рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая символика

Политическая символика - раздел Политика, Политическое лидерство Неотъемлемой Частью Формирования, Фиксации И Воспроиз­водства Идентичности Лю...

Неотъемлемой частью формирования, фиксации и воспроиз­водства идентичности любой нации и государства как социокультурной и политической общности являются национально-государ­ственные символы и идеалы. Они выступают своеобразными свя­зующими элементами политической культуры. Символ представ­ляет собой концентрированное зримое выражение основной идеи явления или понятия, основанное на его структурном сходстве с этими последними. Одной из форм символа является эмблема. Вы­дающийся российский философ А. Ф. Лосев относил к эмблемам к государственную символику. Частным видом эмблемы являются герб, флаг и другие атрибуты, воплощающие прежде всего идею нацио­нально-государственного единства и величия. Для того, чтобы по­стичь заложенную в символе идею, требуется активная работа ума воспринимающего субъекта. Символ одновременно является специ­фическим средством общения между людьми, может помогать им узнать их принадлежность к конкретной социальной общности, ус­воить пронизывающую эту общность центральную идею и т. д.

Символы можно изображать условно-графически (христиан­ский крест, серп и молот, нацистская свастика и т. д,), человечески­ми или иными фигурами (Марианна во Франции, Джон Булл в Англии, дядя Сэм в США, медведь в России, страус в Австралии и т. д.). Такие символы, как, например, флаг страны или сигнальный свет, имеют значение не сами по себе, а лишь в качестве средств выражения того, что имеет связь с обществом или действиями лю­дей. Комплексные системы типа речи, письма или математических знаков — это тоже символы, поскольку и звуки и знаки обладают значимостью только для тех, кто умеет их "читать", расшифровы­вать их смысл.

На поведение людей зачастую гораздо более сильное влияние могут оказать не столько сами действия правительства, политиче­ских партий и деятелей, сколько господствующая а обществе сис­тема символики, ориентирующая людей на конкретный тип социальных отношений. Сами по себе символы, не связанные с реальной действительностью, с центральной идеей, господствующей в обще­ственном сознании, не могут правильно объяснить подлинные ме­ханизмы и мотивы, которые определяют и регулируют поведение отдельных индивидов и социально-политических группировок. За­частую разного рода символы создаются искусственно, на основе неполной, предвзятой трактовки тех или иных социальных и обще­ственно-политических процессов и явлений. И тем не менее общий язык символики свидетельствует о единстве политической культу­ры данного общества.

Как отмечал О. Шпенглер, единство всякой культуры зиждет­ся на общем языке ее символики. Каждый народ создает и почита­ет собственные национально-государственные символы. Они стро­ятся на длительной традиции, в которой важное место занимают разного рода знамена, флаги и гербы, другие символы и атрибуты государственно-политической самоидентификации. Часть символов формируется спонтанно в процессе жизнедеятельности всех или большинства членов национального сообщества, а другая часть соз­дается и целенаправленно внедряется элитами. Со времени воз­никновения национального государства политические лидеры соз­давали и использовали национальные символы для обоснования проводимого ими политического курса. Министр иностранных дел Франции Ламартин говорил в 1848 году: "Если вы отнимете у меня трехцветный флаг... то отнимете у меня половину мощи Франции, как здесь в стране, так и за границей". То же самое можно сказать Применительно к большинству государств современного мира.

Одно из центральных мест среди символов занимают нацио­нальные гимны, которые представляют собой официальные пат­риотические символы, или, как пишет К. Серулоу, "музыкальный эквивалент девиза, герба или флага страны". Гимны, подобно Дру­гим национальным символам, становятся чем-то вроде "визитной карточки" нации. Они — современные тотемы, знаки, с помощью которых народы отличают себя друг от друга или подтверждают границы своей "идентичности".

Каждая страна имеет свой государственный или националь­ный флаг, олицетворяющий ее независимость, суверенитет и место в мировом сообществе. Показательно, что главы государств (прези­денты, монархи), вступая на должность, произносят клятву верно­сти при обязательном присутствии государственного флага. Какое бы то ни было оскорбление флага в большинстве стран рассматри­вается как уголовно наказуемое преступление. Флаг в сочетании с гимном и другими атрибутами государственности во многих стра­нах превратился в эмоциональное воплощение нации. Не случайно, когда граждане одной страны хотят выразить свое недовольство и протест действиями другого государства, они прибегают к публич­ному сожжению флага этого государства. Как правило, ни одна официальная церемония не обходится без государственного флага, Он водружается на зданиях резиденции главы государства и пра­вительства. В дни официальных праздников государственный флаг вывешивается на общественных зданиях. Государственные флаги являются неизменным атрибутом при двусторонних или многосто­ронних переговорах между различными странами. Флаги перед зданием ООН символизируют страны, входящие в эту междуна­родную организацию.

Наряду с флагом та или иная страна в представлениях как ее граждан, так и иностранцев, отождествляется с ее гербом. Часто в качестве центрального элемента гербов выступают изображения растений и деревьев (например, у Ливана — кедр, Канады — кле­новый лист и т. д.), животные (лев у Великобритании), птицы (орел у России, США, Германии и т. д.). В последних двух случаях напра­шивается аналогия с положением дел в мире животных и птиц: подобно тому как среди зверей царствует лев, а среди птиц — орел, в мире людей на вершине стоит король, император, царь.

Двуглавый Орел — один из древнейших символов власти, вер­ховенства и мудрости. Орлы в таком качестве встречаются уже в Древнем Египте. В VII веке до н.э. двуглавый орел символизировал объединение Мидийского царства с Ассирией. Изображения орла встречаются на цилиндрических печатях. Халдеи, датирующихся VI веком до н.э. В средние века золотой орел на красном поле стал одним из атрибутов Византийской империи. В XV веке черный орел на золотом фоне был гербом Священной Римской (Германской) им­перии. Центральное место занимает изображение орла и в государ­ственном гербе России.

Национально-государственные символы и идеалы более или менее тесно связаны между собой, они взаимодополняют и поддерживают друг друга. Идеал не существует сам по себе, а выражает­ся с помощью какого-либо документа, произведения искусства, из­речения и т. д.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Политическое лидерство

На сайте allrefs.net читайте: Политическое лидерство...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая символика

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Политический лидер и его функции
Политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов, когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского

Теория черт лидера».
Первая из четырех теорий – «теория черт лидера» -- объясняет феномен лидерства выдающимися качествами личности, Согласно этой теории, лидером не может быть любой человек. Политический лидер должен

Ситуационная концепция лидерства.
Как и «теория черт лидера», ситуационная концепция учитывает не только черты личности, но и соответствующие им обстоятельства. Согласно ей, не существует некоего универсального набора личностных ка

Теория «свиты, делающей короля».
Свои обстоятельства предлагает и третья концепция – с условным названием теория «свиты, делающей короля». Здесь, похоже, не соискатель лидерства преодолевает трудности на пути к «трону», а та или и

Психоаналитическое объяснение лидерства.
Наконец, еще один оригинальный подход демонстрирует психоаналитическое объяснение лидерства. Психоанализ – это особый метод психотерапии, разработанный австрийским врачом Зигмундом Фрейдом (1856

Традиционные, рациональные и харизматические лидеры.
Следующий признак типологии лидеров близок к предыдущему. Однако здесь он рассматривается в масштабах не группы, а общества. Речь идет о способе легитимации власти лидера в обществе, т.е. о

Авторитарные, либеральные и демократические лидеры.
Эти типы лидеров отличаются друг от друга по стилю руководства и управления. Так, авторитарное лидерство предполагает единовластие и директивное10 (т. е. Категорически прик

Имидж и призвание лидеров.
Следующим критерием в классификации политических лидеров может служить их внешний образ (имидж) и призвание. Здесь важно социальное предназначение лидера, т. е. характерные для него роль и с

Политические лидеры
    По способу утверждения лидерства в группах и организациях     »формальные »неформальные    

Лидер-популист
1) спекулирует на недостатках и проблемах общества 2) подчеркивает свою непричастность к их возникновению 3) беспощадно бичует своих соперников 4) говорит что делать, но

Факторы влияния политической деятельности на личность.
Участие в демократическом политическом процессе является способом самоутверждения человека, формирования культуры общения, навыков управленческой и самоуправленческой деятельности. По мере все боле

Мотивация участия в политическом процессе.
Достижение целей широкого политического участия людей значительно зависит от мотивов, которыми руководствуется личность в своей политической деятельности, ибо сама мотивация может оказаться с точки

Предпосылки для участия личности в политическом процессе.
Активное включение личности в политический процесс требует определенных предпосылок. Их можно разделить на три группы: материальные, социально-культурные и политико-правовые. Опыт показывает, что д

Формирование политических взглядов личности.
Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, сформи

Политико-правовые факторы.
Существенной предпосылкой активного политического участия являются также политико-правовые факторы. К ним относятся демократический политический режим, доминирование в обществе демократической поли

Права и свободы личности.
Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образовани

Политическая культура
Несмотря на очевидную важность политической культуры для понимания мира политического, в нашей обществоведческой литературе она еще не получила должного освещения. В настоящее время существует самы

Сущность характеристики политической культуры
Концепция политической культуры и политико-культурный подход впервые были введены в политическую науку американ­скими политологами в середине 50-х гг. С тех пор они получили широкое распространение

Религиозный аспект политической культуры
Немаловажную роль в формировании и функционировании политических культур играет религия. Более того, многие идеи, ценности, установки, связанные с религией, включаются в полити­ческую культуру той

Типологизация политической культуры
Простая констатация факта существования того или иного ком­плекса элементов, которые можно было бы объединить в категорию политической культуры, сама по себе не снимает вопрос о том, как эти элемен

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги