Обучение

Не только в человеческом обществе, но и в сообществах многих других форм живого существует извечный вопрос о том, что важнее для поведения индивида – природа (генетические задатки) или воспитание, среда? Nature or Nurture? (тема биополитической конференции в Дартмутском колледже (США) летом 1996 г. и многих аналогичных мероприятий). В приложении к высшим животным многие исследователи говорят о «культурных традициях»элементах поведения, не детерминированных генетически и существующих только у определенных сообществ животных. В наибольшей степени подобные традиции выражены у приматов. Так, традиция выкапывания картофеля руками существовала и «культурно» передавалась от поколения к поколению у одной-единственной популяции лангуров (Дерягина, Бутовская, 1992). Характерно, что новую «культурную традицию» у приматов (скажем, у японских макак) во многих случаях первыми осваивали особи-подростки, матери перенимали их от старших детенышей и передавали младшим. Некоторые формы поведения (скажем, вокализация), кажущиеся «сугубо инстинктивными» на первый взгляд, оказываются фактически результатом обучения в ходе социальных взаимодействий между особями. Так, крик зеленых мартышек Cercopithecus sabacus «wre!», издаваемый при защите территории от соседних групп, приобретается ими при обучении (Савельев, 1998).

Обучение у людей и других видов приматов происходит успешнее в том случае, если в роли учителя выступает особь старшего возраста (например, у павианов это самец с седой гривой, Дольник, 1994). Это эволюционно-древнее предпочтение сохраняется и у современных детей, хотя быстрый темп изменения уклада жизни в современную эпоху ведет к относительной некомпетентности (например, в отношении компьютерной техники) пожилых людей и к более выигрышному положению лиц среднего возраста, объективно более подходящих на роль учителей по многим (конечно, не всем!) из жизненно важных ныне «предметов преподавания».

Обучение часто приводит к долговременным перестройкам поведения с соответствующими изменениями в нервной системе. Обучение включает в себя:

 

· Импринтинг (от англ. imprint – впечатывать).Вузком этологическом смысле речь идет о запоминании детенышем животного первого попавшегося на глаза движущегося объекта. Хорошо известен импринтинг у гусят: они считают "мамой" тот движущийся предмет, который видят в первый день жизни (известны фотографии Лоренца с выводком следующим за ним птенцов). В несколько более широком смысле, имеющем биополитический резонанс, под импринтингом понимается всякое обучение, основанное на запечатлении (прочном и, в типичном случае, необратимом, запоминании) определенной информации, к которой индивид восприимчив (комптентен) лишь ограниченное время. Хороший пример – пение птиц. Для исполнения «правильной» мелодии, специфичной для данного вида птиц и местного диалекта, птенец в определенном возрасте должен слушать образцы песен взрослых «наставников». Так, молодые соловьи восприимчивы к мелодиям «наставников» в течение нескольких месяцев и обучаются репертуару из более чем 100 песен (Савельев, 1998). Критический период для обучения ребенка языку завершается не позднее чем к концу 10—12 месяца жизни. На протяжении периода языкового импринтинга младенец способен воспринимать на слух различия между фонемами любого человеческого языка; т.е. ребенок рождается «космополитом».По окончании восприимчивого периода синапсы между нейронами его мозга формируют структуры, соответствующие смыслоразличительным звукам его родного языка, и он адекватно вомпринимает отныне только эти фонемы. Например, достигший одного года жизни японец утрачивает способность различать звуки «р» и «л», поскольку японский язык не дискриминирует эти фонемы. В последние годы этологи получили новые данные о том, что границы периода импринтинга не столь жестко фиксированы генетически, как считали раньше. Эти границы сами зависят от окружающей среды. Чем богаче стимулами и разнообразнее эта среда, тем дольше может продолжаться фаза импринтинга. Например, птенцы совы обучаются по механизму импринтинга картированию местности путем сравнения зрительной и слуховой информации. Птенец сохраняет восприимчивость к этой информации до 70-го дня после вылупления в сравнительно бедной и однообразной среде и до 200-го дня – в очень богатой разнообразными раздражителями среде[40]. Исследования последних лет также показывают, что запечатленная в раннем возрасте информация в некоторых случаях может быть изменена о взрослом состоянии, т.е. что импринтинг может быть частично обратим. Взрослая птица, слушающая несколько месяцев подряд измененную мелодию (например, ее собственную песню, исполненную на компьютере в измененном темпе) начинает петь «неправильно». Птица возвращается, однако, к нормальной песне, если ей перестают исполнять «неправильный» вариант. Биополитики и этологи человека находят аналоги импринтинга в процессах политической социализацииусвоения подрастающим поколением политических норм и ценностей социума. Так, развитие национальных (расовых и т.д) стереотипов и предрассудков свызывают с чувствительным периодом в жизни ребенка (см. подробнее ниже, 5.16.). Долгое (по сравнению с другими приматами) детство у Homo sapiens соответствует удлиненному периоду, в котором возможен такой эффективный способ обучения как импринтинг (Дольник, 1994).

 

· Привыкание (habituation).Ослабление реакции на многократно повторяемый безопасный стимул без подкрепления (награды). Инфузория трубач, если до нее многократно дотрагиваться, всё слабее и слабее реагирует на прикосновение. Человек также постепенно перестает обращать внимание, например, на шум машин в большом городе. Однако это не означает, что «шумовое загрязнение» на него более не влияет – вызванный шумом стресс продолжает свое незаметное воздействие на организм. Борьба с шумом представляет важную грань практической биополитики (в её экологическом аспекте).

 

· Условный рефлекс (conditioning).Включает классический условный рефлекс (например, павловские собаки запоминали связь между вспышкой света и пищей) и оперантный (обучение поведению, направленному на получение награды или избегание наказания). Оперантный условный рефлекс находился в центре внимания исследовательской программы бихевиоризма, кратко рассмотренной в начале этого раздела.

 

· Подражание. Проявляется в различных формах: (а) как выполнение того или иного поведенческого акта вслед за выполнением сходного акта другой особью (кашель, чихание, зевание часто распространяются в зрительных залах театров по эстафете); (б) усиление реакции на какой-либо объект в результате реакции на него других особей (в человеческом обществе эту форму подражания используют в рекламном бизнесе, сообщая о восторженной реакции других покупателей на данный товар); (в) имитация-- копирование, например, звуков, которые производятся другой особью и которых нет в репертуаре данной особи (мысленный пример из жизни Homo sapiens – Лещенко поет песню из репертуара Аллы Пугачевой).

 

· Инсайт. Наиболее творческий вид обучения, связанный с «улавливанием новых связей» между объектами или явлениями, что дает возможность нетривиального решения той иной задачи. К инсайту способны уже голуби, но он наиболее развит у высших приматов, и без этой способности невозможно представить себе возникновение и развитие человеческого общества.

 

Обучение как форма поведения связана с приобретением жизненного опыта, весьма важной составной частью которого является взаимодействие с себе подобными. Таким образом, обучение связано не только с индивидуальным,но и с социальнымповедением.