженности слухи, стремительно распространяющиеся в системе неформальных коммуникаций. Слух — это неточное описание реального или вымышленного события, отражающее общие настроения в обществе, этнические установки и стереотипы. Не обращать внимания на слухи опасно, ибо информационный вакуум или искаженная информация в СМИ вызывают новый круг слухов.

Кроме того, межэтническая напряженность, как и социальная, характеризуется таким пограничным психическим состоянием, как массовая невротизация, а на этой основе развивается страх культурной ассимиляции и ощущение необходимости этнической консолидации. Эти состояния отличаются повышенным эмоциональным возбуждением, сопровождаемым различными негативными переживаниями: тревогой, массовой национальной напряженностью, беспокойством, раздражительностью, растерянностью, отчаянием.

Такие состояния расширяют круг раздражителей, вызывающих отрицательные реакции. Так, самые обычные, нейтральные слова становятся агрессивными, люди кажутся менее симпатичными и т.д. Еще резче поляризуются отношения «свои - чужие». Своя этническая группа оценивается более позитивно, а чужие — более негативно; все успехи — это наши внутренние заслуги, все неудачи вызваны внешними обстоятельствами, а главное — кознями внешних врагов, под которыми автоматически понимаются иноэтнические группы.

Напряженность конфликтной ситуации, затрудненность информационного общения и убежденность партнеров во взаимной несовместимости создают условия для формирования у них состояния агрессивности. Хорошо известно, что такое психическое состояние делает человека невосприимчивым к рациональному поведению. Любое действие вызывает резкую ответную реакцию другой стороны и в итоге завершается общим противоборством ее участников.

Поэтому под этническим конфликтом понимается социальная ситуация обусловленная несовпадением интересов и целей отдельных этнических групп в рамках единого этнического пространства или этнической группы с одной стороны, и государства - с другой, выражающаяся в стремлении этнической группы изменить свое положение в отношениях с другими этническими группами и государством. Межэтническая напряженность и конфликты порождаются не самим фактом существования этносов, а политическими, социально-экономическими и историческими условиями и обстоятельствами, в которых они живут и развиваются.

Именно в этих условиях кроются основные причины возникновения межэтнических конфликтов. Соответственно, в зависимости от причин и целей этнические конфликты можно типологизировать и систематизировать. 2.

Причины этнорелигиозных конфликтов

Стремления к изменению своего государственного статуса служат одной из... Стремление к суверенизации и есть форма такого противостояния. Кроме т... Разработка нефтегазовых месторождений Сибири не только разрушила приро... Создание интеллектуальной элиты в этнических общностях приводит к тому... Десятилетиями в нашей стране насаждался идеологический монологизм.

Современные этнорелигиозные конфликты

В июне 1988 Верховный Совет Армении дал согласие на вхождение НКАО в с... Но еще большую опасность представляет создание этнических общественных... Все это вместе взятое приводит к тому, что местное население в большом... Происходит формирование моноэтнических автономных иностранных диаспор ... Так, в Москве действует довольно разветвленное общественное объединени...

Заключение

Заключение Опыт Сибири свидетельствует, что мирное со¬существование народов возможно.

Изменение национально¬го состава не обязательно провоцирует возникновение межэт¬нической напряженности.

Более того, миграционные процессы в развитых странах иногда стимулируются государством для решения возникающих социальных проблем.

Многонацио¬нальный состав европейских и американских городов при раз¬витии такого зла, как этническая преступность, в значительной мере определил интенсивный характер развития частного пред¬принимательства, городской инфраструктуры, городской культу¬ры, пополнения бюджетов городов и регионов.

Анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России. Преду¬преждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминаль¬ной глобализации мира неизмеримо возрастает.

Развитие интеграции в современном мире, обусловленное политическими и социально-экономическими изменениями, происшедшими за последнее десятилетие, усиливает миграционные процессы. Как показывает анализ, они характеризуются нарастанием противоречий. Так, с одной стороны, экономическая глобали¬зация стимулирует международные пере¬мещения, а с другой - обусловливает ин¬тенсивную криминализацию обществен¬ных и экономических отношений и, как следствие, ужесточение миграционных режимов принимающих стран.

По экспертным оцен¬кам, сейчас общее число незаконных мигрантов в России составляет от полу¬тора до трех миллионов человек более чем из 60 стран мира. В поиске путей и подходов в реализации курса региональ¬ной национальной политики особое значение приобретает подготовка работников милиции, способных быстро и эффектив¬но решать возникающие проблемы в области межнациональных отношений. В течение десятилетий в Рос¬сии отсутствовала система подготовки кадров в области на¬циональной политики, сориентированных на работу в силовых структурах, сталкивающихся с этой проблемой каждодневно при исполнении служебных обязан¬ностей.

Мир меняется, и это требует создания более гибкой и профессиональной системы. Мировой опыт показывает, что толь¬ко чет¬кое и быстрое реагирование, вовремя предпринятые меры в сложных ситуациях во многом могут нивелировать социальные конфликты. В этом контексте подготовка кадров милиции ста¬новится одной из приоритетных задач как социальной, так и национальной политики.

Список литературы

Список литературы 1. Анцупов А.Я Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: ЮНИТИ, 1999.–551с. 2. Бабосов Е.М. Конфликтология: Учебное пособие. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 464 с. 3. Ворожейкин И.Е Кибанов А.Я Захаров Д.К. Конфликтология. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 240 с. 4. Глухова А.В. Политические конфликты и кризисы. Консенсус и политические методы его достижения // Государство и право. – 1993 № 6. – С. 3 – 14. 5. Громова О.Н. Конфликтология. – М.: ЭКМОС, 2000. – 320 с. 6. Дмитриев А.В. Конфликтология. – М.: Гардарики, 2000. – 320 с. 7. Кобец П.Н. Противодействие религиозному экстремизму в современной России // Российский следователь. – 2005 № 9. 8. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: ВЛАДОС, 2000. 9. Макаров Н.Е. Правовая основа профилактики политического и религиозного экстремизма в России // Государственная власть и местное самоуправление. – 2005. – 11. 10. Многонациональный Кузбасс (История, практика) / Департамент национальной политики и общественных отношений Кемеровской области Кемерово, 2003. – 160 с. 11. Основы религоведения / Под ред. И.Н. Яблокова. – М.: Высшая школа, 1994. – 368 с. 12. Религия и общество: хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. – М.: Аспект Пресс, 1996. – 775 с. 13. Садохин А.П Грушевицкая Т.Г. Этнология. – М.: Академия, 2000. – 302 с.