рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ - раздел Политика, Методические документы по политологии. Часть 2 1. Понятие Правового Государства. 2. Характерные Черты Правового Гос...

1. Понятие правового государства.

2. Характерные черты правового государства.

1. Идеи господства закона в жизни людей появились в эпоху античного мира и разрабатывались Платоном и Аристотелем. В эпоху просвещения (XVIII в.) впервые появляется понятие – правовое государство. Некоторые характерные черты его изложены в трудах Т.Гоббса, Д.Локка, Ш.Монтескье. Теоретическое обоснование правового государства наиболее полно представлено в наследии И.Канта.

Марксизм вопрос о правовом государстве прямо не ставил. С установлением государства диктатуры пролетариата теория правового государства была объявлена буржуазной, а поэтому порочной и лженаучной.

Целостный характер теория приобрела в современной Западной политологии. В России в наше время она получила широкое распространение, став не только предметом исследования учёных-политологов, но и практикой демократически ориентированных политиков. Правовое государство обозначается сегодня как цель государственного строительства в нашей стране, которая зафиксирована в Конституции РФ. Правовое государство в своём становлении и функционировании исходит из признания самоценности личности, т.е. её безусловного примата в иерархии любых ценностей. Поэтому можно так определить правовое государство: это такая политическая организация общества, при которой осуществляется максимально возможная социальная и политико-юридическая защищённость интересов и прав каждого человека, все граждане перед законом равны, власть подчинена закону (праву). Такое государство складывается вместе с развитием демократических принципов как в институтах власти, так и в общественной жизни в целом. Правовое государство предполагает наличие гражданского общества, которое основано на самостоятельной инициативе граждан и характеризуется высокой степенью развития политической культуры, политической жизни, политического сознания. Правовое государство и гражданское общество развиваются и созревают одновременно, постоянно взаимодействия друг с другом и находясь в тоже время в оппозиции друг к другу. Социальной основой правового государства являются средние слои общества или средний класс. В экономическом отношении это среднеобеспеченный слой общества. Источником его материального благополучия является как заработная плата, так и главным образом – частная собственность, предпринимательская деятельность. В политическом отношении это класс консервативный, он противник социальных потрясений и революций. Этому классу есть что терять: свою собственность, благополучие, соответствующий образ жизни. Поэтому средний класс является социальной основой общества и правового государства, выступает «гасителем» крайностей как со стороны богатых, так и со стороны бедных. Для успеха развития государства его количество должно составлять не меньше 30% демографического состава. Средний класс законопослушен, лоялен к власти, самостоятелен и ждёт от государства постепенного улучшения своего положения на основе развития демократического законодательства.

Термин «правовое государство» сразу же вызывает вопрос: возможно ли государство без права? (закона). Государство плюс право – не является ли уже само по себе государством?

Что такое право? Это совокупность общеобязательных правил поведения, законов, устанавливаемых и охраняемых государством. Но неразрывность государства и права не является адекватным выражением сущности правового государства. Иначе сказать, не всякое государство в единстве с его правом (законами) является государством правовым.

2. Характерными чертами правового государства являются:

- Определённый уровень развития как государства, так и права. Доправовое государство отличается приоритетом государства перед правом: государство первично, право вторично. В рамках правового государства приоритетным является право, законы. Государство, власть подчиняются закону. Государство связывает себя законами, которые принимает. В итоге осуществляется формула: не закон власти, а власть закона. Право определяет структуру и функции государства, всю его многостороннюю деятельность по управлению делами общества, регулированию отношений между людьми. В самом праве заключается нормативное выражение и закрепление принципов и идей справедливости, свободы, равенства. Именно так понимается право в правовом государстве. Приоритет права чаще всего представляют как верховенство закона. Но закон должен соответствовать праву, быть правовым. Иначе верховенство закона обернётся диктатом, диктатурой закона. В условиях правовой государственности ни у кого не должно быть привилегий, которые позволили бы занимать позицию, неподвластную закону и праву, стоять над законом.

- Верховенство закона предполагает развитую правовую культуру и правовое сознание. Особенно важно подчеркнуть культуру законоуважения, а не законопослушания. Последнее характерно для любого типа государства;

- Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Здесь имеется в виду именно разделение властей, а не власти, так как власть здесь одна – государственная. Все ветви власти должны основываться на идее единства государственной власти. В разделении властей просматривается субординация: верховенство законодательной власти и подзаконность исполнительной и судебной властей. Законодательная власть определяет в конечном счёте деятельность всех исполнительных и судебных органов государства. Все постановления и решения исполнительной власти (правительства) не должны противоречить существующему законодательству или выходить за его пределы. Задача судебной власти – добиваться строгого и неукоснительного соблюдения норм права всеми участниками общественных отношений, охранять законность и порядок, пресекать все действия, направленные на подрыв правовых законодательных устоев государственной и общественной жизни. Суд – это закон и право, он независим от каких-либо субъективных действий и влияний каких-либо лиц, групп, организаций. Суд подчиняется закону, но не законодательной власти. Организационно независимость судей закрепляется в законодательстве, поэтому суд и судьи являются действенным противовесом, «противоядием» против диктата власти, против её тоталитаристских тенденций.

- Каждой из трёх ветвей власти присущи свои функции, властные полномочия. Осуществляя их, они взаимодополняют и взаимоограничивают друг друга. В результате получается не столько разделение, сколько равновесие, устойчивое соглашение между ними. Это повышает эффективность работы государственного механизма в целом, его устойчивость и сбалансированность, не даёт сосредоточить в одних руках всю власть.

- Важный признак правового государства – взаимная ответственность власти и народа. Граждане обязаны соблюдать законы, а в случае правонарушения должны нести ответственность по закону.

- Ответственность власти перед личностью, гражданами в правовом государстве состоит в том, что власть обязана обеспечить равную возможность для всех пользоваться защитой закона, создавать оптимальные условия для осуществления их законных прав и интересов. При этом правовое государство не только провозглашает свободы и правовую защищённость граждан, но и гарантирует эти права (проведение сильной социальной политики).

- Признание и реализация общечеловеческих, универсальных идей, ценностей, свобод и правовых регламентаций (право на жизнь, собственность, счастье, свобода совести, свобода слова, отказ от любых форм дискриминации).

- Высокий уровень правосознания граждан. Этот уровень включает знание гражданами своих прав и обязанностей, умение их реализовать и осознание гражданами своей ответственности перед законом.

Становление правового государства – достаточно длительный исторический процесс, зависящий от социально-экономического развития и организации общества, от традиций и общего культурного и политического уровня, от потребностей и готовности граждан утвердить и принять такое государственное устройство.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Какое государство можно назвать неправовым? 2. Можно ли утверждать, что закон не всегда является правовым? 3. Почему на Западе люди чаще всего принимали государство как тирана, а на Востоке – как благодетеля? 4. Какая из характеристик правового государства является наиболее важной: верховенства закона или признание гарантий, прав и свобод личности? 5. В чем проявляется взаимная ответственность государства и личности? 6. Почему Верховенство закононесущая конструкция правового государства? 7. Какова роль суда и судебной системы в правовом государстве? 8. Почему так неэффективна судебная система в России сегодня?    

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Признаки правового государства: а) государство должно быть ограничено законом; б) запрещено все, что не разрешено законом; в) разрешено то, что не запрещено законом; г) все государственные органы могут судить о том, является ли человек преступником или нет. 2. Разделение властей в правовом государстве имеет цель: а) улучшить эффективность работы правительства; б) предотвратить возможность сосредоточения власти в руках отдельной личности или групп лиц; в) упростить процесс принятия законов; г) сделать центральную власть более сильной, чем местную; д) сделать местную власть более сильной, чем федеральную. 3. Концепция независимости судебной власти означает: а) представители судебной власти застрахованы от потери своих должностей; б) представители судебной власти не могут быть принуждены к действию исполнительными и законодательными структурами; в) лица, представляющие судебную власть, не являются членами политических партий.    

 

III. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

1. Понятие, основные черты и специфические особенности политической жизни общества.

2. Основные элементы политической жизни общества.

1. Понятие «политическая жизнь общества» является наиболее общим политологическим понятием, т.к. охватывает все многообразие политических событий, явлений, процессов, отношений и взаимодействий, имеющих место в обществе. Политическая жизнь общества – это совокупность всех (основных и неосновных, существенных и несущественных, необходимых и случайных, первичных и производных, объективных и субъективных) явлений и процессов, связанных с властью, властными и управленческими отношениями.

Введение в политологию понятия «политическая жизнь общества» позволяет условно отделить политическую сферу от других сфер жизни общества и выявить ее основные черты и специфические особенности. Понятие «политическая жизнь» позволяет терминологически объединить в единую систему социально-гуманитарного знания ряд наук, в предметную сферу которых входит политика: философию политики, социологию политики и политологию.

Политической жизни общества присущи следующие основные черты и специфические особенности:

- При всем многообразии она представляет собой целостный взаимосвязанный процесс изменения политической реальности.

- Политическая жизнь общества протекает в конкретных пространственно-временных формах.

Политическое пространство – это поле политической деятельности, границы которого задаются потенциальным объемом, силой и направлением властного воздействия (контроля). Каждый субъект политической жизни общества обладает определенным политическим пространством. Политическая борьба разворачивается прежде всего как борьба за овладение политическим пространством. Другая категория - политическое время, характеризует длительность политических процессов. Оно соотносимо с понятиями «политическая эпоха», «политический период». Каждое общество в конкретные периоды времени развивается в различных направлениях (пространстве), в различных ритмах и различными темпами. Понятие «политическое время» отличается от хронологического времени, которое развивается поступательно и равномерно. В некоторые исторические периоды политическая жизнь общества протекает исключительно активно, бурно, а в другие ее темпы замедляются. Тем самым задаются объемы и границы задействованного в обществе политического пространства и политические временные ритмы. Поэтому анализировать и оценивать политические события и процессы необходимо в их взаимовлиянии, взаимосвязи при обязательном учете конкретных условий места и времени.

- Политическая жизнь общества представляет собой структурированную целостность (систему), в которой практически каждый элемент выполняет определенную функцию. Вместе с тем, здесь имеют место и случайные события и процессы, не вписывающиеся в структуру.

- Политическая жизнь общества тесно взаимосвязана с другими сферами, прежде всего – с экономической сферой жизнедеятельности общества. Политическая сфера в политизированном обществе становится доминирующей и может определять (направлять, ускорять, тормозить) развитие экономической, культурной, социальной сфер. В периоды стабилизации политической жизни, напротив, другие сферы жизни общества могут оказывать существенное влияние и даже предопределять развитие политической сферы.

- Политическая жизнь современного общества в отличие от других сфер социальной жизни – это жестко институциализированная и иерархически организованная система. Наиболее развитый политический институт – государство – при помощи специально созданного инструментария (армия, полиция, государственный аппарат, законодательство) в состоянии контролировать все сферы жизни общества, включая духовную сферу.

2. Многообразие форм проявления политической жизни общества позволяет выделить ее основные составляющие.

- Политическая деятельность. Она представляет действия отдельных людей, политических групп, а также политических организаций и институтов, направленные на реализацию их политических потребностей и притязаний.

- Политическое сознание и составляющие его элементы (политические идеи, теории, концепции, взгляды, представления, потребности, чувства, настроения, эмоции, мотивации, оценки и т.д.), выполняющие функцию содержательного (рационального) и психо-эмоционального обеспечения политической деятельности.

- Институциональная политическая система общества, в которую входят политические институты, политические организации и учреждения, политические партии, общественные организации. Посредством этой системы осуществляется регуляция политической жизни общества. Институциональная политическая система является образующим и систематизирующим элементом политической жизни общества.

Политическая деятельность, политическое сознание и институциональная политическая система функционируют как подсистемы некого целого – политической сферы жизни общества. Как и всякое систематизированное целое политическая жизнь общества может быть представлена в виде процесса борьбы двух тенденций. С одной стороны, имеет место тенденции к сохранению сложившегося структурно-функционального устройства а, следовательно, тенденция к стабильности, устойчивости и самосохранению сложившихся форм политической жизни общества. С другой стороны, как и всякая социальная система, политическая жизнь общества порождает тенденцию к изменению, развитию (или упадку). Это связано с политическими конфликтами, войнами, революциями, либо эпохами политических реформ.

Оценка качественного состояния и уровня развития политической жизни общества обычно осуществляется при помощи понятий «политическая культура», «политическая стабильность», «политическая активность» и других.

При этом наиболее широкой категорией является понятие «политическая культура», которое включает в себя множество аспектов политической жизни: культура политической деятельности, культура политического поведения, политического сознания и мышления и т.д. (подробно см. следующий раздел настоящего методического пособия). Понятия «политическая жизнь» и «политическая культура» неразрывно связаны. Уровень политической культуры определяет качество политической жизни.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Почему политическая жизнь общества невозможна без наличия политической власти? 2. Социолог изучает факт социальной жизни, а политолог – «политическое событие». Как и когда событие становится политическим? 3. Назовите основные черты политической жизни общества. 4. Что такое «политическое пространство»? 5. Чем понятие «политическое время» отличается от хронологического времени? 6. Назовите формы проявления политической жизни. 7. Какова связь и отличия между понятиями «политическая жизнь» и «политическая культура»?    

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Основные черты политической жизни общества: а) это целостный взаимосвязанный процесс изменения политической реальности; б) протекает в рамках политического пространства; в) протекает в рамках хронологического времени; г) политическое время может развиваться не только поступательно, но и вспять, в обратном направлении; д) непосредственно зависит от институтов власти и их функционирования; е) непосредственно зависит от уровня развития политической культуры в стране; ж) непосредственно зависит от уровня развития науки в стране. 2. Формы проявления политической жизни в обществе: а) политическая деятельность; б) экономическая деятельность; в) политическое сознание; г) функционирование политической системы общества; д) деятельность и события в социальной жизни общества.    

 

IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

1. Понятие политической культуры.

2. Структура политической культуры.

3. Основные черты и типология политической культуры.

4. Функции политической культуры.

1. Культура – это очень широкое понятие. Оно по существу включает все то, что сотворено человеком: производство и быт, духовные ценности, традиции и фольклор, нравственные устои, политику и право. Политическая культура – часть этого общего понятия. Она сформировалась позднее других видов культуры вместе с возникновением политики и государства.

Термин «политическая культура» был введен в научный оборот немецким философом И. Гердером в XVII веке, однако само понятие идет еще от Платона и особенно Аристотеля. В России проблемы политической культуры исследовал В.И. Герье (70-е гг. XIX в.). Особенно интенсивно вопросы политической культуры стали разрабатываться в 50-80-е гг. XX века (Г. Алмонд, С. Верба), когда в связи с обострением глобальных, особенно экологических проблем научная мысль приходит к осознанию пагубности отрыва политики от нравственности, от культуры в целом.

Вовлечение социальных групп и индивидов в политику обусловлено их стремлением реализовать свои коренные социально значимые интересы, потребности, ожидания. Однако реализация этих интересов может осуществляться лишь посредством прохождения через цепочку политических институтов, элит, лидеров и т.п. Качество, нормы, уровень как артикуляции (определения и представления во власть) коренных интересов социальных субъектов, так и деятельности политических институтов обусловлено господствующей в обществе политической культурой.

Политическая культура является нормативно-ценностной системой, которой придерживается большинство населения. Она представляет собой совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политического поведения всех социальных субъектов общества. Политическая культура включает не только политические идеалы, ценности, установки, но и действующие нормы политической жизни. Тем самым политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия власти, индивида и общества.

Не все продукты политической деятельности предшествующих поколений составляют багаж политической культуры. Многие из них, не будучи воспринятыми согражданами и их потомками, бесслед­но исчезают. Как и в культуре в целом, здесь происходит фильтра­ция, отсеивание случайного, мнимого. Остается устойчивое, повто­ряющееся, передающееся от поколения к поколению в течение истори­чески более или менее длительного периода.

Передача политических ориентации, установок, убеждений, опы­та, образцов поведения осуществляется через политическую культу­ру. Она выступает способом воспроизводства политических характе­ристик социального субъекта. Политическая культура - это систем­ное духовно-практическое качество социального субъекта, формиру­ющееся посредством воспроизводства поколениями людей своих устойчивых политических характеристик.

2. Из сказанного вытекает, что политическая культура - это сложная система, состоящая из многих взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Отметим важнейшие из них:

a) политичес­кие потребности, интересы и ожидания всех социальных субъектов общества;

б) знания о политике;

в) убеждения, ценностные ориентации, суждения и оценки политических событий, политические стереотипы;

г) политическое сознание;

д) характер политического мышления, в значительной мере обусловленный состоянием коллективного подсознания общества, его глубинных эмоционально-психических зон (менталитет);

е) признанные в обществе политические нормы, традиции, образцы поведения как юридические, так и нравственные;

ж) навыки и способы политической деятельности, умение и опыт;

з) политические символы (гимн, флаг, а также способы отношения
к ним общества).

Важно подчеркнуть, что в понятие структуры вхо­дит не только совокупность элементов, но и единство устойчивых взаимосвязей между ними, система взаимодействия перечисленных элементов. Все элементы политической культуры органически связаны друг с другом. Только все они в совокупности определяют ее сущ­ность. Подчеркнем роль политического сознания (см. соответствующий раздел настоящего учебно-методического пособия) и особенно роль подсознательных импульсивно-эмоциональных моментов, менталитета в формировании того или иного характера политической культуры, чему до последнего времени явно недостаточно уделя­лось внимания.

При изучении структуры политической культуры необходимо учи­тывать ее многоуровневый характер (личность, социальная группа, общество, государство), а также различия в способах формирования и реализации политической культуры на том или ином уровне. Это означает, что все элементы политической культуры в совокупности определяют уровень и качество функционирования всех элементов по­литической системы общества (государственных учреждений, лидеров, элит и т.д.). Однако в характере их политической деятельности проявляются не только общие черты политической культуры, но и различия, определяемые спецификой того или иного уровня.

3. Конкретное содержание понятия политической культуры раз­лично в зависимости от уровня развития общества, политического режима в стране и т.д. Для демократического общества, политичес­кой основой которого является правовое государство, это, по край­ней мере, следующие характеристики:

- самоценность человеческой жизни, счастье человека, приоритет общечеловеческих ценностей над всеми прочими социальными ценностями (классовыми, этнически­ми и т.п.);

- осознание необходимости политического плюрализма (множества мнений, идей, партий), отражающего многовариантность путей исторического развития;

- терпимость к инакомыслию (толерантность);

- верховенство гражданского права и гражданского общества как гаран­тия против бюрократизма, монополизма и тоталитаризма;

- нацио­нальное согласие власти с обществом, ненасилие как основной прин­цип общественной жизни в сочетании с цивилизованным насилием по отношении к нарушителям закона;

- единство цели и средств ее осу­ществления как гарантия от деформации самой цели и др.

На уровне личности политическая культура такого общества предполагает граж­данскую активность, инициативность во всех сферах жизни, знание законов и законопослушание, ответственность перед обществом и самим собой за свои деяния.

Типология политической культуры, как и всякая классификация, зависит от того, какой критерий положен в ее основу. Наиболее универсальной, на наш взгляд, является классификация на основе различий в политических ориентациях людей (Г. Алмонд и С. Верба), согласно которой выделяется четыре типа политической культуры:

1. патриархальный (политические ориентации неотделимы от рели­гиозных и социальных);

2. подданнический (пассивный по содержанию);

3. активистский;

4. «Культура гражданина» (смешанный тип).

Последний наиболее предпочтителен для современного демократического об­щества. Можно провести классификацию по социально-классовому признаку (пролетарская, крестьянская и т.п.), по идеологическому признаку (коммунистическая, социал-демократическая, либеральная и т.п.), по национально-территориальному признаку (западноевропейская, англосаксонская, восточная, азиатская и т.п.), по характеру политического режима (демократическая, авторитарная, тоталитарная) и другие виды политической культуры.

В обществе господствует тот или иной тип культуры. Чем яв­ственнее господство, тем определеннее общество. Однако при этом продолжают существовать и другие типы культуры. Так, в демокра­тическом обществе имеются элементы патриархальной и авторитарной культуры, что в определенных условиях создает возможность перехода общества на путь авторитаризма. Особенно сложной является картина в обществах переходного типа. Так, в современной России пока преобладает культура подданнического типа, существует активистский тип (левый и правый радикализм), зародилась и набирает силу культура гражданина. Социальная неоднородность общества обуславливает существование различных подтипов основно­го типа культуры («субкультура»). Различают политическую субкультуру различных социальных слоев: интеллигенции, женскую, молодежную и т.п. Для моло­дежной субкультуры характерно преобладание так называемого нон­конформизма (т.е. несогласия с властью), радикализм, культ силы. Для старших поколений наибольшими ценностями является стабильно­сть, традиции, опыт. Женщины отличаются от мужчин меньшей вовлеченностью в политику, большей склонностью к поддержке партий и организаций консервативного направления. Мирное "сожительство" и взаимодействие культур - источник стабильности общества. В со­циально разобщенном социуме существует политическая контркультура, направленная против господствующих политических отношений. При несовпадении интересов политической культуры, контркультуры и субкультур возникает угроза распада единой и образования фраг­ментарной политической культуры. Последняя характеризуется уте­рей общих идеалов и ценностей, приоритетом местничества, нацио­нализма, группового эгоизма. Фрагментарная политическая культу­ра - неизбежный спутник революций, переломных периодов обществен­ного развития.

Политическая культура - не изолированное явление. Она - свое­го рода подсистема в системе общей культуры, и находится в тесной зависимости от других ее видов: экономической, бытовой, правовой, нравственной и т.п. культуры. Единство всех видов культуры обусловлено гуманистической сущностью их родовой основы - культуры в целом.

Особенно тесная зависимость отмечается между культурой политической, правовой и нравственной. Все юридическое имеет политическую природу. Закон регулирует отношения между социальными группами, личностью и государством (т.е. определяет политические нормативы общества). Политическая культура формирует уважение к правовым нормам и стремление к их исполнению.

Взаимозависимость политической и нравственной культуры прослеживается на протяже­нии истории человечества с древнейших времен. Модели идеального государства (Платон, Аристотель, Дж. Локк, И. Кант и многие дру­гие) ставили целью достижение счастья человека. В то же время практическая политическая история полна расхождения между нравственными и политическими нормами. Вторая половина XX – начало XXI века, обнажившая перед человечеством глобальные проблемы, со всей силой поставила вопрос о необходимости приоритета общечеловеческих цен­ностей не только в рамках отдельных государств, но и во всемирном масштабе. Все более очевидным становится факт, что политика, игно­рирующая гуманитарные общечеловеческие ценности в угоду классовым, групповым, личным не имеет исторической перспективы.

4. Поскольку политическая культура есть часть культуры как универсального понятия, ее функции совпадают в целом с функциями последней. В сфере политической культуры наиболее действен­но "работают":

- Познавательная (иногда ее называют гносеологи­ческая) функция - это познание и освоение политической действитель­ности, основной способ формирования политического сознания общест­ва.

- Коммуникативная функция. Обеспечивает обмен политической информацией, распространение знаний, умений и навыков участия в политической жизни. Посредством этой функции осуществляется не только общение, передача политического опыта между современниками, но и от поколения к поколению, т.е. постоянное воссоздание и функционирование самой политической культуры в обществе во временном пространстве.

- Регулирующая функция связана с воздействием на поведение людей и политичес­ких институтов, особенно в процессе подготовки и принятия полити­ческих решений. Если "нормы" этих решений соответствуют доминирую­щей в обществе политической культуре, то процесс взаимодействия власти и общества будет развиваться успешно. Несовпадение таких норм с уровнем и ха­рактером политической культуры в стране обрекает эти нормы на от­торжение, на конфронтацию между обществом и властью, на дискредитацию реформ в глазах народа.

- Интегративная (объединяющая) функ­ция служит консолидации всех слоев общества на основе доминирующих ценностей, идей, принятых норм и принципов политического общежития. Политическая культура выступает здесь своеобразной опорой существующей политической системы, обеспечивает ее стабильность и устойчивость.

- Воспитательную функцию можно еще обозначить как функцию политической социализации личности. Ее суть состоит в том, что через механизм политической культуры происходит приобщение личности к политической жизни данного общества, совершенствование интеллектуальных способностей, навыков активного и полноценного участия личности в управлении. Политическая культура развивает в человеке чувство гражданской ответственности, способствует следованию принятым в обществе эталонам поведения, прививает политическую этику. Функция политической социализации служит действенным рычагом в размывании патриархального и подданнического типа политической культуры и превращении «культуры гражданина» в доминирующий тип. А это является важнейшей основой демократического гражданского общества и правового государства.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. В чем сущность понятия «политическая культура»? 2. Назовите элементы политической культуры. 3. Может ли в обществе отсутствовать политическая культура? 4. В чем заключается многоуровневый характер политической культуры? 5. Назовите типы политической культуры. 6. Какой тип государства определяется подданнической культурой? 7. Что такое субкультура? 8. Укажите важнейшие функции культуры.  

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Элементы политической культуры: а) социально значимые интересы различных субъектов общества; б) убеждения и ценностные ориентации; в) общественные политические стереотипы; г) политическое сознание; д) знания в различных областях искусства; е) политические символы; ж) общая культура личности; з) менталитет. 2. Типология политической культуры: а) патриархальный тип; б) нонконфорлицм; в) подданнический тип; г) социально-демократическая политическая культура; д) активистский тип; е) гражданственный тип; ж) толерантность. 3. Определите типологию политической культуры современной России.    

 

 

V. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ

1. Политическое сознание: понятие, типология, структура.

2. Основные функции политического сознания.

1. Политическое сознание представляет собой совокупность идей, взглядов, теорий, представлений, знаний, убеждений, установок, ценностей, чувств, потребностей, традиций, обычаев, определяющих в значительной мере отношения общества и власти. Политическое сознание – это процесс и результат отражения политической жизни общества в сознании людей.

На формирование политического сознания в большей степени, чем на другие явления политики, оказывает влияние политическая психология – субъективно-мотивационная сфера поведения участников политической жизни. В субъективно-мотивационную сферу поведения входят двигательные механизмы, коренящиеся в сознании и подсознании людей: их психологический склад, ментальность, темперамент, воля, память, нейрофизологические и другие индивидуальные свойства, определяющие их чувства и эмоции и влияющие на их политическое поведение.

Другим важнейшим фактором влияния на формирование политического сознания является идеология. Политическая идеология – это целостное систематизированное развернутое учение, направленное на защиту и обоснование политических позиций определенных социально-политических групп и слоев. Важнейшими составляющими политической идеологии являются теоретические положения (идеи), включающие политические ценности и установки, политические убеждения, политические цели и идеалы, а также программы деятельности и тактические построения, направленные на достижение политических идеалов и целей, основой которых являются интересы, потребности и ожидания определенных социальных групп. Политическая идеология может решающим образом определять политическое сознание отдельных индивидов, социальных групп и общества в целом. Это происходит в тех случаях, когда в государстве наличествует одна идеология – идеология власти (тоталитарный политический режим). Плюрализм (множественность) идеологий в государстве, обществе дает возможность идеологического выбора и тем самым ослабляет (но не устраняет) влияние идеологии в структуре политического сознания (демократический политический режим). В свою очередь в процессе создания множественности идеологий в обществе активную роль играет само политическое сознание.

Необходимо различать три типа носителей политического сознания: а) конкретные люди (индивиды); б) социально-политические группы; в) социо-культурные общ­ности и соответственно три типа политического сознания: индивидуальное, групповое и национальное (этническое) политическое сознание. Так как социальные группы и общности могут существовать только посредством взаимодействия конкретных лю­дей, можно утверждать, что индивидуальное политическое сознание являет­ся основой существования и реализации других типов политического созна­ния. Вместе с тем, каждый человек, выросший в определенных условиях какой-либо страны и являющийся членом определенных социальных и полити­ческих групп под их воздействием воспринимает и (частично) присваива­ет (разделяет) определенные политические идеи, представления, традиции, установки, стереотипы. Поэтому политическое сознание каждой личности включает как индивидуальные, неповторимые элементы, так и элементы группового и национального (этнического) политического сознания, социально-классовые идеи и представления, национальные политические традиции и стереотипы и т.д.

Надиндивидуальное политическое сознание (социальной группы, слоя, класса, этноса, народа) включает наиболее типичные, сходные черты и свойства, характерные для данной группы или общности.

Осознание личностью своей принадлежности к социальной или политической группе, либо общности и своей роли (функции, миссии) в ней является необходимым этапом роста политического самосознания личности. Развитие политического самосознания личности, т.е. активизация процесса осмысления личностью своего места и роли в политической жизни общества также является показателем роста уровня политической культуры.

Типология политического сознания достаточно сложна и зависит от критерия, положенного исследователем в ее основу. Учитывая такой критерий, как характер политических ценностей, преобладающий в сознании отдельных групп людей, различают демократический, тоталитарный и авторитарный типы политического сознания. Степень активности в осмыслении индивидом политической жизни общества дает основания выделить революционный, экстремистский, конформистский (аполитический) типы политического сознания. Анализируя направленность сознания, можно различать консервативный, либеральный, радикальный и центристский типы политического сознания.

В структуре политического сознания принято различать два уровня: обыденный (опытный, эмпирический) и теоретический.

Обыденное сознание формируется в процессе повседневной жизни людей. Оно во многом определяется субъективно-мотивационной сферой поведения участников, политической психологией личности и социальных групп. Поэтому оно включает преимущественно конкретные оценки, мнения, настроения и эмоции по поводу экономических, политических, социальных и других значимых для личности или группы интересов. Формы проявления сознания на обыденном уровне обычно отличаются яркой эмоциональной окрашенностью и часто рационально (и тем более теоретически) не мотивированы.

Элементы политического сознания, относимые к теоретическому уровню, более рационально взвешены, хорошо аргументированы, выработаны и осмыслены с применением научных методов познания и мышления. Политические идеи, концепции, теории, выработанные при помощи таких методов, составляют теоретический уровень политического сознания и обладают большей достоверностью, а также большей объяснительной и предсказательной силой. Теоретические элементы сознания направлены на познание наиболее существенных повторяющихся явлений и процессов, на открытие тенденций и закономерностей изменения политической жизни общества. Поэтому теоретический уровень считается высшим уровнем политического сознания.

Политическое сознание – органическая часть общественного сознания в целом. Оно так же, как и общественное сознание в целом в демократическом государстве зачастую более или менее не совпадает с официальной политикой (особенно по тактическим проблемам), представляет оппозицию государственной политике (что характерно для взаимоотношения «гражданское общество – правовое государство»). В тоталитарном государстве как политическое, так и общественное сознание полностью определяется официальной государственной идеологией, т.е. практически поглощаются государством.

2. Политическое сознание играет фундаментальную роль в жизни общества, субъективно обеспечивая все процессы политической жизни общества и являясь важнейшей составной его политической культуры. Политическое сознание выполняет следующие основные функции, которые во многом совпадают с функциями политической культуры в обществе в целом:

- Познавательная функция обеспечивается в процессе выработки знаний о политике: посредством политического сознания накапливаются, систематизируются, обобщаются знания о фактах, открываются новые об­ласти знания, фиксируются новые факты.

- Аксиологическая (ценностная) функция реализуется в процессе выработки политических ценностей, идеалов (мир, свобода, политическая независимость, равенство и др.). Выработка определенной системы ценностей позволяет человеку самостоятельно ориентироваться в политической жизни общества и делать собственные политические оценки происходящего, отделяя главное от второстепенного, сущест­венное от несущественного, прогрессивное от консервативного и регрессивного.

- Практическая (прагматическая) функция политического сознания связана с тем, что решения и выводы, сделанные в теории, подлежат реали­зации в практической социально-политической деятельности, то есть явля­ются руководством и необходимым условием изменения социально-полити­ческой практики.

- Прогностическая функция политического сознания реализуется в тех случаях, когда делаются предположения, строятся прогнозы (кратко­срочные, среднесрочные, долгосрочные; внешне- и внутриполитические), определяются перспективы развития различных сфер политической жизни общества в будущем. Без прогностической деятельности невозможно целенаправленное воздействие на политические отношения в обществе.

- Воспитательная функция (или функция политической социализации) политического сознания связана с тем, что прежде всего через сознание и мышление человека формируется основа его взглядов на политическую жизнь общест­ва, фундамент его будущей социально-политической деятельности, его политическая позиция, а также закладываются индивидуальные особенности его политической социализации в обществе. Государство при помощи специально выработанных приемов обеспечивает контроль за выполнением этой функции и за формированием правовой и политической культуры граждан.

- Идеологическая функция реализуется посредством осознания своих конкретных потребностей и ожиданий отдельными социальными группами общества, а затем вербального (словесного) определения этих интересов и последующего их представления во власть. Идеологическая функция способствует кристаллизации интересов, идеологии отдельных социальных групп и является тем самым инструментом развития, консолидации группы как социально-политического субъекта. Поскольку в обществе много социальных групп идеологическая функция способствует появлению множественности идеологий. Тем самым идеологическая функция служит развитию демократического принципа плюрализма.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое политическое сознание? 2. Как политическое сознание связано с общественным сознанием? 3. Какие уровни политического сознания вы знаете? 4. Почему политическое сознание связано с социальной и политической психологией? 5. Каковы рычаги воздействия идеологии на развитие политического сознания? 6. Каковы рычаги воздействия политического сознания на развитие идеологии в обществе? 7. Назовите типы политического сознания. 8. Определите уровни политического сознания.    

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Типология политического сознания: а) индивидуальное; б) глобальное; в) групповое; г) национальное (этническое); д) государственное; е) общественное; ж) маргинальное. 2. Функции политического сознания: а) гносеологическая; б) прогностическая; в) идеологическая; г) борьба за власть; д) практическая; е) аксиологическая; ж) социально-экономической стабилизации общества; з) политической социализации. 3. Определите характерные черты политического сознания одной из социальных групп современной России («новые русские», фермеры, «бомжи» и др.).  

 

 

VI. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

1.Понятие гражданского общества.

2.Взаимосвязь гражданского общества и правового государства.

1. Понятие «гражданское общество» уходит своими корнями к античности – к идеям Аристотеля («государство-полис»), Цицерона («естественное право» граждан). Разработка этого понятия связана уже с новым временем, с XVIII веком, когда пришедшая на мировую арену молодая буржуазия начинает осознавать свои социальные интересы (концепции Ж.Ж.Руссо, Дж.Локка, И.Канта, Г.Гегеля). В XX веке развиваются многочисленные теории гражданского общества. Большинство из них связывает его возникновение с появлением гражданина как социально и политически активной личности, обладающей определёнными правами и наделённой обязанностями. Становление и развитие гражданского общества рассматривается в тесной связи со становлением и развитием правового государства, высоко развитой цивилизации.

Советское обществоведение игнорировало теорию и практику гражданского общества, следуя положению марксизма о том, что в результате победы пролетариата над буржуазией общество сольётся с социалистическим государством, будет полностью подчинено и поглощено им, поскольку социалистическое государство является гарантом и выразителем всеобщего (и общественного и государственного) интереса. Сегодня остро осознаётся необходимость не только теоретической разработки концепции гражданского общества, но и путей его формирования в реальной исторической практике. Всё большее число теоретиков и политиков приходит к выводу, что неразвитость гражданского общества в России является основным тормозом на пути демократизации. В связи с этим остро ощущается необходимость выявления основных черт и качеств самого понятия «гражданское общество».

Назовем такие элементы и ценности гражданского общества, которые являются также представлениями о нормах индивидуального существования в обществе:

а) требование личной безопасности;

б) свобода от доминации с чьей-либо стороны, т.е. самостоятельный выбор индивидом веры, образа жизни, стиля поведения и т.д., но в рамках «писаных и неписаных законов»;

в) принцип равенства всех перед законом;

г) право каждого на частную собственность;

д) институт контрактных отношений между индивидами, между индивидами и группой;

е) признание индивидуальных различий, уважение и терпимость (толерантность) к другому человеку.

Несущие структурообразующие элементы в этом наборе: личность и собственность.

Гражданское общество – это система частных лиц, групп, институтов, не зависящих от политической власти государства. Институты гражданского общества: семья, церковь, образование, добровольные союзы и организации во всех сферах жизни общества. Гражданское общество – это общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между индивидами, не опосредованными государством. По-другому можно сказать, что гражданское общество есть совокупность неполитических отношений, существующих вне рамок политической структуры государства, вне рамок государственных структур и органов , но не вне рамок государства вообще. Жить в государстве и быть вне его невозможно. Речь идёт о том, что государство создаёт рамочные законы, общие «правила игры» для самодеятельности, самоорганизации, для организующихся «снизу» объединений граждан во всех сферах его жизнедеятельности. Эти «рамочные законы» одинаково значимы как для личности, так и для самого государства. С одной стороны, они вводят в правовое пространство многообразную деятельность личности в обществе, а с другой, - являются законодательным ограждением личности от прямого вмешательства в её дела со стороны государственной власти. Гражданское общество – это «амортизатор» между человеком и государством, не позволяющий последнему превратить свою власть в прямой диктат. Тем самым создаётся система для саморазвития социальной, социокультурной и духовной сфер, их самовоспроизводства от поколения к поколению.

В результате получается прямо независимая от государства система общественных институтов и отношений, призванных обеспечить условия для самореализации как отдельных индивидов, так и коллективов, их коллективных и индивидуальных интересов. В гражданском обществе, таким образом, свободно развивается ассоциативная жизнь (т.е. самодеятельные объединения) или так называемая публичная (общественная) сфера.

Для гражданского общества типичными являются горизонтальные связи: властная государственная вертикаль не его среда воздействия. Фундамент горизонтальных связей гражданского общества – это экономические отношения, основанные на частной собственности. Основанные на частной собственности эти отношения обеспечивают значительную экономическую самостоятельность человека, производителей. Второй слой горизонтальных связей гражданского общества – социокультурные отношения, куда включаются семейно-родственные, этнические, религиозные и прочие связи. Наконец, третий, верхний слой образуют отношения, связанные с индивидуальным выбором, с политическими и культурными предпочтениями, ориентациями (группы интересов, политические движения, клубы, политические партии). Основная сущностная черта таких отношений - их самоорганизация, самодеятельность. Они возникают «снизу», из глубины интересов человеческих общностей. Их существование связано одним общим стремлением к совместной жизни.

Итак, для гражданского общества характерно преобладание горизонтальных связей, тогда как управление по вертикали обеспечивает государство («вертикаль власти»).

2.Формирование и развитие гражданского общества неразрывно связано с формированием и развитием государства, причём такого государства, где верховенствует закон и высоко развито правосознание граждан (правовое государство). Связь «гражданское общество – правовое государство» основана на взаимовлиянии: государство посредством законодательства, политики социализации личности и т.п. формируют высокоразвитое в гражданском отношении общество. И наоборот. Гражданское общество влияет на развитие демократизации в законодательстве, на поведение институтов власти. Гражданское общество «отнимает» у правового государства некоторые его функции (например, разрешение конфликтов на местном уровне). Вместе с тем гражданское общество и правовое государство находятся в состоянии постоянного «противовеса» друг другу, созидают, но контролируют друг друга, препятствуя одновременно поглощению общества государством и государства обществом.

Гражданскому обществу присуща высокая степень развития таких характеристик, как политическая культура и политическое сознание. Здесь наличествует активная политическая жизнь, плюрализм мнений и идеологий. Наконец, основным методом решения спорных вопросов является компромисс, консенсус, поиск национального согласия. Важной проблемой гражданского общества является взаимопонимание общества и личности, коллектива и личности. В гражданском обществе, правовом государстве этническая, идеологическая, политическая, классовая, культурная, религиозная и любые другие общности не должны подавлять индивидуальность. Здесь индивид, ставший личностью, может выделяться, не порывая с общей ментальностью, идеей, общностью судьбы, истории, присущей данной коллективности. Здесь имеется новая основа для самореализации личности, проявления её индивидуальности: самостоятельность, самоценность, гражданская ответственность человека, способного и желающего рассчитывать на свои собственные силы, самодеятельность соревнования. Условием и результатом такого развития становится всё более полное превращение общества в гражданское целое, а государства – в правовое политическое единство.

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое гражданское общество? 2. Какими средствами располагает гражданское общество для «давления» на государственную власть? 3. Что нужно, чтобы гражданское общество в России окрепло и обрело силу? 4. Каковы причины разрушения гражданского общества в России в 1917 году? 5. Почему личность и собственность являются базовыми элементами гражданского общества? 6. Почему переход от авторитаризма к демократии невозможен без формирования развитого гражданского общества? 7. Совместимы ли свободная личность и государство (имеющее право на легитимное насилие)? 8. Почему развитие государства зависит от зрелости гражданского общества?    

 

 

Задания. Тесты.   Ответы.
1. Характерные признаки гражданского общества: а) частная собственность; б) монополия государства на собственность; в) этатизм; г) свобода личности; д) независимые ассоциации граждан; е) общество любителей пива; ж) однопартийная политическая система; з) многопартийная политическая система. 2. Гражданское общество – это: а) общество граждан одного государства; б) экономический базис государства; в) неполитическая сфера, образуемая совокупностью частных лиц, групп и институтов, не зависящих непосредственно от политической власти государства; г) часть активных людей, участвующих в политической жизни государства. 3. Формирование гражданского общества и правового государства в России требует: а) запрета КПРФ; б) окончательного разгосударствления собственности; в) упразднения поста президента и перехода к парламентской республике; г) создания многопартийной политической системы с мощной оппозицией; д) формирования и развития многоукладной экономики. 4. Средний класс является социальной основой гражданского общества и правового государства, потому что: а) это слой людей, обладающих частной собственностью; б) живет только на заработную плату; в) ему есть что терять во время социальных потрясений; г) способствует смягчению социальных противоречий в обществе, «гасит» социально-политические конфликты; д) поддерживает развитие демократизации в законодательстве и практической политике государства эволюционным путем; е) не интересуется политикой; ж) интересуется политикой.    

 

 

VII. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

1. Сущность, содержание и структура политического процесса.

2. Способы реализации политического процесса.

3. Фазы осуществления политического процесса.

4. Типы и разновидности политического процесса.

1. Политический процесс – одна из основных категорий политической науки. Эта категория тесно связана с понятиями политическая система и политическая жизнь. Политический процесс воплощает тенденцию политического развития, раскрывает движение, динамику, эволюцию политической системы и политической жизни общества, изменение их состояния во времени и пространстве.

Политический процесс выражает всю совокупность действий, осуществляемых субъектами, носителями и институтами власти по реализации своих ролей в политической сфере.

Движущей силой политического процесса выступают противоречия, возникающие в ходе взаимодействия различных социально–политических субъектов – участников политического процесса.

Содержание политического процесса включает в себя: а) социально – политические условия его возникновения и функционирования; б) субъекты политических действий и средства их влияния на объект; в) политические интересы, мотивы и цели поведения; г) взаимодействие социально – политических субъектов в форме борьбы и сотрудничества.

По своему составу (структуре) политический процесс может быть представлен совокупностью способов его выражения: революция, реформа, модернизация, восстание, политический кризис, прямое политическое действие (забастовки, митинги и т.п.), конфликты и сотрудничество, избирательные кампании. Политический процесс осуществляется через борьбу людей (социальных групп) за свои интересы. Именно эти интересы играют роль генератора политического процесса.

Политический процесс данного общества и государства всегда состоит из множества отдельных взаимосвязанных и сложно переплетающихся процессов. Их можно подразделить на базовые и периферийные. Базовые процессы характеризуют разнообразные способы включения социальных слоёв и групп в отношения с властью, государством, типичные приёмы формирования политических элит, стратегию управленческих решений и другие стратегические действия. Периферийные политические процессы раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и др.), развития местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на формы и способы функционирования власти. Как базовые, так и периферийные процессы различаются по времени и характеру осуществления, могут протекать в открытой и скрытой формах. Скрытый, теневой политический процесс в отличие от открытого базируется на деятельности публично неоформленных политических институтов власти, а также на властных притязаниях граждан, не выраженных в официальной форме.

Каждый политический процесс является циклическим и обладает внутренним ритмом, повторяемостью основных стадий взаимодействия субъектов, структур, институтов (например, электоральный процесс характеризуется избирательными циклами, циклы государственного управления часто связаны со стратегическими решениями правящей партии или правительства и т.п.). Частные политические процессы объединяются в единый процесс на основе потребности их субъектов превратить свои интересы во властные политические решения путём воздействия на власть. Институты государственной власти являются поэтому своеобразными аккумуляторами требований социальных групп и выработки на их основе коллективных решений, политической воли общества.

2. В настоящее время в политологии выделяют обычно два способа реализации политического процесса: консервативно–рутинный и радикально–реформаторский. Первый способ направлен на сохранение сложившихся политических институтов политической системы общества в целом (государства, партий, общественных организаций, административного аппарата, судебной системы, законодательной власти), а также форм правления (политического режима). Для этого способа характерно стремление к строгой регламентации во всех сферах жизнедеятельности, делегирование значительного количества властных полномочий наверх, отсутствие плюрализма и оппозиции. Политическая система плохо усваивает нововведения.

Радикально–реформаторский способ реализации политического процесса, напротив, открыт социально–политическим инновациям, жадно их усваивает. Ему присущи гибкие формы организации. Его целью является удовлетворение новых общественно–политических потребностей. Это влечёт за собой качественное обновление прежних задач, изменение средств и способов политической деятельности.

Необходимо подчеркнуть, что в реальной жизни оба способа реализации политического процесса тесно переплетаются и взаимодействуют друг с другом, меняются во времени.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т.е. одно её состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся фрагментами политического процесса. Постоянно повторяющимися, устойчивыми являются при этом лишь фазы осуществления политического процесса.

3. В политическом процессе выделяют три основных фазы его существования. Первая: артикуляция, т.е. осознание, определение и представление во власть своих политически значимых интересов всеми социальными субъектами общества. Артикуляция воплощается через деятельность партий, общественных объединений, лидеров, через митинги, избирательные кампании, референдумы, а также через общественное мнение, средства массовой информации и т.п. в зависимости от политического режима и традиций общества. Все действия по артикуляции политических интересов социальных субъектов общества составляют в совокупности понятие «политическое участие». Политическое участие раскрывает таким образом процесс включения индивида, всех социальных субъектов в механизмы выработки властно значимых интересов, характеризует все действия отдельных лиц и групп граждан, стремящихся повлиять на содержание и характер политических решений институтов власти в общенациональном масштабе или на местном уровне. При этом важно отметить, что степень вовлечённости граждан в политику зависят от конкретной ситуации, духовного климата в обществе, от политического режима в стране, а также самого человека, его политической культуры, степени развития его амбициозности. Причинами включения индивида в политику могут быть самые различные психологические состояния человека: рациональное и расчётливое осознание своих интересов и желание завоевать новый статус, желание жизненного успеха и общественного долга, страх, политические амбиции, желание реализации своих гражданских прав и т.п. Важнейшими условиями активизации политического участия являются достижение определённого уровня политической культуры, доступность информации, идеологический плюрализм в обществе и др. Многообразие форм политического участия также зависит от множества причин (пол, возраст, религиозная принадлежность, образование и т.п.). Американские идеологи С. Верба и Л. Пай выделяют такие разновидности политического участия, политического поведения граждан: а) совершенно пассивные формы; б) участие только в выборах представительных органов; в) вовлечённость только в решение местных проблем; г) поведение активных участников предвыборных кампаний; д) поведение политических активистов, распространяющих свою активность на всю сферу политики; е) профессиональная деятельность политика. Формы политического участия различаются по масштабности (сфере социального распространения) и интенсивности (активность действий). По отношению к действующим в государстве законам необходимо различать конвенциональные (легальные) и неконвенциональные (незаконные) формы политического участия. К первым относятся разрешённые властями демонстрации, забастовки, митинги и т.п. Неконвенциональные (незаконные) формы участия выражают политический протест населения. Политический протест – это негативная реакция социального субъекта на политическую ситуацию, которая, как правило, обусловлена неэффективной стратегией и технологиями осуществления власти (ущемление прав меньшинства и отдельных индивидов). Причиной политических протестов являются также слабая приверженность граждан политическим целям режима и господствующим в обществе ценностям. Это запрещённые властями антиконституционные действия – несанкционированные властью демонстрации, митинги и забастовки, а также деятельность подпольных политических партий, политический терроризм, наконец, самая разрушительная для общества форма политического протеста – революция.

Вторая фаза политического процесса – это этап принятия решений и формирования политической воли. В зависимости от конкретно–исторических условий содержание политического процесса на этой фазе будет зависеть от уровня централизации власти, характера взаимоотношений центральных и местных органов власти, партийных и государственных структур, способов разделения и взаимной ответственности властей и т.д. Принятие политических решений – сложнейшая процедура, «сердце» политики, важнейший акт деятельности государства. Оно включает стадию подготовки (сбор всесторонней информации о состоянии общества, выработка концепции политики, определение фактических, а не мнимых целей движения общества и др.). Политические решения воплощаются в государственный закон, выражающий в конечном счёте властную волю подавляющего большинства общества (в демократических режимах) или его правящего меньшинства (тоталитарные режимы).

Третьей фазой политического процесса является этап воплощения политической воли в жизнь. Его содержание – реализация управленческих решений. Основная задача здесь: обеспечить вертикальную интеграцию политической жизни общества. Для этого необходимо выбрать и проводить адекватные принятым решениям методы политического регулирования или типы реализации решений. В современной политологии различают следующие типы реализации политических решений: популизм, элитизм, консерватизм, демократизм и радикализм. Популизм предполагает прямую апелляцию к массовому сознанию, эмоциям, сиюминутным настроениям. Сущность популизма: давать простые ответы на сложные вопросы (а реальные политические проблемы – всегда очень сложное явление). Поэтому он сориентирован на упрощение, вульгаризацию предлагаемых обществу целей. Наиболее часто популизм проявляется при харизматическом правлении. Однако популистские меры могут выступать составной частью политического курса при демократических и других режимах, придерживающихся рациональных методов управления. Элитизм (от слова элита) ориентирован на закрытый характер принятия и осуществления политических решений, на усечение политического информирования общественности (информированность – лишь для избранных). Консервативный тип ориентирован на сохранение структуры и функций государственных органов власти, он характерен для стабильных политических режимов, опирается на приверженность граждан политическим традициям. Консерватизм усиливает патриотические настроения и способствует стабильности общества. Радикализм делает ставку на раскол общества, противопоставление одних его социальных слоёв другим (классам, этническим группам, вообще «другим», «чужим», «не нашим»). Насили

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Методические документы по политологии. Часть 2

На сайте allrefs.net читайте: "Методические документы по политологии. Часть 2"

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: ЕГО СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Москва - 2001
  Климова С.В., Бобков А.Н., Лопарев А.В., Черняева Г.В. Под научной редакцией проф. Еремина Ю.В. Политология. Часть II. Учебно-практическое пособие для студентов всех специальностей

I. ДЕМОКРАТИЯ: ТЕОРИЯ И РЕАЛЬНОСТЬ
1. Понятие демократии 2. Сущность демократии как политического строя. 3. Свобода и ответственность как сущностные элементы демократии. 1. Появление понятия «демократия» о

КАК ОБЪЕКТ ПОЛИТИКИ
1. Содержание понятия «международные отношения». 2. Факторы, влияющие на развитие системы международных отношений. 1. Международные отношения – политологическое понятие, обозначаю

ХI. ЧЕЛОВЕК И ПОЛИТИКА
1. Личность как субъект и объект политики. 2. Политическая социализация личности. Политическое участие как форма политической социализации личности. 1. Уже Аристотель утверждал, ч

И ПОЛИТИКА
1.Информация и средства массовой коммуникации. 2.Функции и задачи СМИ в политике. 3.СМИ как механизм политического манипулирования. 1.Информация (лат. –

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Абсолютизм (лат. - неограниченный, независимый) – абсолютная, неограниченная монархия, самодержавная власть принадлежит одному лицу – монарху. Для абсолютизма характерно объединение в одном лице за

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги